Михаил Богдасаров: «Мы уйдём от американщины и вернёмся к авторскому кино»
Газета "Нижегородская правда" №28 от 17.05.23
Подписка на газетуМихаила Богдасарова называют королём эпизода: он снялся более чем в 300 фильмах, среди которых «Каникулы строгого режима», «Пётр Лещенко. Всё, что было…», «Власик. Тень Сталина», «Обитель». Он может сыграть всё – от криминальных авторитетов до нефтяных магнатов, и для каждого персонажа найти свой, уникальный оттенок роли. Известен Богдасаров и как режиссёр, и как преподаватель актёрского мастерства в Институте театрального искусства имени Иосифа Кобзона. О настоящем и будущем российского кинематографа, а также о своих любимых киногероях актёр рассказал «Нижегородской правде».
Напутствие сказочника
Коренной москвич, Михаил Богдасаров окончил ГИТИС. Его сразу же пригласили в один из самых знаменитых театров страны – театр Сергея Образцова, но жизнь за ширмой не прельщала молодого актёра, и он отправился на поиски лучшей доли. Работал в знаменитой «Табакерке», постоянно снимался в рекламе и кино.
– Михаил Сергеевич, это правда, что одно из первых ваших выступлений было перед самим Корнеем Чуковским?
– Мой папа – прекрасный учитель, своих учеников часто возил на встречи с Чуковским, и как-то взял меня. Мне было лет пять. Чуковский был уверен, что я знаю его стихи, и предложил их почитать. Меня поставили на скамейку, я страшно испугался, смутился и убежал. И до сих пор об этом жалею. Это актёрская наука – всегда нужно быть готовым к выступлению!
– Когда же вы решили, что будете актёром?
– Я был очень стеснительный, но мне нравилось выступать. Во втором классе сыграл фашиста с автоматом, а в третьем с тем же автоматом – партизана! В пятом классе учительница английского языка меня привлекла в постановку «Красной Шапочки», и я играл охотника с фразой: «I shell kill your». Мне очень понравилось выступать на сцене, так всё и началось! Я записывал на магнитофон отрывки из «Золотого телёнка», песни, которые пел под гитару. У меня вся комната была увешана громадными плакатами с актёрами – Никулин, Касаткина, Табаков. В итоге я со всеми ними потом работал!
– Невероятно! Ведь именно Касаткина стала вашим педагогом в ГИТИСе, и с ней вы играли в одном из первых своих фильмов – «Дороги Анны Фирлинг». А потом была «Русь изначальная» – знаковые картины нашего кинематографа. Что сегодня для вас значат эти фильмы?
– Высочайшее качество. Режиссёр фильма «Дороги Анны Фирлинг» Сергей Колосов был организатором и художественным руководителем творческого объединения «Телефильм», и работать в его фильмах было нереальной мечтой, которая сбылась.
– В «Руси изначальной» вы так лихо скачете на коне! Где вы учились верховой езде?
– Это было первый раз! В одной из сцен мне нужно было вскочить на коня и умчаться в степь. Мне дали в помощь солдатика, и чтобы запрыгнуть на лошадь, я наступаю парню на спину и слышу хруст. Хорошо, что спину ему не сломал. Помня об этом, для фильма «Тайна золотого брегета», где я играл подпоручика, я долго учился ездить верхом.
– Ваши герои исторических фильмов всегда очень яркие. И эти всадники, и Жирмунский в «Жизни и приключениях Мишки Япончика». Что даёт вам погружение в другую эпоху?
– Отец мой был историк, и моя любовь к истории идёт с детства. Мне важны факты, документы. Это помогает актёру развивать фантазию, умение влезть в чужую шкуру, абстрагироваться от сегодняшнего дня и «сегодняшнего борща» Станиславского.
– Ещё одна ваша роль в историческом «Китайском сервизе», часть которого снималась в Нижнем. Остались ли у вас воспоминания об этом путешествии и о нашем городе?
– Мы жили на теплоходе, и нас не выпускали в город. Любовались им с реки. Жена одного из артистов даже приплыла к нему на катере, когда мы были на рейде. А фильм был необыкновенным счастьем. Тем более с такими артистами – Меньшовым, Янковским. Безруков был совсем юный. Мы с ним играли и в «Табакерке». Как давно это было!
