Глеб Никитин: «Мы должны повышать качество среды для каждого конкретного человека»
Газета "Нижегородская правда" №46 от 09.08.23
Подписка на газетуПоследняя пятилетка оказалась одной из самых насыщенных в истории региона. Несмотря на непредсказуемые повороты, в Нижегородской области уверенно решаются проблемы, реализуются крупнейшие проекты развития. Как это удаётся, губернатор Глеб Никитин рассказал в интервью журналистам и редакторам «Нижегородского областного информационного центра» и медиахолдинга ННТВ.
Принял вызов
– Глеб Сергеевич, на время вашего управления регионом пришёлся очень сложный период: завершение подготовки города к чемпионату мира по футболу, затем пандемия, начало СВО, экономические санкции… Был эмоциональный момент, когда вам хотелось спросить: «Ну почему всё мне?!»?
– У меня ещё в конце 2017 года возник такой вопрос (улыбается, – прим. авт.). Предстоял чемпионат мира по футболу, и я был несколько удивлён тому, в какой стадии подготовки был ряд направлений. Конечно, по некоторым направлениям было всё готово. Но, например, метро стало настоящим испытанием. Был момент, когда в возможность введения станции метро «Стрелка» не верил абсолютно никто, кроме меня. Были вопросы по готовности инфраструктуры города. Правда, затем этот опыт сильно помог при подготовке к 800-летию Нижнего Новгорода.
Только хотелось с облегчением выдохнуть и начать нормально системно работать, как началась пандемия коронавируса.
Но мне кажется, что в какой-то момент я уже привык к разным вызовам. Это, кстати, касается Стратегии развития Нижегородской области, которую сейчас мы обновляем. Несмотря на возникающие вызовы, всё равно надо стратегически мыслить, отказываться от этого нельзя.
– Кстати, о стратегии. Когда она разрабатывалась в 2018 году, вы заявляли, что не можете быть экспертом, поскольку только приступили к работе. В этом году глобальный план развития региона будет обновлён. Вам будет легче или сложнее утверждать этот документ?
– Многократно легче. В силу своего бэкграунда я достаточно неплохо разбирался в стратегическом менеджменте в принципе, но за год или даже за два в таком огромном регионе, как Нижегородская область, нельзя прочувствовать его будущее. Через пять лет – да, безусловно. Глобально мне уже понятно, что будет более реалистичным и полезным. Для выбора приоритетов в конкретных округах мы привлекаем жителей.
Но надо признать, что и тогда стратегия получилось очень разумной, рациональной, затронула большую часть отраслей и потребностей. И это заслуга экспертного сообщества и жителей Нижегородской области.
Строй-ся!
– Нижегородская область последовательно идёт к решению одной из самых острых проблем – завершению всех долгостроев. Вы заявляли, что о понятии «обманутый дольщик» нижегородцы должны забыть до конца 2023 года. Ситуация с ЖК «Дом на Горького» заставляет засомневаться и вновь насторожиться?
– Все накопленные на начало 2018 года проблемы, касающиеся долевого строительства, мы решили. Где-то люди страдали 2 – 3 года, где-то – 10 лет. И мы действительно гордимся тем, что сделали.
Но появлялись и появляются, включая этот ЖК на Горького, другие проблемные объекты, которые начали строить до старта защитных механизмов, созданных на федеральном уровне и защищающих средства дольщиков. Но мы решаем возникающие проблемы, применяя разные механизмы.
– В Нижегородской области одновременно с активным жилищным строительством ведётся строительство дорог, развязок. Какие проекты вы бы отметили особо?
– Если говорить о крупных проектах, то это, безусловно, развязка Неклюдово – Золотово на Бору. Она очень большой трафик разгрузила. Да, там до сих пор бывают пробки в выходные, в часы пик, но если бы этой развязки не было, проблемы были бы огромны. Ещё один крупный проект – развязка на Циолковского в Сормовском районе Нижнего Новгорода.
Среди новых проектов, к примеру, строительство южного обхода Арзамаса в рамках развития паломническо-туристического кластера Арзамас – Дивеево – Саров.
Активно смотрим сейчас в сторону строительства дублёра проспекта Гагарина в областном центре.
– Строительство скоростной трассы М‑12 привело к разбитым дорогам в Большеболдинском, Гагинском, Бутурлинском, Перевозском районах. Как они будут приводиться в порядок? Насколько возможно сделать это региональными силами?
– Мы работаем над прогнозом относительно километража пострадавшего покрытия. По предварительным оценкам, пострадали больше 20 муниципалитетов.
Какие-то дороги мы уже ремонтируем, но очень точечно, потому что понимаем, что это может оказаться средствами, выброшенными в песок. Стройка должна закончиться. Если она не закончится, а мы начнём ремонтировать, дорога пострадает снова. Только там, где мы уверены абсолютно, что больше большегрузы здесь не пойдут, мы начинаем ремонтировать. Что значит «мы»? В общем и целом, федеральный заказчик (государственная компания «Автодор», – прим. авт.) должен восстановить эти дороги за федеральные средства. Но в определённых случаях мы принимаем решение, не дожидаясь согласования, о выделении региональных средств.
Это будет достаточно длительная работа. Но совсем скоро мы будем иметь около 280 км современной трассы на территории Нижегородской области, которая, по сути, станет точкой притяжения и юга, и севера. В нашем представлении это, безусловно, драйвер для экономического развития нашего региона.
Жилые кварталы
– Одним из острых вопросов был и остаётся вопрос жилищно-коммунального хозяйства. В этой сфере всегда много жалоб. Возможны ли в отрасли ЖКХ системные решения или в основном всё нужно решать в ручном порядке?
– Я считаю, что огромное количество, в том числе нормативных изменений, могли бы повысить эффективность отрасли. Но глобально её модель определена достаточно давно. Мы просто не можем её осознать. Или не хотим.
Каждая организация должна работать эффективно. Не должно быть воровства, кумовства, дезорганизации, когда сегодня раскопали, завтра закопали, послезавтра опять раскопали. Мы понимаем это и с этим боремся.
Кроме того, система должна быть обеспечена источниками финансирования. Либо регион будет дофинансировать, либо должна быть тарифная выручка. Сейчас появилось инфраструктурное меню – длинные инвестиционные деньги даёт Федерация, что позволяет нам потенциально снизить тарифную выручку. Но в общем и в целом есть сферы, где она пока не соответствует экономическому уровню. Это, конечно, капремонт.
Повысить тариф радикально нельзя в силу отношения к людям. Значит, надо дофинансировать проект за счёт региона. И мы приняли беспрецедентное решение, когда вывели на региональный бюджет полную замену лифтов. По сути, мы высвободили 8 миллиардов рублей тарифной выручки за счёт регионального бюджета.
Ранее Глеб Никитин рассказал о проектах развития в Нижнем Новгороде и районах области, а также о поддержке агропромышленного комплекса.