Алексей Алехин: конкурс «Лидеры России» — это социальный лифт

Фото Нуне Тарпошян
На лацкане пиджака Алексея Алехина – значок с буквами ЛР. Такой получил каждый финалист первого конкурса «Лидеры России». Из почти 200 тысяч участников победителями стали сто человек. Алексей Алехин – единственный нижегородец, который вошел в этот список.
И наш «живой разговор» — это первое развернутое интервью нижегородскому изданию, которое Алексей дает после оглашения результатов.
- Алексей, первый вопрос самый банальный: почему вы решили принять участие в конкурсе?
- Видимо, я был его целевой аудиторией: когда о проекте только объявили, у меня информация о конкурсе разве что из утюгов не шла. Но главным критерием стала… личность организатора, Алексея Комиссарова. Я знал его как крайне порядочного и очень дельного человека. И понимал: если «Лидерами России» занимается Комиссаров, значит, это будет действительно объективный конкурс, а не профанация.
- Но в интернете уже появляются нахмуренные посты на тему «да знаем мы все эти конкурсы, ничего там серьезного нет, очередной пиар».
- Да-да, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Скорее, это пишут те люди, которые не участвовали в отборочных этапах. Мне кажется, не совсем правильно оценивать то, что не знаешь. А конкурс был проведен с высочайшим профессионализмом. Заметьте: изначально организаторы ожидали, что участвовать в нем захотят – ну, тысяч десять-двенадцать человек. Заявки подали почти 200 тысяч. В самом начале у организаторов даже падали серверы – такой был вал желающих. И несмотря на это, они смогли не просто справиться с задачей, а справиться прекрасно.

- Какие цели вы себе ставили, подавая заявку?
- У меня было пять причин.
- Прямо как в песне.
- Только мои причины несколько отличаются от песенных. Первая – хотел проверить себя. Насколько я соответствую критериям лидерства? Вообще, это очень полезно: периодически оценивать себя со стороны, а не уподобляться той лягушке из анекдота, которая «на самом деле я белая и пушистая, просто болею». Второй причиной было – получить новые знания.
- Так вроде конкурс – это проверка знаний, а не их получение.
- Как говорил мой научный руководитель, хороший экзамен – это еще и обучение. Каждый этап конкурса становился прекрасным тренингом. Я видел, как люди меняются буквально за 3 дня. В финале у нас была встреча с губернаторами регионов, и глава Самарской области Дмитрий Азаров сказал что-то вроде «После того, как я возглавил область, стал Азаровым 2.0». Так вот, не скажу, что я поднялся до уровня 2.0, но то, что сегодня актуальна версия «Алехин 1.5» — точно.

- В общем, стоило участвовать хотя бы ради саморазвития.
- Однозначно. Даже если бы я остался в полуфинале, мне было бы не стыдно, настолько высок уровень соперников. И государство, конечно, очень серьезно вложилось в этот проект. Каждый финалист получил образовательный грант на 1 миллион рублей, и хочется максимально отработать эти деньги, принести стране пользу, которая многократно окупит инвестиции, которые были в меня вложены. У меня сейчас ощущение, будто я попал в пещеру с сокровищами — возможностями, но унести из нее могу лишь то, что поместится в руках. И важно выбрать «бриллианты», а не «медяки».
- А что такое для вас «медяки»?
- Это и выбор бесполезного образования, и неиспользованные возможности в диалоге с будущим наставником, и звездная болезнь — сейчас у нас как раз начинается испытание «медными трубами».
- То есть критические посты в соцсетях – это для финалистов некое противоядие от «медных труб»?
- В том числе. Ну а если продолжать о причинах, то третья – это желание завязать новые знакомства и контакты с участниками, наставниками, спикерами. Четвертая причина – хочется быть более полезным своей стране, чем сейчас.
- Вы так спокойно об этом говорите! Обычно такие слова произносятся голосом, дрожащим от патетики, а после них целуют знамя.
- Ну а какой тут пафос? Я уже 4 года – общественный представитель Агентства стратегических инициатив. Наверное, половину своего времени занимаюсь именно общественными проектами.
- И бесплатно.
- Да. И уже хочется приносить пользу на более высоком уровне. Я живу так.

