H
H e
S L n s
с
Анна Ермакова: «Я никогда не была так счастлива, как сейчас»

Экс-директор Нижегородского оперного театра поделилась воспоминаниями

Экс-директор Нижегородского оперного театра поделилась воспоминаниями

Фото: из личного архива Анны Ермаковой

Сейчас Анна Ермакова занимается исключительно тем, что ей нравится

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Недавно отметила юбилей «железная леди» Нижегородского оперного театра Анна Ермакова. В истории театра она занимала руководящую должность дольше, чем кто бы то ни был – 32 года, ну а общий «директорский» стаж у нее составляет добрых четыре десятка лет: до того как возглавить оперу, Анна Дмитриевна восемь лет руководила Горьковским театром комедии. Она рассказала о том, насколько сладок директорский хлеб и каково это вообще, управлять огромным театром в эпоху перемен. 

И никаких джинсов!

– Анна Дмитриевна, какая была ваша первая мысль, когда узнали о назначении вас директором оперного театра?

– Я поняла, что мне досталась драгоценнейшая жемчужина. Но по иронии судьбы досталась именно тогда, когда в стране началась глобальная разруха – в 1986 году. И поэтому для себя поначалу не ставила никаких задач. Только бы сохранить! Мы вместе с Отаром Дадишкилиани и Владимиром Бойковым решили: строго держимся классики, сохраняем верность историзму, уважительно относимся к музыке и текстам. И чтобы никаких джинсов….

– Но вспоминается нашумевшая постановка «Скупого рыцаря», где персонаж облачен именно в джинсы…

– Разве что немного – в качестве эксперимента. Но превращать театр в сплошной эксперимент – ни за что.

– Как театру удалось выжить в условиях всеобщего дефицита, пустых полок и задержек зарплаты?

– Я делала все, что могла. Помню, как, с целью выбить прибавку к зарплате артистов, организовала научное исследование, доказывающее, что наши танцовщики буквально падают от недоедания. Специально пригласила ученых из медакадемии. Они пришли в театр и несколько дней занимались исследованием: смотрели, что-то замеряли. Затем написали большой серьезный труд, который возымел эффект.

Завод НИТЕЛ как-то сумел оформить нашу труппу в качестве своего культурного цеха и таким образом каждую неделю в течение чуть ли не трех лет нам привозили продукты питания, для многих это было спасением.

– И на этом фоне вы придумали Пушкинский фестиваль?

– Нет. Пушкинский фестиваль появился в 1986 году, но не родился, а был оформлен документально. Самый первый фестиваль, прообраз Пушкинского, состоялся еще в 1937‑м, когда театру дали имя Пушкина и уже сложились основы пушкинского репертуара. Тогда впервые прошла декада пушкинских спектаклей.

Документ о проведении всероссийского фестиваля был инициирован областным управлением культуры и лично Анатолием Трухмановым, а Министерство культуры России это поддержало и утвердило. И так совпало, что, когда я в театр пришла, документ уже был, но первый фестиваль готовился и проходил при мне.

К участию в фестивальных спектаклях мы приглашали высочайшие, первые имена отечественной оперы и балета – это было принципиально. Сейчас формат фестиваля размыт. Что ж, все когда-то меняется и уходит. Я очень дорожила этим фестивалем, и, к счастью, сохранены все материалы.

– При вашем руководстве появилось много интересных инициатив.

– Я стремилась как можно шире раздвинуть рамки театра. Думаю, многим памятны научно-практические конференции. Пишущая молодежь набиралась опыта в Школе молодого критика. По инициативе театра открылось хореографическое отделение в Нижегородском театральном училище. Театр «вышел на улицу» – я имею в виду спектакли под открытым небом.

Безусловно, ориентируясь на классический репертуар, театр активно работал и с современными авторами. При мне в афише появились Эдуард Фертельмейстер, Владимир Качесов, Кирил Ламбов, Юрий Николаев, Валерий Кикта, живой классик Ширвани Чалаев… Впрочем, это изначально было визитной карточкой театра – премьеры современных авторов в репертуаре. Например, именно у нас впервые ставили оперы Александра Касьянова.

Обслужить артиста

– Оперный театр – это коллектив «три в одном»: оркестр, балет и хор с солистами. Как вам удавалось так долго железной рукой держать в повиновении сразу три коллектива?

