Ирина Страхова: «Я не хочу быть вечно молодой!»
Газета "Нижегородская правда" №33 от 07.06.23
Подписка на газетуУвидев на сцене Ирину Страхову, её невозможно забыть. Хрупкая блондинка с неуловимой грустинкой огромных голубых глаз завораживает своей красотой. Неудивительно, что за почти 30 лет на сцене родного ТЮЗа Ирина сыграла бесчисленное количество принцесс, сказочных красавиц и героинь из классических романов и пьес. Маша в «Капитанской дочке», Софья из «Не хочу учиться, хочу жениться» по Фонвизину, Наташа в «104 страницы про любовь», Дженни в «История любви», Катерина в «Грозе», Гонерилья в «Короле Лире»… Этот список можно продолжать очень долго. Недавно актриса отметила свой юбилей и завоевала для театра престижную награду на всероссийском фестивале «Розовфест» за роль Фелисаты Кукушкиной в спектакле «Доходное место». О творчестве, верности театру и том, как принимать себя в любом возрасте, мы и поговорили с Ириной.
Красное платье и красный диплом
Ирина родилась в Горьком, в семье фельдшера, волею судьбы ставшего строителем, и учительницы.
Когда девочке исполнилось восемь лет, отец умер, вскоре ушла из жизни и мама, и Ирину воспитывал брат, который был всего на восемь лет её старше. Ему чудом удалось оформить опеку над сестрой. Так что детство будущей актрисы было непростым. Но дети во всём поддерживали друг друга.
Ещё совсем маленькой Ирина любила выступать: вставала на бревно у дома, пела «Оглянись, незнакомый похожий» и срывала аплодисменты.
В школе она занималась коньками, музыкой, танцами, участвовала в вокальном ансамбле, в драматическом кружке. Поэтому никто не удивился, когда она решила поступать в театральное.
«После девятого класса я слетела с первого тура, а после 10-го поступила – у нас был конкурс 36 человек на место. Была сильная жара, а я попросила у одноклассницы красное бархатное платье с бантом и разрезом на спине, и, видимо, по нему меня педагоги и запомнили, очень было нелепо», – теперь уже с улыбкой вспоминает Ирина.
– Выпускница курса Ривы Левите – это как знак театрального качества. Какие остались у вас воспоминания о годах в училище?
– Я очень благодарна Риве Яковлевне за то, что она меня взяла и не выгнала, хотя к этому были предпосылки. У меня ничего не клеилось полтора года, и нас с Володей Вышеславским, с которым мы сегодня вместе работаем в ТЮЗе, чуть не исключили. Но мы показали отрывок из «Бесприданницы» и убедили педагогов, что мы сможем! В итоге училище я окончила с красным дипломом.
– Там вы получили не только красный диплом, но и мужа – Игоря Аврова. Как началась ваша любовь и как вам удалось пронести её через все эти годы?
– Два с половиной курса мы друг с другом не контачили, даже не замечали друг друга, а потом сошлись – Володя и Игорь делали проект на телевидении и позвали меня. Так всё и началось. А как пронесли…Мне кажется, чтобы всю жизнь прожить с человеком, надо понимать, можешь ли ты его терпеть, прощать обиды, жалеть. Если эти составляющие есть и есть общее дело, оно держит на плаву.
– Почему вы оба выбрали ТЮЗ?
– Это был 1994 год, никто никому не был нужен, театры оказались на нищенском положении. Предложений было очень мало. А ТЮЗ я любила, ходила сюда со школы на все спектакли, и когда Лев Серапионович Белов, который у нас ставил дипломный спектакль, позвал нас с Игорем в ТЮЗ, мы с радостью согласились.
– ТЮЗ накладывает на артистов определённые обязательства. Сегодня вы – Васса, а завтра – Бабка-ёжка. Что дают вам спектакли для юных зрителей?
– Если материал хороший и режиссёр талантливый, то нет разницы, взрослый это спектакль или детский.
Принцесса из сказки
– Какой из сказочных персонажей стал для вас самым любимым? Дети просто в восторге от вашей Злой Ведьмы Запада…
– Как-то так повелось, что в детских сказках я часто играю злых персонажей. А вообще я очень любила играть Царевну-лягушку. Это был легендарный спектакль, который шёл 26 лет! Меня ввели сначала на купеческую дочь, потом на Лягушку. Мне очень нравилась эта пьеса – с юмором, созданная хорошим художником. Очень мне нравилась «Спящая красавица», которую ставил английский режиссёр. Игорь там играл Принца. А сейчас я люблю Ведьму Запада.