Национальный колорит
– С тех пор вы сыграли бесчисленное количество Тигранов, Арменов, Гургенов, Ашотов – как вам удаётся справиться с комплексом «лица кавказской национальности»?
– Я несу свой крест. Всё, что посылает судьба, то и исполняю. Я очень ответственно отношусь к ролям нацменов и стараюсь их улучшить, переписать и додумать. Мне очень нравится мой герой в фильме «В спорте только девушки». Например, его танец был полностью мной сымпровизирован. Вообще Тофик из этого фильма – моя любимая роль. Была премьера в «Октябре», мне все хлопали. Но был зал моих коллег. А ночью, чтобы убедиться в успехе, я пошёл на обычный показ в маленький кинозал. И там смеялись точно так же! Значит, роль удалась!
– В фильме «С осенью в сердце», о великом клоуне Леониде Енгибарове, вы сыграли укротителя, своего тёзку Михаила Багдасарова. Вы были знакомы?
– Мы были знакомы семьями – в одной из передач даже играли семья на семью. А как-то мне позвонили с вопросом – не хочу ли я в рекламе сняться. Я согласился, и тут говорят – надо рекламировать кошачий корм. Я спрашиваю – почему? Так вы же дрессируете кошечек! Оказалось, что они нас перепутали. А потом была грустная история: когда он ушёл из жизни, фотографии по телевидению показывали мои…
– Да уж, печально… А почему вы, кстати, Богдасаров, а не Багдасаров?
– Кто-то из работников паспортного стола перепутал. Не все же знают армянский эпос и историю Багдасара и Саносара. В итоге теперь даже в семье у нас у всех разные фамилии!
От юмора до драмы
– У вас уникальный комедийный талант, даже ваш взгляд всегда искрится юмором, но в то же время некоторые ваши персонажи – глубоко драматические. Какие роли вам ближе?
– Мой педагог Людмила Касаткина была очень серьёзная драматическая актриса. Как-то мы её спросили: «Заплакать – это просто?». «Очень», – ответила она и разрыдалась. Мгновенно входила в предлагаемые обстоятельства! И я тоже тяготею не только к комедийным ролям. В каждом человеке есть серьёзность, глубина.
– Вы ещё и педагог. Что вам даёт общение с молодыми артистами и как вы оцениваете молодое поколение актёров?
– Начал я сразу после института. У меня был великий педагог, который учил Догилеву, Стоянова, Сухорукова – Владимир Левертов. Он помогал нам «добывать уголь» – дал весь инструментарий актёра, которому я и сегодня продолжаю учить своих студентов. А студенты – такие же разгильдяи, какими и мы когда-то были. Им тяжело учиться, они мало читают, но я им подсовываю книги, организовываю встречи с актёрами и режиссёрами, и они преодолевают все сложности. Они попали в сильные руки – от меня так просто не уйдёшь. Вот и ваш актёр и педагог, Владимир Демидов, с которым мы работаем вместе в Институте театрального искусства имени Кобзона – просто герой, он смог переломить ситуацию на курсе, который ему пришлось возглавить после смерти худрука. Мы – те самые мужики, которые если видят недостаток, бросаются грудью на амбразуру.
– А что привело вас в кресло режиссёра? Вы сняли почти десяток фильмов. Говорят, вы очень добрый режиссёр. Реально ли мягкостью и добротой добиться желаемого от актёров?
– Я не добрый, я дипломатичный. Я никогда никого не оскорбляю, не перехожу на личности, не говорю – «ты бездарность» и не бросаюсь стульями, как знаменитый режиссёр Гончаров. Я мягко указываю на ошибки. Двадцать раз одно и то же повторю, но добьюсь желаемого. На площадке у меня тишина и покой – полёт летящей стрелы точно в цель!
– Как вы думаете, что ждёт дальше наш кинематограф?
– Мы уйдём от американщины. В советское время все фильмы были как авторское кино. Мы по почерку точно знали, что это фильм Данелии или Захарова. А потом мы потеряли идентичность, взяли американские и европейские темы и способы и долго существовали по их законам. Но я вижу, что со времени начала СВО стали меняться темы, появился настоящий патриотизм, и я стал по фильмам узнавать режиссёров!