Равиль Асмятуллин: «Болонская система – это не весь мир»
Газета "Новое дело" №23 от 16.06.2022
Подписка на газетуМногие с тревогой восприняли известие о выходе России из Болонской системы. Она предполагала двухступенчатое образование – четыре года бакалавриата и при желании два года в магистратуре, причём даже в Европе. Лишатся ли студенты теперь этой возможности? Будет ли отменён ЕГЭ? И какие ещё изменения ждут систему высшего образования в России? Об этом и о многом другом мы поговорили с доцентом Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равилем Асмятуллиным.
Вышли из-за парты
– Сейчас активно ведутся дискуссии – нас выгнали из Болонской системы из-за санкций или мы сами ушли?
– Выгнали нас или мы сами ушли – не так важно, как то, что с этим теперь делать. Можно посмотреть на ситуацию как на возможность устранить отрицательные стороны Болонского процесса и создать новую систему. Положительного в текущей ситуации, конечно, мало, но и то отрицательное, что есть – не катастрофично.
– Означает ли выход из Болонской системы возврат к советской системе образования?
– Нет, не означает. Болонский процесс связан не столько с системой образования (и её уровнями), сколько с механизмами сближения европейских стран для облегчения мобильности студентов, преподавателей и учёных разных стран. Возврата к советской системе не ожидается, массового перехода на специалитет не будет. Для этого нет реальных оснований. Направления, где нужно было оставить пятилетнее обучение или дольше, мы оставили – медицинские направления, инженерные, сфера искусства и другие.
– В связи с этим какие изменения последуют в вузах в ближайшее время?
– Первые изменения коснутся, прежде всего сотрудничества с европейскими вузами, программами обмена, стажировок. Изменений, связанных с модернизацией системы образования, стоит ждать через пару лет. Такой переход и фактически, и юридически в очень сжатые сроки невозможен. Скорее всего, будет плавный поэтапный переход. А какая будет система – зависит от решений сверху. Сейчас активно обсуждается вариант 2+2+2, чтобы придать двухступенчатой модели бакалавр-магистр большую гибкость. Такой подход предполагает в первые два года изучение общих дисциплин, затем на третьем курсе студент сужает свою специализацию. Далее можно добавить ещё два года магистратуры, чтобы скорректировать при необходимости свою специализацию – выбрать другую, смежную, или углубляться далее. Многим трудно выбрать профессию сразу после окончания школы, и такая система позволит присмотреться и придаст большей гибкости.
Мировой разум
– Принесёт ли отказ от Болонской системы проблемы с признанием двойных дипломов и поступлением в магистратуру за рубежом?
– Болонская система – это не весь мир, а прежде всего Европа. Но мировой образовательный рынок не ограничивается только Европой. Те же США, Китай или Япония не участвуют в Болонском процессе, что не мешает им развивать международное сотрудничество в сфере образования, принимать иностранных студентов и направлять своих студентов за рубеж. Россия остаётся интегрированной в мировую систему образования, так же как и другие страны за пределами Европейского региона.
Кроме того, Россия находится на пятом месте в мире по числу иностранных студентов. Хотя большая часть студентов приходится на страны СНГ, в России обучается много студентов из Китая, Индии, арабских стран, Азии, из африканских стран (больше всего из Нигерии), есть представители и Латинской Америки. Поэтому Россия – важный участник мирового образовательного пространства. Что касается двойных дипломов – ряд программ пострадали из-за решений европейских стран о приостановке сотрудничества, что случилось до исключения российских вузов из Болонской системы. Для вузов, которые решат сохранить сотрудничество по совместным программам, появятся дополнительные формальные трудности.
– Многие полагают, что следующим шагом станет отказ от ЕГЭ…
– ЕГЭ не связан напрямую с Болонским процессом. Скорее всего, ЕГЭ надолго с нами останется, поскольку он даёт возможности для удобного поступления в вузы.
– Не приведёт ли отказ от Болонской системы к ухудшению качества образования?
– Поскольку Болонский процесс связан прежде всего с мобильностью, а не с самой системой образования, то ухудшения качества ожидать не стоит. В масштабах всей страны как внутрироссийская, так и международная мобильность наших студентов и преподавателей (в плане обмена с европейскими вузами) была на очень низком уровне (за исключением нескольких крупных вузов, например, РУДН или ВШЭ).
К ухудшению качества выход из Болонского процесса вряд ли приведёт. На качество образования напрямую повлияет та новая система, которая будет разрабатываться.