Марина Девятова: «Мы живём во время переоценки ценностей»
Газета "Нижегородская правда" №15 от 15.03.23
Подписка на газетуИзвестная на весь мир певица Марина Девятова сегодня – один из символов русской песни. Лауреат бесчисленного количества международных фестивалей и конкурсов, финалистка телевизионного проекта «Народный артист» и участница множества телепрограмм, она покоряет зрителей своей искренностью, душевностью и прекрасным голосом, который прославляет Россию в разных странах и на разных континентах. Скоро Марина вновь приедет в Нижний Новгород и Дзержинск. Накануне этого визита «Нижегородская правда» побеседовала с певицей о народной песне, фольклоре и о том, что в жизни главное.
Родом из детства
– Марина, в нашем городе, куда вы часто приезжаете, вас знают, любят и ждут. Но мы и представить не могли, что вы приедете сейчас, когда вашему сыну только исполнилось семь месяцев. Как вы решились на эти гастроли?
– Это мой второй ребёнок, опыт имеется. Наверное, гастролирующая мать – это горе в семье, но птица в клетке не поёт – творческой маме необходимо реализовывать энергию на сцене, и семья меня в этом поддерживает. Старшую дочку берёт на себя супруг, и, конечно, мне очень помогает мама. Тем более что сейчас материнство стало проще. Тот, кто придумал памперсы, должен Нобелевскую премию получить! Сейчас у женщин есть возможность совмещать работу и материнство. Хотя я очень скучаю по детям. Но я не первая и не последняя – в этом жизнь артистическая. И дети с детства понимают, что работа на сцене – работа тяжёлая.
– А помогает ли песня дома? Колыбельные детям поёте?
– С Ульяной я не спела ни одной колыбельной: когда я начинала петь, она начинала плакать. Такая вот профнепригодная мать! И до сих пор она, когда слышит грустные медленные песни, плачет. Очень эмоционально их воспринимает. А с Сашей мне повезло.
На самом деле женщины во все века пели колыбельные, чтобы отогнать нечисть от малыша. Все эти баю-бай её прогоняют. И со вторым ребёнком я это почувствовала. Он очень любит колыбельные. Кладёт ручку мне на гортань и засыпает под эти вибрации.
– А как вы сами в детстве относились к песням? Я читала, что вы бунтовали против музыкальной школы и даже вырывали клавиши у фортепиано. Как же в итоге выбрали судьбу певицы?
– Просто система отдельно, творчество отдельно. Я очень любила хор, но не любила фортепиано, сольфеджио и другие дисциплины, где надо учить. Я была неусидчивой, и мне всё это очень тяжело давалось. А вот в колледже поняла, что эти предметы необходимы. Тут главное – понять, зачем нужны эти знания.
Традиции в рамках протокола
– Вы выступали перед великими политиками и правителями разных стран, включая королеву Елизавету, которая вам подпевала. Кто из них произвёл на вас самое большое впечатление своим отношением к русской песне?
– Все относились уважительно. Это культура, это традиция. Конечно, не могу сказать, что королева Великобритании сняла с себя корону и пустилась в пляс. Всё было в рамках протокола. Но это было самое большое впечатление – не каждый день поёшь перед королевой! Мы познакомились, пожали друг другу руки – это очень сильные впечатления.
– А есть ли у нас песня, которую знают, любят и просят исполнить в разных странах?
– Их три: «Калинка», «Подмосковные вечера» и «Катюша». Их, как гимны, меня просили исполнить везде – от Великобритании до Вьетнама. А в прошлом году на фестивале во Вьетнаме нам спели «Едут по Берлину наши казаки»! Так что песни действительно знают.
– Фольклор какой из стран, на ваш взгляд, наиболее близок к русскому?
– Славянская культура имеет единое начало и единые традиции. А дальше начинается национальный колорит. Причём во всём – в песне, костюме, живописи, кулинарии. Это маленькие нюансы, которые разделяют Россию, Белоруссию и Украину. А в целом славянская культура уникальна тем, что, несмотря на разные языки, будь это Сербия или Македония, чувствуется этнический славянский колорит.
– В музеях всегда говорят, что надев кокошник, любая женщина становится прекраснее. А чувствуете ли вы себя прекраснее в концертных нарядах, сшитых в народном стиле?
