Педагог Светлана Кузина: «На моих уроках есть правила, которые не нарушает никто»
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуКакая профессия подошла бы Мальвине из театра синьора Карабаса Барабаса, а чем бы мог заниматься сорванец Буратино? Ответы на эти вопросы знают подопечные учителя математики Светланы Кузиной из Дзержинска.
Светлана Сергеевна – классный руководитель 9 класса. Ребята пришли к ней озорными пятиклашками. И все годы их учебы педагог уделяла большое внимание профориентации. К настоящему моменту более восьмидесяти процентов ребят из ее класса определились с будущей профессией, а многие уже знают, где хотели бы учиться дальше. Не менее важно работать с родителями. Об опыте успешной профориентации школьников Светлана Сергеевна рассказала на педагогическом совете в Екатеринбурге министру просвещения РФ Сергею Кравцову. Она поделилась наработками и на Всероссийском форуме классных руководителей, который состоялся в Москве в начале октября.
На форум было подано 63 тысячи заявок, из которых отобрали только три тысячи участников, а в число спикеров попали педагоги с самыми актуальными методиками. Путь в профессию, проект «Билет в будущее» и новые подходы к профориентации мы обсудили во время нашего разговора со Светланой Кузиной.
В педагоги из программистов
– Как так сложилось в вашей жизни, что вы стали учителем?
– Я никогда не думала, что буду работать в школе. В моей семье не было учителей. После 11 класса поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики Университета Лобачевского. Тогда это было очень модное направление. Специальности, связанные с компьютерами, активно развивались и привлекали многих, но оказалось, что писать программы – это довольно рутинная работа, которая мне не так интересна. Параллельно с учебой в университете я попробовала себя в роли учителя и буквально влюбилась в школу, в профессию. Работаю учителем 12 лет и нисколько не жалею о своем выборе.
– Кто был вашим наставником и какими тонкостями профессии он помог овладеть?
– Мне сразу дали вести математику во всем среднем звене – с пятого по девятый класс. Плюс я стала классным руководителем пятиклассников. Было непросто, но я справилась. Очень помогли советы наставников. Моя бывшая классная руководительница, заместитель директора, учитель математики Ирина Викторовна Ершова очень многое мне на первых порах подсказывала. Опытом делилась и директор школы, математик Светлана Владимировна Бондарева.
В каждом возрасте у детей свои особенности – пятиклашки – шумные, но добрые, открытые, в чем-то наивные. Неусидчивым ученикам 5 – 6 класса обязательно нужны динамические паузы, которые повышают детскую работоспособность. Если урок приходится на вторую половину дня, то подачу материала стараюсь максимально облегчить и больше предлагать игровых математических заданий. Это помогает удерживать внимание.
Дети постарше в 7 – 8‑9 классе уже себя чувствуют взрослыми. У них важно завоевать авторитет – в этом залог успеха взаимодействия со старшеклассниками.
На моих уроках математики есть правила, которые не нарушает никто. Они едины для всех – и для отличников, и для двоечников. Если что-то позволяется, то это можно всем, если что-то нельзя, то опять же нельзя всем. Часть этих правил я переняла у своих наставников, часть сформулировала сама.
Еще один секрет – это отсутствие любимчиков. Дети чувствуют, когда у учителя есть какие-то предпочтения. Для детей важно, чтобы педагог относился ко всем одинаково, оценивал не их самих, а знания предмета. Не должно быть так – ты мне не нравишься, и я тебе ставлю двойку. Учитель должен объективно оценивать каждую работу, чтобы у ребенка не сложился стереотип, что ему ставят тройки по инерции. Каждый ребенок может получить и двойку, и пятерку – и это совершенно нормально.
Родитель в теме
– Ребенку бывает непросто определиться с выбором будущей профессии. Очень здорово, что вы на протяжении многих лет обсуждали эту тему с ребятами…
– Профориентацией со своим классом я сначала занималась во время внеурочной деятельности. Видела, что детям это нравится. Моя цель – помочь им понять себя и сделать осознанный выбор. В моей авторской методике используются игровые технологии, с ребятами мы изучаем ведущие цифровые ресурсы по профориетации, посещаем с экскурсиями предприятия. Важно дать детям возможность погрузиться в профессию, понять, что делает специалист изо дня в день. Ребята не представляют, что их ждет. Ожидания и реальность очень часто расходятся.
