Михаил Пучков: «Человек с хорошим образованием может вникнуть в любую проблему и её решить»
Газета "Нижегородская правда" №58 от 04.10.23
Подписка на газетуКакой должна быть современная школа? Как продвигается борьба со второй сменой? Как увлечь ребёнка точными науками? Ответы на эти вопросы, волнующие, наверное, каждого родителя и ученика, мы искали вместе с и. о. министра образования и науки Нижегородской области Михаилом Пучковым.
Показали класс
– Михаил Юрьевич, к сфере образования всегда был большой общественный интерес и внимание, а в Год педагога и наставника особенно. Какие задачи для нижегородского образования сейчас на первом плане?
– Когда мы говорим об образовании, первое, что подразумеваем, – это качество, но при полной доступности образования. Доступность качественного образования – это то, что прописано в Конституции. Доступность и качество – две основные цели сферы образования, и они раскладываются на большое количество задач.
Качество образования – не отметка, не супервысокий балл ЕГЭ или место, которое ребёнок занял на олимпиаде. Конечно, это тоже важно – как количественный индикатор. Но качество образования начинается с того, насколько комфортно и безопасно чувствует себя ребёнок в школе. Всё просто: если тебе некомфортно, ты не хочешь идти в это здание или в этот коллектив.
Поэтому качество образования – это комплексный подход к системе образования и задачи комплексные. Невозможно поменять учебники и не создать новую образовательную программу. Или подготовить новую программу, но не обеспечить образовательным контентом. Или обеспечить контент, но не готовить молодых учителей в вузах. Задач огромное количество, но все они объединены двумя целями: качеством образования и его доступностью.
– Вы уже успели побывать в образовательных учреждениях Нижегородской области. Какие впечатления у вас сложились? Что особенно понравилось? И что хотелось бы поменять?
– Система нижегородского образования – это именно система. Есть связки между уровнями «детский сад» – «школа». Например, в Выксе есть профориентационные мероприятия в детском саду, когда в садик приходит инженер-эколог металлургического предприятия и доступным языком рассказывает о высокотехнологичном экологичном производстве, которое даёт стране металл, и при этом заботится о природе. Это очень правильный подход.
Особенность и достоинство нижегородских школ – школьные музеи, которые используются в общеобразовательном процессе. А в одном детсаду в Перевозе даже воссоздана светёлка – изба с русской печкой. Воспитатели, родители, дети сами принесли старую утварь, платье бабушки, которое нашли на чердаке. Воспитание любви к Родине через то место, где ты живёшь, – это потрясающий педагогический опыт Нижегородской области.
Конечно, как и везде, есть проблемы с капремонтом. Для их решения есть региональная программа капитального ремонта школ. И хотя школы 60 – 70‑х годов постройки технологически и морально устарели, внутри они поддерживаются в прекрасном состоянии. Перед 1 сентября все школы пахнут одинаково – обновлением. Делается максимум для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно.
Очень эффективно используются федеральные программы. В рамках нацпроекта «Образование» в сельских школах создаются «Точки роста». Идёшь по школе и попадаешь из стандартного пространства в «космический корабль». И эта доступность высоких технологий, новых подходов к образованию очень впечатляет в сельской школе.
Пришли на смену
– А как обстоит дело со строительством новых школ в регионе? Когда мы победим вторую смену?
– Вторая смена – это наследие периода бессистемного принятия решений, когда огромные жилые комплексы строились без школ. Она закрывает возможность для школы организовать дополнительное образование. Я сам учился в большой поселковой школе во вторую смену. Мне это даже нравилось – у меня было свободное утро, я много читал дополнительной литературы. Но при этом было пересечение с кружками. Кроме того, вторая смена – это нагрузка на всю инфраструктуру школы, начиная от преподавательского состава до технической организации учебного процесса. Директор школы находится в напряжении почти круглые сутки.
