Анна Карпушова: «Каждый родитель должен трезво оценивать способности своего ребенка»
Наталья Водянова взорвала социальные сети своим обращением к выпускникам школ. Супермодель, которая сама так и не окончила 11‑й класс, очень оригинально поздравила их с окончанием школы. Она объявила, что пробил час двоечников и троечников и только они могут сейчас добиться успеха. Поскольку не боятся совершать ошибки, принимать смелые решения и нарушать границы общепринятого.
Как показывает время, ученики, которые учились из рук вон плохо, действительно зачастую в жизни добиваются успеха. В то время как отличники, наоборот, остаются за бортом. Почему так происходит, мы решили поинтересоваться у детского психолога Анны КАРПУШОВОЙ.
От хулигана до «ботаника»
- Анна, двоечники и троечники действительно успешнее отличников?
– Такая точка зрения очень давно существует, и иногда на самом деле есть реальные примеры, когда бывший троечник создал с нуля свою фирму и процветает. Но, я думаю, тут нельзя делать каких-то однозначных выводов. Потому что много факторов влияет на успешность и неуспешность.
Во-первых, почему ребенок стал троечником-двоечником (объективно мало способностей; педагогическая запущенность; несовпадение тандема «учитель – ученик» с преобладанием личностного фактора в оценивании; индивидуальные особенности, например, невозможность восприятия школьной программы в условиях коллективного обучения и т.д.).
Во-вторых, какие особенности темперамента и характера у конкретного ребенка, какие у него особенности эмоционально-волевой регуляции и т.д.
В‑третьих, в какой обстановке ребенок живет, какие культурные и национальные особенности у его семьи, есть ли поддержка и любовь вне зависимости от школьных оценок.
В‑четвёртых, есть ли у ребенка занятия или увлечения вне школы.
То есть двоечник или троечник, предприимчивый по натуре (удачно избегающий вызова к доске, ловко исправляющий тройку на пятерку в тетради, виртуозно переключающий внимание родителей с его оценок на что-то другое или умеющий на это не реагировать), имеющий какие-либо способности и увлечения (спорт, например), с ненарушенными навыками общения и социального взаимодействия имеет много шансов добиться успеха в жизни.
– А двоечники и троечники способны давать новые прогрессивные идеи?
– Способны. Но только если базовый интеллект у них высокий. А таких не очень много среди двоечников-троечников… Ведь таких неуспешных в классическом учебном плане людей, как, например, Циолковский, Черчилль и Бродский, добившихся успеха на фоне школьной неуспеваемости, можно буквально по пальцам пересчитать. Зато каждый из них в чем-то изменил мир.
– Не кажется ли вам, что проблема отличников – в перфекционизме? Если книжку прочитать, то от корки до корки, если сочинение по литературе – то обязательно на 5. Они не дают себе права на ошибку.
– Это во многом зависит от воспитания в семье и позиции школы, «синдром отличника» и перфекционизм часто развиваются на фоне повышенных и всегда обязательных требований к ребенку и в школе, и в семье. Сначала от него все ждут бесконечных успехов, потом он сам начинает верить в то, что не имеет права на ошибку, и в дальнейшем развивается такой перфекционизм.
То есть я вижу корень такой проблемы изначально в социальных факторах, и только потом в личностных качествах отличника.
Конечно, тут, как и в ситуации с двоечниками, имеют значение индивидуальные особенности.
Ведь есть отличники – одаренные дети или просто с высоким уровнем способностей, легко обрабатывающие информацию, умеющие находить радость не только в отличных оценках. У них перфекционизм обычно в разумных пределах.
И есть «заучки» и «ботаники» среди отличников, для которых свет клином сошелся на очередной пятерке.
Становление личности
- Стоит ли ребёнка ругать за плохие оценки? Или всё-таки лучше вообще не придавать им значения? Ведь очень часто оценки бывают не связаны с уровнем знаний.
– Обязательно нужно реагировать на плохие оценки, показывать, что родителям важна школьная жизнь в целом и оценки в частности. Но вот именно ругать и наказывать не имеет смысла, никто еще не стал отличником и успешным человеком из-под палки.
Выразить свое отношение к плохой оценке, разобраться в причинах этого (не выучил, потому что было лень, или не выучил, потому что не понял – это две большие разницы), поговорить с ребенком и выяснить его отношение к такой оценке, направить в нужную сторону (помочь организовать учебный процесс, повысить мотивацию, оказать поддержку) – примерно такой алгоритм поможет и стабилизировать успеваемость, и сохранить нормальные детско-родительские отношения.
И еще важно трезво оценивать способности ребенка, поддерживать связь с учителями, при необходимости обращаться к психологам и другим специалистам, которые могут помочь ребенку.
– Можете ли вы дать какие-то советы родителям, чтобы вырастить успешного ребёнка?
– Видеть в ребенке отдельную личность с правом на собственный выбор (в широком смысле – от выбора, какой именно машинкой сегодня играть, до выбора спортивной секции или института).
Предъявлять высокие требования не только в плане учебы, но и в плане жизни в целом (умение себя вести, стремление к развитию, поддержка разносторонних увлечений, насыщенная традициями и впечатлениями жизнь семьи и многое другое). Причем желательно на собственном примере и примере значимых для ребенка людей.
Показывать ребенку многообразие мира (рассказывать о людях разных профессий, изучать биографии известных личностей, передавать опыт поколений на примере жизни своих родственников и т.д.), чтобы ребенок видел и понимал, что возможны разные пути.