- А пятая причина? Ну не может же быть, чтобы вы не думали о карьерном росте?
- Конечно, думал. Да, хочется работать в той сфере, где я смогу реализовать все свои идеи и предложения, которых накопилось уже немало.
- Интересно, а почему все-таки так много людей решили участвовать в конкурсе? Что их заставило? Нехватка тех самых «социальных лифтов», которые как раз и предлагал конкурс?
- Нехватка социальных лифтов – однозначно. У нас их действительно намного меньше, чем требуется. А второе – в обществе есть потребность в изменениях. Мне кажется, сейчас у нас состояние – не то, чтобы перегретого пара, но где-то около того. Причем изменения эти люди хотят продвигать не революционным, а именно конструктивным путем. Нам нужен спокойный, разумный «полилог» бизнеса, власти и общества. Ну и, повторюсь еще раз, организаторам удалось убедить потенциальных участников, что конкурс будет честным и непредвзятым. На церемонии закрытия Сергей Владиленович Кириенко говорил, что – да, были моменты, когда высокопоставленные люди, скажем так, звонили уточнить: «а почему в следующий этап не прошел мой сын?» — но когда им показывали результаты тестов – соглашались, что всё объективно.
- Почему в финал вышло так мало женщин? Всего около пятнадцати процентов…
- Не знаю. Опять же, по словам организаторов, заявок от женщин было очень много. Но вот так получилось, что до финала смогли дойти лишь единицы.
- Может, конкурс собирал в финал людей лишь какого-то одного психотипа, к которому в основном принадлежат мужчины?
- Нет, совсем не так. Люди в финале оказались очень разные. Хотя мы, конечно, подбирали себе команду таким образом, чтобы все участники были на одной волне. Это, кстати, сложный процесс: 300 человек должны сами разбиться на команды количеством участников «не менее семи и не более восьми человек» — так было написано в правилах.

- А какой тактики вы придерживались на финале?
- Одна из возможных тактик была – доказать, что ты яркий лидер, попытаться задавить всех своей харизмой. Но я последовал другому совету. «Посмотри, — сказал мне один человек, — лидеров из всех участников уже отобрали на этапе полуфинала. Возможно, сейчас будут оценивать, как человек поведет себя в коллективе. Станет он всех «забивать»? Выставлять себя вперед? Или работать в команде, помогая каждому раскрыть свои сильные стороны?» Этот совет мне показался очень логичным – именно такую стратегию я и предложил своей группе. Со мной согласились, и мы действительно работали единой командой. Да, мы понимали, что каждый из нас конкурент друг другу, но стратегию выбрали – и ей придерживались. Да, каждого из нас периодически «заносило» (и меня тоже «заносило») – каждому спокойно сообщали: «Вот сейчас ты был неправ». И работали дальше.
- Стратегия удалась?
- Да, из семи участников команды четверо стали победителями.
- А вы уже выбрали, где будете учиться? Куда потратите свой «образовательный миллион»?
- Пока я рассматриваю варианты. Но, надо признаться, много занимаюсь образованием. Только в прошлом году я 5 недель учился в Сколково по программе развития моногородов. Затем учился с нижегородским правительством на программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд» в РАНХиГС, после этого прошел стажировку в Японии по развитию туризма. Сейчас сам в команде обучающих кадровый резерв «Росатома»…

- Какие курсы стали самыми полезными?
- Если проанализировать все программы, включая МВА, лучшее, что у меня было – то, что происходило в Сколково. Если интересно, я могу рассказать.
- Конечно!
- Представьте: приезжает в Сколково несколько команд от моногородов (кстати, в Нижегородской области их двенадцать). В каждой команде – мэр города, представители администрации и бизнеса. Так вот, администрацию муниципалитетов вырывают из привычной им среды, где каждый день нужно решать какие-то авральные проблемы вроде прорвавшейся трубы и предлагают подумать, чем будет жить их город через 10 – 20 лет. Фактически – написать стратегию развития. И я видел, как менялось сознание людей. Как менялись их проекты и они сами. Кстати, было очень приятно увидеть в числе преподавателей Сколково Нину Витальевну Звереву – она учила нас публичным выступлениям. На полуфинале «Лидеров России» она тоже была. Интересный момент – во время выступления она рассказывала историю об одном из ее учеников, который в детстве сфотографировался с космонавтом и очень этим гордился. В перерыве я подошел к Нине Витальевне и попросил ее стать моим космонавтом. «Можно я с вами сфотографируюсь?» — пояснил я и она, посмеявшись, согласилась. Так что у меня есть с ней фотография, сделанная на конкурсе.
- Алексей, а какие конкурсы были на «Лидерах России»? Информация до сих пор очень скупая.
- Конкурсы – очень разнообразные. Были уроки в школах, были тесты на понимание современных технологий. Вчера я проводил стратегическую сессию в Сергиевом Посаде по развитию туризма. Участники меня спросили: «Мы видели по телевизору: вы сколачивали скворечники. Зачем? Это что – задание для элиты?» А это был один из самых важных конкурсов. Мы изучали бережливое производство под руководством наставников «Росатома». И если раньше я знал, что бережливое производство – это важно, то сейчас я это почувствовал своим руками.

