Елена Филатова: «Делая куклу, автор чувствует себя творцом новой жизни»
Этими элегантными изящными красавицами можно любоваться часами. Коллекция кукол, созданных нижегородским мастером Еленой ФИЛАТОВОЙ, победила в международном конкурсе «История моды», финал которого недавно прошёл в Белоруссии. И пока её куклы восхищают посетителей выставки «ПАННА DOLL’я», которая проходит в музее современного искусства в Минске, их автор рассказала «НП» о пути к этой победе и о причинах мирового кукольного бума.
Это вам не игрушки!
– Елена, авторские куклы сейчас невероятно популярны. Коллекционеры выстраиваются в очередь за редкими экземплярами и готовы платить за них сумасшедшие по меркам обычного человека деньги. В чём причина такой любви к тому, что мы привыкли считать детскими игрушками?
– Сложно однозначно ответить. По всему миру сегодня невероятный всплеск интереса к авторской кукле, вплоть до выделения её в отдельный вид искусства. Объект вожделения коллекционеров – от антикварных кукол и их реплик, до авторских кукол и зверушек всех мастей. Издаются специализированные журналы, работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны. Делая куклу, автор чувствует себя творцом новой жизни, одушевляя своих созданий. Кукла даёт возможность погрузиться в мир детства. Наверное, поэтому в современном мире она привлекает всё новых и новых авторов и поклонников.
– Кто же эти коллекционеры, готовые ждать свою куклу месяцами и отдать за неё сумму, сопоставимую с ценой… Кстати, ценою чего?
– Это увлечённые люди. Коллекционирование кукол далеко не редкость и даже имеет свой термин – плангонология. Здесь есть и профессионалы, вкладывающие огромные средства в коллекции, и любители, собирающие «для души». И те, и другие получают массу положительных эмоций от своего увлечения. Цены на авторских кукол – от $500 до… Но сегодня авторская кукла не столько предмет коллекции, сколько хороший дорогой подарок, на создание которого уходят месяцы.
– Сколько же времени у вас ушло на самую сложную из работ?
Свою самую сложную куклу – «Дух домашнего очага»– я собирала почти полгода. Она еле помещалась на моём рабочем столе.
Золотая эпоха
– Вы участвовали во множестве выставок и конкурсов. Чем вас так привлёк этот, что вы сделали для него целую серию кукол?
– Мне всегда интересны наряды прошлых веков, а конкурс был посвящён первой половине ХХ века – золотой эпохе мужских и женских нарядов. Что может быть красивее и прекраснее нарядов 1900 – 1950 годов?
– Почему вы решили сделать именно шесть кукол?
– Условием конкурса было создание куклы в наряде определённого времени. Я не смогла определиться, в нарядах каких годов их делать, поэтому замахнулась сделать коллекцию из шести кукол в костюмах каждой декады первой половины ХХ века. Очень боялась не успеть – времени было всего около двух месяцев. Но я горела этой коллекцией, и работа кипела в руках.
– При взгляде на кукол сразу вспоминается немое кино…
– Коллекция с самого начала предполагалась графичной – чёрный, белый, градации серого и точечно – вкрапления красного. От цветных нарядов решила отказаться, чтобы заострить внимание на том, как менялся со временем силуэт.
– Каждая кукла олицетворяет десятилетие, неужели за 10 лет так менялась мода, что можно определить её черты?
– Именно! Этим и отличается мода первой половины ХХ века. За небольшие отрезки времени мода менялась так радикально, что можно без труда определить, к какому времени относится тот или иной наряд. Я перелопатила огромное количество информации – от подлинных фотографий прошлых лет и иллюстраций модных журналов до сайтов по истории моды.
– Насколько ткани и фасоны соответствуют той эпохе?
– Сегодня найти аутентичные материалы – большая проблема. Моя коллекция – это всё же больше стилизация. Я могу работать как с натуральными, так и с искусственными тканями, но последние дают больше возможностей добиться нужного образа и даже облегчают работу. Например, обработать край натуральной ткани сложнее, чем искусственной.
– А что главное для вас – кукла или её платье, детали, интерьеры, которые вы создаёте для них – от кроваток и целых комнаток?
– Для меня важно создать целостный образ, который складывается изо всех этих деталей. Меня увлекает создание предметного окружения куклы – оно может рассказать увлекательную историю. Такие композиции могут надолго удержать около себя зрителя.
Ушедшая элегантность
– Какой из костюмов вашей великолепной шестёрки, на ваш взгляд, получился самым эффектным?
– Мне больше всего нравятся куклы в одежде 30‑х и 40‑х годов, хотя многие конкурсанты отдали предпочтение 20‑м и 50‑м. 20‑е были революционными, не зря их называют «ревущие 20‑е». В это время женщины отказались от корсета, долгие годы сковывающего дамские тела, длина платья резко пошла вверх, открывая ножки! Плюс обилие декоративных элементов: бисер, бахрома, пайетки, перья – есть где разгуляться фантазии кукольника! Мода 50‑х – женственная, изящная, яркая и экстравагантная. Женщины устали от войны. Они снова хотели быть красивыми! Округлые плечи, высокий бюст, тонкая талия, пышные юбки-миди, сумочки, перчатки, шляпки и изящные туфельки на высоком каблуке – вот главные особенности моды 50‑х.
А мне интересны были 30‑е и 40‑е, когда в связи с военным положением были введены ограничения на пошив одежды. Дефицит материалов и тканей привёл к упрощению моды, но женщины умудрялись выглядеть изящно и красиво! Особенно изумляли головные уборы – нехватка материалов заставляла дизайнеров придумывать удивительные фасоны. Работающие женщины чаще всего носили тюрбаны или сетки для волос. Тогда же стало приемлемым для женщины выйти на улицу без шляпки. А причёски? Эти ни с чем не сравнимые валики и локоны 40‑х!
– Ожидали ли вы, что ваша коллекция получит такую высокую оценку? И как вы отпустили своих куколок одних в другую страну?
– Я не думала ни о победе, ни о призах. Меня полностью захватила работа над костюмами: изучение истории моды, основ кроя одежды, причёсок, макияжа. А кукол я отпустила с лёгким сердцем и с чувством выполненного долга – успела сделать все шесть, как задумала! К тому же я уже отправляла кукол в другие страны, это только в первый раз очень страшно: как они доедут, не отвалится ли что в пути. Главное – хорошо упаковать! В конкурсе участвовало почти 2000 участников из 11 стран, включая Германию, Италию, Францию. Профессиональное международное жюри закрытым голосованием выбрало 10 авторов в категории «Куклы» и 10 авторов в категории «Мишек Тедди», которые были выставлены в Национальном музее современных искусств в Минске. Там и прошёл последний тур, где мою коллекцию определили как победителя.
– Ваш приз – участие в экспозиции в музее прикладного искусства и истории моды Александра Васильева в Риге в феврале и в грандиозной выставке на Тишинке, которая пройдёт в марте. Какие из кукол туда отправятся?
– Все шесть кукол будут представлены в Риге – показать в Прибалтике свои работы будет очень интересно. А потом они поедут в Москву, где займут место на общем стенде, посвящённом конкурсу. А какие ещё куклы отправятся весной в Москву, я ещё сама не решила!