Никита Михалков: «Российскому зрителю не хватает кино про него самого»
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуВ рамках федеральной программы «Большие гастроли» 23 и 24 июня в нижегородском ТЮЗе прошли показы знаменитого спектакля «12».
Режиссер спектакля, также играющий одну из ролей, – народный артист России Никита Михалков. Вместе с ним на сцену выходят народный артист России Николай Бурляев, народный артист России Сергей Степанченко, заслуженный артист России Владимир Долинский и другие.
Перед началом спектакля Никита Сергеевич встретился с журналистами, ответил на их вопросы, а напоследок охарактеризовал любимых им нижегородцев… как речных пиратов!
О независимости…
– На днях в Нижнем Новгороде прошел отбор в вашу киноакадемию. Знакомы ли вы с результатами, и если знакомы – как их оцениваете?
– Я подключаюсь лишь к финальному, третьему туру. Сейчас идет первый. По всей стране работают наши педагоги: для нас очень важно, что студенты Академии – не только столичные штучки. Отбирают очень строго. В прошлом году было подано на актерское отделение более пятисот заявок, взяли мы тринадцать человек, выпустилось девять. Прежде всего, мы берем ребят, уже имеющих театральное образование. Обучение длится год, и за этот год они получают около семидесяти мастер-классов с самыми разными людьми. С большими режиссерами, нашими и не нашими, с актерами, художниками, балетмейстерами, теософами, писателями и так далее. Они могут пройти в любой театр и попасть на любой спектакль, посетить любой кинофестиваль и посмотреть любой фильм. То есть, в течение этого учебного года они имеют возможность взять всё и по максимуму. Мало того, за обучение в Академии студенты не платят ни копейки, и даже получают стипендию. Кроме того, абсолютно исключена возможность протекционизма: богатый папа, знаменитая мама, еще кто-либо не играют никакой роли в принятии решения о зачислении. У нас в этом смысле очень и очень жестко. В результате благодаря такому отбору и обучению, молодая труппа Академии – одна из самых сильных в стране. Она состоит из актеров, которые реально могут всё: им подвластны трагедия, драма, буффонада, пластика, пение… Они универсальны!
Наша главная задача – вооружить актеров технически, чтобы они могли сами отвечать за свои действия на сцене, научить актера работать с плохим режиссером. Это очень наглое желание и опасное (улыбается), но сегодня ситуация такова, что, в принципе, пробы надо проводить не актерам, а режиссерам, потому что их работа, к сожалению, часто получается ниже среднего. Так что, если актеры умеют сами что-то делать, не нуждаясь в режиссерской помощи, – это хорошо.
– Никита Сергеевич, идет информационная война. Как вы расцениваете в этом контексте то, что делает «Бесогон ТВ»?
– Ну, не мне это расценивать… Оценивают люди. В новогодние каникулы, с первого по восьмое число, были повторы «Бесогонов» разных лет, и эти показы собрали 53 миллиона зрителей, которые в любой момент могли переключиться на любую другую, развлекательную программу – шоу, сериал, концерт, ведь были праздничные дни, но не переключились. Значит, «Бесогон» был им нужен! И до тех пор, пока я чувствую, что передача нужна людям, я буду ее делать. Я говорю то, что я думаю и, думаю, это имеет значение. Скажу три вещи, две из которых понравятся либеральному сообществу, а третья – нет. Свобода – это когда есть выбор. Несвобода – когда нет выбора. А третье… высшая свобода, она в том, что не надо выбирать. Это когда ты для себя все уже решил, и не мучаешься, мечась. Можете назвать это заскорузлостью, консерватизмом, да как угодно. Но мне лично в этом смысле очень легко, потому что я никогда не служил ни власти, ни партии, ни даже государству. Я служил той земле, на которой рожден, и в этом смысле у меня нет никаких ограничений. «Бесогон» – единственная программа, которая не имеет никакого цензурирования. Вообще никакого. Мы даем анонс программы в четверг вечером, и никто на канале не знает, что именно выйдет в пятницу. Бывает, что, ночью посмотрев программу, мне звонит кто-нибудь из руководства канала и говорит, что сейчас сложилась такая-то актуальная ситуация, и хорошо бы сделать ту или иную поправку. Если я согласен с этим, поправка делается. Если не согласен – не делается. Опять же, в «Бесогоне» нет ни минуты рекламы и создается он без единой копейки денег от канала или государства. Поэтому нас трудно потрепать по щеке и заставить делать «то, что надо». В этом плане я – счастливый человек.
…и поиске смысла
– Смотрите ли вы новое отечественное кино? Что можете отметить? Как, по-вашему, чего не хватает современному кинематографу?
– Я думаю, что российскому зрителю не хватает кино про него самого, простого российского человека. Мы очень часто видим гламурные фильмы с незнакомыми людям интерьерами трехэтажных квартир, где всё «дорохо-бохато», с героями, живущими где-то в мегаполисах и, конечно, все это отвращает зрителя. Но! Процесс возвращения себя к себе идет. Желание быть похожим на Голливуд сходит на нет, потому что, хотим мы этого или не хотим, но русская культура зиждится на русской литературе, а русская литература – это всегда поиск смысла. И внутри общества мы тесно связаны друг с другом. Если взять распоследнего бомжа, который никогда не читал ни Толстого, ни Достоевского, он все равно человек страны Достоевского, потому что Достоевский о нем всё знает и именно о нем пишет.
Не хочу называть каких-то отдельных картин. Хотя, навскидку… картина Андрея Зайцева «14+. Продолжение» –очень современная, мудрая и нужная. Работа Урсуляка, который делает историческое кино, – прекрасный сериал «Ликвидация», классно сделанная, стильно сделанная черно-белая картина. Есть молодые режиссеры, которые ищут. Вот только проблема: многие знают «как», и не знают «что». Нас в свое время возили из ВГИКа в «Белые столбы» (киноархив Госфильмофонда. – Прим. М.Ф.), где показывали как бы запрещенные картины Кавалеровича, Вайды или, там Трюффо, Годара. Сегодня один раз кликнул – и всё увидел: смотри, учись! Но до тех пор, пока ты не будешь говорить о том, что тебя волнует, о чем не можешь не сказать – из твоих рук будет выходить лишь форма. К счастью, мы все же постепенно приходим к идее поиска смысла.
– Вы не раз говорили, что считаете себя почти нижегородцем. А кто они, нижегородцы, в вашем видении?
– Ушкуйники! Веселые, пьющие, гуляющие, смелые, наглые в таком, прекрасном русском смысле, и очень трудолюбивые. Это – Россия!