- То есть вас обучали производственной системе?!
- Да, фантастика! Никакой скучной теории. Когда сам закручиваешь саморезы на скорость, начинаешь понимать, что такое грамотная организация производства.
- Да не только производства. Это же система для жизни во всех ее проявлениях.
- Именно. Сначала мы всей командой делали скворечник за 24 минуты. И не уложились. Хорошо. Нам объяснили, что такое потери времени, как они возникают и какими способами можно их устранить. Провели хронометраж, проанализировали результаты…
- Предложили кайзены и выявили муду – все как у японцев, основоположников этой системы?
- Да. После этого результат был уже намного лучше. Затем – еще одна короткая теория, и снова работа… Словом, в итоге выяснилось, что скворечник, который мы сначала не успели сделать за 24 минуты всемером, организаторы делают за три минуты втроем. Спокойно и без суеты. Только за счет грамотной организации производства. А потом глубоко в ночи один из участников команды пишет в общий чат: он подумал и понял, как этот скворечник можно в одиночку сделать за 4 минуты! То есть ты понимаешь, что пределу совершенства – нет!
- Да-да. Постоянные усовершенствования на каждом рабочем месте. Помню этот слоган. Мне очень обидно, что производственную систему, которая в России появилась пятнадцать лет назад, до сих пор не внедрили в ЖКХ. Мы бы сразу стали платить за квартиру меньше!
- Как минимум, у коммунальщиков повысилась бы эффективность работы. Но принципы бережливого производства действительно можно экстраполировать на любую сферу деятельности.

- Не могу не задать вопрос, который когда-то уже задали одному человеку. Только чуть перефразирую. Who are you, mister Алехин? Расскажите о себе? Регион хочет знать своих героев.
- Команда Нижегородской области была очень сильной. Да, так получилось, что среди победителей я оказался единственным нижегородцем, но, уверяю, здесь есть элемент случайности. И региону обязательно нужно использовать потенциал финалистов и полуфиналистов конкурса. А моя деятельность делится на две части: рабочая и общественная. Рабочая часть – это предпринимательство. Я занимаюсь консалтингом, провожу стратсессии, форсайты и помогаю выстраивать стратегии развития фирмы, региона и так далее. Недавно, например, нашей командой делали стратсессию для рабочей группы Госдумы. Кроме этого, я – эксперт по классификации гостиниц. Эта часть бизнеса, во многом, для души. А моя общественная деятельность – это работа с Агентством стратегических инициатив. Мы ищем проекты в Нижегородской области, пытаемся их продвинуть на федеральный уровень. Помогаем реализовать проекты Агентства в нашем регионе.
- А в личной жизни? Вы производите впечатление человека-Ленина, который только работает, работает и работает…
- Личная жизнь, конечно, есть. У меня замечательная жена — Юля. Половина моих побед – по праву её. Есть тринадцатилетние дочки-двойняшки от первого брака – жаль, сейчас они живут в Подмосковье и мы видимся не так часто, как хотелось бы. Но зато созваниваемся и переписываемся почти каждый день. С Юлей – тоже дочка… и через месяц жду еще одну.
- Вот это у вас цветник!
- Я – очень счастливый отец. У меня потрясающие дети. Приятно сознавать, что в чем-то здесь есть и моя заслуга, но гораздо больше – заслуга мам.
- Тогда – поделитесь секретами воспитания.
- Случай один запомнился. Когда старшие дочки приезжают к нам на каникулы, мы часто устраиваем совместные просмотры старых советских фильмов. Причем по ходу сюжета можем несколько раз остановить видео и объяснить, что сейчас происходит на экране. Фильм «Офицеры» мы останавливали, наверное, через каждые три-четыре минуты. А потом у дочек случился их первый юбилей – 10 лет. Они позвали своих подружек, болтали и веселились у нас дома. Вдруг кто-то из них предложил: «А давайте фильм посмотрим!» Обсуждали разные варианты, а мои девчонки говорят: «Нет, давайте смотреть «В бой идут одни старики», такой классный фильм!» То есть мои дети на своем дне рождения хотели посмотреть «В бой идут одни старики» — значит, нам удалось заложить в их головы что-то настоящее. Но главное наше семейное увлечение – это краеведение.

- У вас ведь даже есть своя группа в Фейсбуке.
- Да, «История земли нижегородской». Сейчас там более 3 тысяч участников. У жены это увлечение переросло в профессию, она окончила курсы экскурсоводов у Александры Шаровой, сейчас учится в магистратуре на краеведа-экскурсовода… В группе идет такая насыщенная жизнь, там порой до виртуальных битв доходит с оскорблениями вроде: «Да вы, батенька, не краевед!»
- Ой какая прелесть!
- Но это же здорово, когда люди так сильно болеют душой за свой регион.
- И последний вопрос. Победители конкурса «Лидеры России» должны выбрать себе наставника. Кого выберете вы?
- Выбирают не только победители. Выбирают еще и наставники. То есть каждый из нас составил список из десяти человек, которых мы хотели бы видеть наставниками. А затем уже сами наставники будут выбирать себе победителей. Номер один в моем списке Сергей Владиленович Кириенко.
- Почему?
- Еще на конкурсе нам нужно было отвечать на вопрос: «Зачем вам наставник? Что вы хотите изменить с его помощью?» Если человек что-то хочет и может менять, он это берет и меняет.
- А если поменять не получается?
- Это означает, что я сам не готов к этим изменениям. Всё что нужно менять – себя. Вот для того, чтобы измениться в нужную сторону, «прокачать» себя, и нужен наставник. Так вот, 15-минутная лекция, которую Кириенко дал в последний день конкурса, по уровню мировосприятия стоит целого образовательного курса.
