Илья Куликов: «Главное в триллере – захватывающий сюжет, который завораживает зрителей»
Газета "Нижегородская правда" №73 от 07.12.22
Подписка на газетуЭту премьеру стали обсуждать с первого съёмочного дня, что неудивительно. В ней собрано всё, что так привлекает зрителя: от авторов проекта, создателей таких хитов, как «Регби», «Подслушано» и «Милиционер с Рублёвки», до сюжета и блестящего состава исполнителей. Это фильм о мире современной контрразведки с Олегом Гаасом, Филиппом Янковским, Надеждой Михалковой и другими звёздами отечественного кино в главных ролях. Автор детективного триллера «Тень. Взять Гордея» Илья Куликов в эксклюзивном интервью «Нижегородской правде» раскрыл секрет создания своего фильма, который выходит в прокат 8 декабря.
Обаяние зла
– Молодой контрразведчик – герой Олега Гааса – должен поймать неуловимого шпиона под кодовым прозвищем Гордей, которого никто никогда не видел. Его поиски превращаются в опасную и загадочную игру, от исхода которой зависит судьба страны. Илья, в этом фильме вы выступили сразу в трёх лицах – как режиссёр, сценарист и продюсер. Что дало вам это триединство?
– Это очень удобно, когда ты пишешь под себя. Можно что-то не расписывать подробно, что-то опустить, а на площадке, зная сценарий, можно принять оперативные решения и менять что-то по ходу съёмок, не тратя время на согласования. Это очень вдохновляет!
– Как возникла идея фильма? Это правда, что сюжет вам подсказал друг из контрразведки?
– Не сюжет, а один из ходов. Он рассказал мне очень интересную историю о том, как несколько лет назад один шпион передавал информацию. Это была настолько гениально простая схема шпионажа, что я сразу решил, что вокруг этого можно построить интересный сюжет, и на основе той истории написал сценарий, где главное – игра ума.
– Жанр фильма вы определили не только как детектив, но и как триллер. Значит ли это, что в нём будут мистика и нечто необъяснимое?
– На самом деле триллер – это совершенно другое. Он вовсе не обязательно связан с мистикой. Главное в триллере – захватывающий сюжет, который завораживает зрителей. И он у нас есть.
– Сейчас все новости культуры заполнены информацией о Филиппе Янковском и «Монастыре». Как зрителям переключиться и после распиаренного монаха воспринимать Янковского в роли неуловимого супершпиона?
– Этого я не скажу, зритель сам решит. Я не знал, где играет Филипп, и это прекрасно! У него много ипостасей. Недавно он играл вампира, монаха, а у нас – шпиона. Это очень интересно – посмотреть на человека в разных ролях. Это отдельное и очень изысканное удовольствие. Филипп просто завораживает, он сумел сыграть героя с отрицательным обаянием.
Они живут среди нас
– Почему на роль его протагониста вы выбрали Олега Гааса? Чисто внешне он не выглядит героем, способным раскрыть хитроумного, взрослого и многоопытного героя, сыгранного Янковским?
– Контрразведчики – это люди, которые живут среди нас. И это не Джеймсы Бонды с хитрым прищуром в идеальных костюмах. Это обычные парни, на которых вы никогда не подумаете, что они работают в разведке. Может, ваш сосед работает в разведке, а вы об этом даже не догадываетесь. Поэтому нам было очень важно показать героя – простого паренька, который раскрывает такое, что мало не покажется!
– Одну из ролей в фильме сыграл наш земляк, нижегородец Андрей Ильин – блестящий актёр, который владеет уникальным даром перевоплощения. Кто его герой в вашем фильме?
– Он играет начальника главного героя, у которого в жизни свои трудности и проблемы. Он как отец своим подчинённым, которые его так и называют – Батя. Ильин – потрясающий артист и великолепный человек. Он превосходно сыграл своего героя – это стопроцентное попадание в роль.
– При написании сценария вы изучали архивные документы. Удалось ли вам проникнуть в тайны контрразведки? И какая из историй стала самой драматичной?
