Светлана Соловьева: «В новой системе будут отражаться все особенности жизненных ситуаций человека»
Главным событием для социальной сферы 2023 года станет объединение двух фондов – Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования. Объединение фондов ускорит процесс получения социальных услуг и сделает его более удобным. О том, как идёт работа по объединению фондов и что изменится для граждан с 1 января, мы попросили рассказать руководителя Пенсионного фонда по Нижегородской области Светлану Константиновну Соловьёву.
- Светлана Константиновна, почему назрело решение об объединении двух фондов? Что оно из себя представляет?
- За более чем 30 лет оба фонда прошли большой путь развития и стали мощными структурами по социальному обеспечению граждан. К нам ежегодно переходит из социального казначейства функции различных выплат. Пенсионный фонд из структуры, которая осуществляет выплату пенсий и пособий, превратился в организацию, которая предоставляет услуги в течение всей жизни – от рождения до старости. И конечно, гражданину удобнее обращаться за получением услуг в одно ведомство, в том числе за счет создания единых офисов клиентского обслуживания. Ведь той же многодетной маме легче обратиться в один фонд, чем в разные ведомства.
- Каким образом будет формироваться бюджет нового фонда?
- Раньше страховые взносы уплачивались в разные фонды — в Пенсионный фонд, в соцстрах, в фонд медицинского страхования, теперь единым платежом страхователь будет платить их в один Социальный фонд. Со следующего года вводится единый тариф взносов и единая база для уплаты взносов на пенсионное и социальное страхование. Это тоже даст рост выплат, поскольку за счет более высокой базы станут больше некоторые выплаты. Право на них теперь получат и работающие по гражданско-правовому договору. В пенсионном страховании так было и раньше, а социальному страхованию подлежали только те, кто работал по трудовому договору. Поэтому, например, работники, имеющие договоры гражданско-правового характера, не могли получить некоторые выплаты, например, больничный лист. Теперь будет единый круг застрахованных и единая база для начисления взносов. Это большое удобство и в плане документооборота.
- Как после объединения будет налажен прием граждан? Где разместятся клиентские службы и не появятся ли там очереди?
- Люди не почувствуют изменений. У нас по Нижнему Новгороду и области 58 клиентских служб, они останутся по тем же адресам. Просто с 1 января жители будет получать в них услуги сразу двух бывших ведомств. В Пенсионный фонд больше 90 процентов заявлений давно подается дистанционно. Если по каким- то причинам человек не может подать электронное заявление из дома, то может это сделать в клиентской службе в нашей цифровой зоне обслуживания.
В новой системе будут отражаться все особенности жизненных ситуаций человека. Например, пенсионные права или статус многодетной мамы, ветерана труда. Специалисты автоматически получат информацию о том, кто на что претендует, и смогут направить эту информацию самому человеку в рамках проактивного информирования, то есть беззаявительно.
- Уже сегодня ряд выплат назначаются беззаявительно. Какие еще нововведения можно ждать от объединения фондов?
- С января 2022 года мы автоматически оформляем пенсии по инвалидности. Уже назначено свыше 5 тысяч таких выплат. Также проактивно мы выдаем сертификаты на материнский капитал. После того как в семье рождается ребенок, нам приходят данные из реестра ЗАГС. Далее специалисты формируют сертификат и отправляют его маме на портал госуслуг. Уже выдано более 13 500 сертификатов в проактивном режиме. Кроме того, с января в беззаявительном порядке отделение оформило около 24 тысяч СНИЛСов новорожденным.
Пенсионный фонд уже подготовил предложения по дальнейшему развитию такого подхода. Правительство, в частности, внесло в Думу законопроект, по которому фонд планирует беззаявительно назначать детям пенсии в случае потери кормильца, чтобы исключить подачу документов в этой трудной жизненной ситуации.
- С 2022 года Пенсионный фонд информирует граждан – женщин старше 40 лет и мужчин старше 45 лет- о состоянии пенсионного счета и накопленного стажа. Для чего это делается? Сколько нижегородцев уже получили такое уведомление?
Более 450 тысяч нижегородцев уже получили такую информацию. Это делается для того, чтобы граждане могли в дальнейшем планировать свой трудовой путь. Это выжимка из индивидуального лицевого счета, на который попадают сведения от работодателя в виде отчетности: у какого работодателя он работал, в каких условиях, какие взносы уплачивает работодатель за него. И человек может отследить момент, если работодатель не подал отчетность, чтобы этот трудовой период не был потерян. Эти сведения можно получить несколькими способами: в личном кабинете на портале госуслуг, в нашей клиентской службе, в МФЦ, в личном кабинете Пенсионного фонда, а с 1 января Социального фонда.
- Как проходит переходный период в период подготовки к объединению?
- Объединению предшествовала большая подготовительная работа. Наши специалисты проходили стажировки, изучали функционал соцстраха, и соответственно, наоборот, сотрудники соцстраха изучали наш функционал. К настоящему времени уже синхронизирован график приема граждан. К нам перейдут специалисты фонда социального страхования и будут принимать в одном окне всех клиентов — и тех, которые раньше шли в ПФР, и тех, кто пользовался услугами ФСС. В целом объединение завершится до конца этого года.