Я убеждена, что рассказывать о профессиях можно и нужно и во время каждодневных уроков. Например, можно решать задачу на составление уравнения не про Машу и Петю, а про спичрайтера или специалиста IT-сферы, а потом обсудить с ребятами, что это за профессии.
– Вы являетесь экспертом Всероссийского проекта «Билет в будущее». Что дает учителю участие в этом проекте?
– Проект «Билет в будущее» мне помог выйти на новый уровень в профориентационной работе. У меня появилось очень много контактов с коллегами-единомышленниками по всей России. Обмен опытом и идеями позволил совершенно по-другому взглянуть на профориентацию. Теперь я понимаю, что это едва ли не самое главное в школьном процессе. Выбор профессии и успех ребенка – это и есть итоговый продукт, конечный результат образования, к которому школа должна подвести ребенка.
– Вместе с коллегами вы разработали марафон для пап и мам «Родитель в теме». Зачем он нужен?
– Для участия детей в проекте «Билет в будущее» родители должны дать согласие на регистрацию детей на портале, на обработку персональной информации. Я обратила внимание на то, что многие родители отказываются, считают, что их ребенку это не нужно. Всегда находятся мамы и папы, которые уже решили за ребенка, кем он должен стать. Они говорят: «Мой сын будет медиком – и точка». Желание самого будущего выпускника при этом не учитывается, так же как и данные ребенка, у которого, к примеру, может быть математический склад ума, инженерный тип мышления, и ему, как говорится, сам Бог велел развиваться в этом направлении. Я пришла к выводу, что для успешной профориентации нужно работать в первую очередь с родителями.
Цель онлайн-марафона «Родитель в теме» – в доступной форме показать папам и мамам то, чем мы занимаемся с детьми, как те или иные цифровые ресурсы могут помочь ребенку с самоопределением. Более того, родители, которые прошли марафон, могут сами помочь своему ребенку определиться с выбором профессии. Мы с коллегами уже провели два таких марафона, и отзывы родителей самые положительные.
Проект «Билет в будущее» взял нашу идею на вооружение, и в его рамках теперь есть целый блок «Родители в теме». Сейчас мы с коллегами ищем новые форматы, которые позволят сделать работу с родителями еще более эффективной.
– Как вы относитесь к тому, что появился новый профориентационный предмет «Россия – мои горизонты»?
– Этот предмет действительно очень важный и нужный. В школах всегда занималась профориентацией, но сейчас хотят сделать эту работу системной и ввести единый стандарт, внедрить опыт лучших педагогов из разных регионов. Самое главное – это дать детям равные возможности.
– Какие цифровые инструменты вы бы посоветовали родителям и детям, чтобы выбрать профессию, наиболее подходящую наклонностям ребенка?
– Это платформа «Билет в будущее», шоупрофессий.рф, «примерочная профессий» портала «ПроеКТОриЯ».
Блиц-опрос
– Должен ли учитель помнить о том, что он педагог 24х7?
– Конечно. Профессия учителя накладывает определенные рамки. Есть вещи, которые мы не можем себе позволить, потому что дети берут с нас пример. Учительство – это образ жизни.
– Оправдывает себя пятибалльная система?
– Это привычная система оценивания. Считаю, ее самой адекватной. Хотя в чем-то она размытая. Тройка тройке – рознь. Для одного – это счастье, а для кого-то позор и стимул. Хорошист получит тройку и подумает: «Как так? У меня такая же отметка, как у Иванова, который плохо учится, – непорядок!» Это сравнение заставит его подтянуться. Оценки для ребенка – это ориентир и возможность проявить себя.
– Где вы черпаете силы для такой активной работы?
– Лето, выходные помогают восстановиться. Чтобы не было выгорания, нужны эмоции. Меня заряжает участие в конкурсах. В них я черпаю вдохновение, чтобы работать ежедневно. Конечно, подготовка к ним требует много времени и сил, но это особое удовольствие общаться с такими же активными коллегами
Александра Махлина