– Секретных документов я не видел, так что никаких государственных тайн мы не разглашаем. Но я действительно много беседовал с сотрудниками контрразведки, узнавал, как работает та или иная служба, советовался, чтобы в кадре всё было правдиво. Для меня самым большим откровением стало то, что там работают обыкновенные люди с обычными проблемами. И при этом на них лежит огромное бремя ответственности за государство. Было интересно узнать, что все играют с открытыми картами. Разведчики знают, что за ними следят и будут следить. И контрразведка знает, что к её работе готовы. Так что иногда разведчик, который работает дипломатом, выходит из здания и видит службу наружного наблюдения, может даже поздороваться, проходя мимо! Мне было удивительно обнаружить это джентльменское отношение разведчиков друг к другу, между ними особо нет силовых конфликтов. А вот со шпионами и предателями – другая история.
– Сегодня в новостях всё чаше мелькают сюжеты про шпионов, которых разоблачили накануне специальной военной операции… Ваш фильм во многом и про это. На ваш взгляд, это совпадение или предчувствие дня сегодняшнего?
– На самом деле это происходит постоянно. Контрразведка работает не останавливаясь. Они как 10 лет назад разоблачали шпионов, так и 20, 30, 50 лет назад этим же занимались. Пока есть разведка, есть и контрразведка. Кто-то кого-то вербует, раскрывает, срывает планы. Это жизнь. Просто сегодня из-за политической ситуации в мире на это чаще стали обращать внимание. Это как с полётами в космос. Раньше все знали имена космонавтов и кто куда полетел. А сегодня это уже буднично, и никто на этом особо не заостряется.
Идеальный шпион
– На ваш взгляд, какое самое главное качество супершпиона?
– Чтобы никто не подумал, что он – шпион. Но не надо путать понятия шпиона и разведчика. Один исполняет свой воинский долг, другой работает против всех. У него не должно быть совести и жалости, он не должен испытывать сострадания, предавая и используя людей. Шпион продаёт секреты за деньги. И если разведчиков, которых раскрыли, меняют на разведчиков, то шпионов никто не меняет. Их ликвидируют.
– Кстати, кто для вас идеальный разведчик? Штирлиц, Бонд, Патрик Мейсон из «Скалы» или, быть может, Даг Куэйд из «Вспомнить всё»?
– Правда богаче вымысла. Все они разведчики и работают на благо своей страны. Бонд – мифический образ, который сочетает в себе всё, поэтому такого не может быть. Как герой он прекрасен, особенно когда прыгает с мотоцикла на вертолёт. Это интересно, зрелищно, но нереально. Зато все смотрят!
– Сегодня жизнь шпиона невозможна без супертехнологичных и секретных гаджетов. Что-то из них мы увидим в фильме?
– Безусловно. Но учтите, на самом деле никаких стреляющих запонок нет. В основном гаджеты используются для наблюдения. Миниатюрные камеры, устройства для записи, дистанционные микрофоны, бесшумные дроны, современные яды. А вот автомобилей, палящих ракетами и разливающих масло на дорогу, к сожалению, нет. Хотя очень хотелось бы!
– А есть ли в разведке женщины? В трейлере вашего фильма показана дама, которая мгновенно переодевается, чтобы вести наблюдение.
– Разумеется! Хотя не каждая на такое способна. Но сегодня женщины всё чаще работают в разведке. С каждым годом их становится всё больше – начинают с наружного наблюдения, а потом становятся агентами. Они работают наравне с мужчинами. И мы показали эту работу.
– Даже если судить по нескольким сюжетам, что я видела, фильм очень зрелищный. Многие события происходят за границей. Где вы снимали «ту жизнь»?
– В Турции. Сегодня она, учитывая геополитическую ситуацию, транспортный перекрёсток для многих людей. И тот случай вербовки, про который я знал, в Турции и происходил. Так что всё честно.
– А вас реально завербовать?
– Надеюсь, что нет!