Чтобы избавиться от этого наследия, в регионе активно ведётся строительство школ. Используются все способы, чтобы максимально ускорить строительство объектов образования – нацпроекты «Образование» и «Демография», строительство по концессии. В этом году уже запущены две школы и ещё 14 планируется ввести до конца текущего года. В 2024 году – ещё восемь.
Но стройка нужна и там, где школа морально устарела. Ремонтировать школу 60‑х годов с заменой деревянных перекрытий физически дороже, чем снести её полностью и построить новую. А самое главное – устаревшие здания не подходят современному ребёнку и не отвечают современным требованиям к образовательной организации.
Моя педагогическая боль – наши школьные спортзалы, в них нет места трибунам! А ведь это потрясающий воспитательный элемент – поболеть за своих, за свою команду! Тем более что по требованиям новой федеральной программы в каждой школе до конца года должен появиться спортивный клуб, а также школьный театр. Надо создавать школы, которые позволяют получать опыт в разных видах деятельности. Я сам был в старших классах Дедом Морозом, и этот дедморозовский период для меня – потрясающий опыт. Необходимо менять здания. Меняется время, меняются подходы, ускоряется развитие технологий. Образование – это очень сложная комплексная тема.
Пусть меня научат
– Ещё одна проблема образования – дефицит кадров учителей…
– Учитель – очень трудная работа. Не каждый может быть учителем. Это особый внутренний психологический портрет личности, работа над собой. Важно умение восстанавливаться. Как в самолёте – сначала надень маску на себя, потом на ребёнка. Если учитель полностью сгорел, отдавая себя детям, то дальше что? А если ты внутри охладел к любимой профессии, то никого не зажжёшь.
А ещё надо зажигать именно тех, кто должен гореть. Зажечь на короткий промежуток времени можно всех. Но было много историй, когда люди выбирали предмет и будущую профессию, потому что их зажёг учитель, но не остались в этой профессии. Я помню случай, когда пятеро одноклассников поступили в престижный санкт-петербургский вуз по направлению географии, потому что в старших классах к ним пришёл молодой, горящий своим предметом учитель географии и зажёг их. Но потом в профессии остался только один. А всё потому, что не было рядом такого же учителя истории или химии.
– Михаил Юрьевич, вы кандидат физико-математических наук. Как, на ваш взгляд, можно привлечь детей выбирать для сдачи ЕГЭ физику и математику? Как известно, стране нужны инженерные кадры.
– С 90‑х годов общество долгое время не ставило задачи технологического развития, мы в основном «продавали и танцевали». А если не было у взрослых таких задач, то почему дети должны выбирать физику? Золотое время физики – 50 – 70 годы прошлого века, когда менялись технологии: мы строили ядерные станции, полетели в космос, и эти супертехнологические прорывы поднимали престиж физики. Ещё одна причина, по которой дети не любят физику, – её тесная связь с математикой. Если ты не понял в 4‑м классе дроби, то алгебра для тебя закрыта, и, соответственно, ты не сможешь решать задачи по физике. Третий момент – физика часто преподаётся как история науки, и ребёнок не видит, как применяются эти знания. Он полюбит физику, когда будет собирать руками электросхему, видеть положительное подкрепление.
Современный ребёнок поменялся – он не слушает, как в советское время, советов родителей или, как в начале двухтысячных, советов друзей при выборе профессии. Сейчас дети с дошкольного возраста доверяют больше всего блогеру, потому что у блогера 100 тысяч просмотров.
А ещё я всегда говорю, что человек с хорошим образованием может вникнуть в любую проблему и её решить – будь то изучение в короткие сроки китайского языка или облицовка стены плиткой. Образование важно системой знаний в голове, и в итоге оператор ядерной станции может класть плитку, а вот обратное не получится. Именно поэтому нужно образование и развитие. Главное – стремление каждый день быть лучше себя вчерашнего, и нет разницы, контролируешь ты при этом ядерный реактор, кладёшь плитку. Главное – заниматься своим любимым делом.