– Четыре – вы забыли про технические цеха. Итого четыреста человек. Как удавалось? Для этого необходимо железное мужество, воля… и умение проходить мимо каких-то вещей. Умение прощать. Понимание того, что руководитель на своей вершине всегда одинок, часто обруган и оплеван, что к нему тянутся руки завистников… Бывало всякое! Порой меня били, расчетливо и сильно. Так, наш театр был на гастролях в Петрозаводске. Провели хорошую рекламную кампанию, и гастроли проходили с огромным успехом. Я буквально летала от счастья: все выполнили, намеченный результат достигнут. И вот, за два дня до окончания гастролей в «Советской культуре» вышла большая статья, где я была представлена в виде эдакой топорной деревенской девки, которая пришла ни с того ни с сего рулить театром. Я почувствовала себя подстреленной птицей… Один Бог знает, чего мне стоило взять себя в руки и работать дальше.

Еще один скандал был связан с публикациями уже в нижегородском издании: меня травили на протяжении двух лет. И, что самое удивительное, никто не встал на мою защиту, но все лишь говорили: «Вот это да! Посмотрите, как хорошо она держит удар!»

Одним словом, когда, наконец, отработав тридцать два года, я подала заявление об увольнении, то вышла из министерства культуры с ощущением ни с чем не сравнимой легкости, будто с меня сняли рюкзак с камнями.

Я не раз вспоминала слова своего мужа, ныне покойного, народного артиста России Владимира Ермакова. Он говорил так: «Роль директора оперного театра – в обслуживании творческого процесса». Впрочем, это я и сама понимала. Ведь на сцену-то выходят артисты, а не директор театра, и директор должен делать все для того, чтобы артистам было комфортно, чтобы они полноценно работали, имели возможность расти и расцветать. Директору нужно уметь прислушиваться к художественным руководителям и видеть, где они искренни, а где, не исключено, могут преследовать и личные цели, например, пытаться продвинуть в примы знакомую или родственницу. И такое бывает.

– Сложив директорские полномочия, вы сделали шаг прочь из непростой ежедневной работы. Как вам живется сейчас? Не скучаете?

– Я никогда не была так счастлива, как сейчас. Занимаюсь исключительно тем, что мне нравится. У меня выстроились многообещающие дружеские отношения с национально-культурными автономиями. Меня избрали председателем нижегородского отделения Российского союза профессиональных литераторов. Занимаюсь творчеством – немного пишу в удовольствие. Сотрудничаю с галереей «Русский век». И самое главное, сплю спокойно, не думая о том, что в театре снова крыша потекла или не хватает денег на спектакль. Я больше не живу нуждами других людей.

Мало заполнить зал…

– У директора Нижегородской филармонии Ольги Николаевны Томиной есть шутка: полный зал – легкий наркотик для руководителя. То есть, аншлаг вызывает эйфорию. Согласны ли вы с этим утверждением?

– Конечно, хорошо, когда зал заполнен. Но ведь также должен удачно, без срывов пройти спектакль, затем нужно публику и сотрудников выпустить, закрыть театр… А мне дважды приходилось эвакуировать людей на улицу.

– Это как?

– Мы отмечали юбилей народной артистки РСФСР Ларисы Зыряновой. Чествовать звезду пришел весь город! Лариса Даниловна великолепно отпела репертуар. Вот уже наступает момент, когда артистка должна принимать поздравления: тогда было принято после творческой части нести подарки прямо на сцену. И вдруг – звонок: в театре заложена бомба. Мгновенно принимается решение об эвакуации. Стоял апрель, половодье, и решили объявить, что, де, из-за подтопления в театре будет отключаться свет, поэтому просим всех на некоторое время покинуть помещение.

Я выхожу на сцену, понимая, что нельзя допустить паники, потому что – тысячный зал, сотни артистов… и узкие коридоры старого здания. Собраться! Не нервничать! От меня, наверное, ждали приветственных слов, но я сумела убедительно проговорить положенный текст и все совершенно спокойно вышли. Пришли специалисты с миноискателями и с собакой, вместе со мной минут за сорок обошли все три этажа театра и сказали: «Чисто!» Мы объявили, что зрители могут вернуться, но возвращаться уже никому не захотелось, потому что здание театра было оцеплено пожарными и машинами скорой помощи, и все это выглядело очень тревожно. Праздник, конечно, был испорчен. Кстати, главный инженер после этого случая уволился.
А вторая эвакуация произошла в том же сезоне пару месяцев спустя. Шла опера «Мазепа», и, кстати, Марию там пела Зырянова. Видимо, кто-то работал против нее, но вот кто это был – так и не нашли.

– Анна Дмитриевна, как вы относитесь к теории, согласно которой в нашем оперном театре мог поселиться Призрак Оперы?

– Я в призраков не верю. А если призраки и существуют, то не каждому являются. Мне, например, не являлись никогда. Я всегда жила трезвым расчетом, анализом и знаниями. Хотя… не раз чувствовала, что рядом со мной незримо идет по жизни ангел-хранитель.

Мария Федотова

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::