– Для меня костюмы – это определённая энергетика. Я могу только в день концерта понять, какой костюм хочу надеть. На один нужен сарафанный комплекс, в котором я исполняю частушки или какие-то хулиганские песни. А концерт в Кремле на 9 Мая требует более строгого костюма. Но любой народный костюм украшает. Если у женщины есть энергетика и женственность, то он её подчеркнёт. Иногда мне говорят, что на сцене это не сексуально, но загадка женщины в том и кроется, что мужчина видит не оголённое тело, а представляет, насколько красива женщина.
– Выпускница Гнесинки, во время учёбы вы ездили по России и изучали фольклор. Удалость ли вам отыскать песню, которая стала для вас открытием?
– Я – коренная москвичка, а Москва – это государство в государстве, традиции там давно размыты. Тем более я выросла в советское время в многоэтажном доме, и традиции села мне были неведомы. Их я познавала уже взрослым человеком. И мне было сложно осознать, что в деревнях всё делали под песню – работали, рожали детей, умирали… Поэтому каждая песня была для меня открытием. Бабушки, которые их исполняли, пели их от души, по зову сердца. Это непередаваемые эмоции!
Код жизни
– Почему многие авторские песни сегодня воспринимаются как народные?
– Так действительно часто бывает. Тот же «Старый клён» или «Каким ты был, таким ты и остался». Александра Пахмутова в своё время сказала мне гениальную вещь: «Если песня ушла в народ и воспринимается как народная, значит как композитор я всё сделала правильно. И пока люди будут эти песни петь, будет жить моё творчество». На самом деле таких песен миллион. И это здорово! Правда, иногда наследники авторов выставляют баснословные суммы для того, чтобы мы пели эти песни, и не все исполнители могут себе это позволить. И так потомки стирают память людскую об авторах. Так что тут очень важен баланс.
– Какая из исполняемых вами песен, на ваш взгляд, оказывает самое большое влияние на публику? Есть такая, что любого заставит прослезиться?
– Это хиты – «Чёрный ворон», «Ой, да не вечер», «Любо, братцы, любо». Они всегда вызывают мурашки. Но на самом деле всё зависит от исполнения. Это как макароны – можно идеально сварить, а можно испортить. Можно испортить и песню. Есть святое – текст и мелодия. Их менять нельзя, но в современном мире певцы часто делают песни под себя, а нетленки нельзя так переделывать. Это мы должны под них подстроиться, потому что в них есть гениальный генетический код, который любого человека заставляет испытывать эмоции.
В этом уникальность русской песни. В ней можно похулиганить, можно поплакать, можно задуматься и пофилософствовать. Она затрагивает самые глубокие струны души. И наша задача – всё это передать из сердца в сердце.
– Как же заинтересовать народной песней молодёжь?
– Не надо думать о том, чтобы кого-то заинтересовать. Надо просто заниматься любимым делом и делать это хорошо, от души. Я не хожу каждый день на работу, я занимаюсь любимым делом, и я – счастливый человек. А если буду думать о том, как заинтересовать народ, это будет провальный ход. Я же не шоколадка «Алёнка», чтобы нравиться всем.
– А готовы ли вы подстраивать репертуар под вкус зрителя?
– Это тонкий момент. Репертуар – это вечный коллапс. Бывает, что мои любимые песни аудитории не заходят. И тогда я их откладываю. Это значит, что я эту песню не выносила и над ней надо работать. Её время
не пришло. Но надо пробовать!
– Сегодня наша страна стремится к истокам во всём. Заметили ли вы повышение интереса к народной песне, народным инструментам, народному костюму?
– Интерес пошёл с момента, когда мы отмечали 70-летие Победы. Молодёжь стала приходить на мои концерты. Мы – уникальный народ: чем больше нас бьют, тем сильнее мы объединяемся. Посмотрите, сейчас все запели патриотические песни – от рэперов до эстрадных поп-групп. Это чувство единого духа нам сейчас необходимо.
Но вот вопрос: где все они были раньше? Это был для них неформат? А может, на самом деле происходит переоценка ценностей и настало время задуматься, кто мы и сколько сделали наши предки для того, чтобы нас уважали.
– Вы наверняка приготовили нашим зрителям весенний подарок. Какой?
– Это новая программа «Посидим по-хорошему» – концерт, состоящий из многих новых произведений. Я надеюсь, что наша будущая встреча пройдёт в очень тёплой, дружной, семейной атмосфере.
Концерты Марины Девятовой пройдут 24 марта в Нижнем Новгороде в ДК ГАЗ, а 25 марта — в ДК Химиков в Дзержинске (6+).