– За почти 30 лет на сцене этого театра вы работали со многими режиссёрами, а кто из них стал, как говорят, вашим?
– Своим мастером я считаю Вячеслава Всеволодовича Кокорина. Всё, что было до него, было неосознанно. Я существовала как трава, а он смог дать мне понимание профессии. Мне с ним было очень комфортно, несмотря на то, что он был человеком с характером. Но в нём было главное – он ненавидел пошлость и обожал профессию. И сегодня, когда я делаю какие-то работы, всегда думаю, что бы он мне сказал.
– Для многих актрис переход от ролей юных красавиц и сказочных принцесс к ролям взрослых дам очень сложен. Как вы преодолели этот рубеж?
– Я его вообще не заметила. Как-то всё органично произошло. Я не хочу быть вечно молодой. Время идёт, и те, кто изображает из себя девочек и молодится, очень смешно выглядят со стороны.
От Горького до Чехова
– Одна из ваших самых ярких ролей – Васса Железнова. Почти столетие во всех городах России её играли суровые актрисы преклонных лет. И только в нашем городе, по сути и подарившем Горькому образ Вассы, её играют молодые, очень мягкие и женственные: Наталья Мещерская, вы…
– По пьесе ей 42 года с ремаркой «выглядит моложе». Горький писал её неоднозначной, парадоксальной женщиной. Мне было 45. И прекрасный режиссёр Илья Ротенберг, когда мы разбирали роль, показал мне, что на самом деле окружающие Вассу вовсе не боятся, только делают вид. Её все обманывают. И мы сделали спектакль про умирающую женщину. Столбик, который сломался от усталости металла.
– В «Вассе» вы сыграли с Леонидом Ремнёвым. Что для вас этот потрясающий дуэт?
– Мы играли вместе в «Последних» у Кокорина, в «Короле Лире» у Владимира Золотаря – это был знаковый спектакль, даже пророческий, мостик к «Вассе», который сегодня – мой любимый спектакль.
– Леонид Яковлевич стал вашим партнёром и в недавнем спектакле «Папа», посвящённом проблемам болезни Альцгеймера. Чем может помочь им ваш спектакль?
– Для меня он был действительно тяжёлым. Когда мы его репетировали, очень серьёзно заболел мой брат, и я постоянно думала о нём. Это мне помогало – всё, что я делала на сцене, делала для него. И когда я сыграла последний спектакль «Папа», на другой день брат умер. Мистическое совпадение. А для зрителя эта постановка – урок сострадания и того, что нужно радоваться здесь и сейчас.
– Недавно вы получили награду за роль Кукушкиной в «Доходном месте» Островского на «Розовфест» в Ярославле. Этот спектакль произвёл впечатление на нижегородских зрителей, стал победителем «Премьер сезона» в прошлом году. Режиссёр Владимир Данай и художник Ольга Кузнецова очень аккуратно перенесли действие в современность. Даже те, кто против таких вольностей со временем действия, оказались в числе поклонников спектакля. Чем вы объясняете этот успех?
– Данай владеет каким-то секретом: он смог изменить текст, не нанеся урона тексту Островского. «Это не Островский, но это Островский», – сказали нам. Он трогает каждого. Это было очень интересно – работать над ним, и приз очень приятный. До этого у меня призов российского масштаба на было. И его я посвящаю брату – он бы очень радовался, если бы дожил до этого дня.
– Среди ваших недавних работ – Аркадина в «Чайке». Говорят, эта роль – мечта для любой актрисы. Что вы открыли для себя, сыграв эту неоднозначную героиню?
– То, что я её сыграла, – подарок. Конечно, хотелось что-то открыть в этой героине, которая для меня такая бабочка: «А что, я ничего не делаю!». А режиссёр сделал этот спектакль не про неё, а про её сына. Есть моменты, над которыми я ещё работаю, так что не знаю, что получится в итоге.
– Юбилей – это не только подарки, но и мечты. О чём мечтаете вы?
– Чтобы все были живы и здоровы. И чтобы театр наш двигался в хорошем направлении, которое задали ему сейчас директор Инна Ванькина и наш художественный руководитель Алексей Логачёв. Он очень оснащённый, очень интеллектуальный и порядочный режиссёр. Сегодня это редкость. Очень важно, что они дают нам возможность показать себя не только в Нижнем. В этом году благодаря им мы выступили сразу на трёх фестивалях, с которых привезли призы. Верю, что это только начало.