Светлана Митина: «Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту»
Газета "Новое дело" №18 от 12.05.2022
Подписка на газетуС начала апреля родители бросились записывать детей в первый класс. Причём многие делают это не дожидаясь, когда любимому чаду стукнет семь лет. В конце концов, какая разница – семь или шесть с половиной? Что же терять лишние полгода? Тем более, что сегодня детей начинают готовить к школе чуть ли не с яслей. Правда, нередко столь ранний подход приносит обратные результаты. Когда же начинать готовить ребёнка к школьной парте? И как понять, готов ли ребёнок к школе? Об этом газета «Новое дело» расспросила детского психолога Светлану Митину.
Не прописные истины
– Уже сейчас многие родители готовят детей к школе, а кто-то начинает эту подготовку и вовсе с четырёх лет. Как правильно это делать?
– Говоря о подготовке к школе, важно понять, к чему вообще ребенок готовится. Я бы выделила условно три уровня, которые в организме взаимосвязаны. Это физический уровень развития, психологический (эмоциональный входит сюда же) и определённый набор навыков, необходимый для того, чтобы ребёнок был принят в школу. Эти навыки основываются на том, насколько ребенок развит физически и психологически. В школе, помимо того, что придётся владеть определённым объёмом знаний, ребёнку надо будет адаптироваться к новым условиям. Его нервной системе будут предъявляться новые требования, которые не предъявлялись в дошкольном возрасте (или предъявлялись в меньших объёмах). Ему нужно будет соблюдать правила, и это сильно связано с развитием самоконтроля и воли.
К тому же ему нужно будет взаимодействовать со сверстниками и с учителем. Здесь возникает вопрос эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, умения воспринимать информацию.
Ребёнок должен созреть для того, чтобы выносить всё то напряжение, которое он получит в первом классе. Не случайно часть времени уходит на адаптацию. И если ребёнок не готов к школе по каким-то критериям, то адаптация сильно осложняется. Поэтому родителям важно понимать, что подготовка к школе не ограничивается натаскиванием ребёнка на определённые вещи. Даже если он научится писать в прописях, читать и считать, этого, возможно, будет недостаточно.
– Когда же нужно начинать подготовку к школе?
– Подготовка к школе начинается с рождения. В основе всех высших психических функций и навыков, которыми ребёнок должен овладеть в школе, лежит физическое развитие. Насколько он успешно прошёл все этапы в телесном становлении – понимание того, как работает тело и отдельные его части, где право и лево, чувство мышц и опоры в ногах, мелкая моторика. Если ребёнок не ориентируется в собственном теле, ему будет невозможно ориентироваться на листе бумаги, в книге и так далее. Поэтому очень важно отдавать ему двигательный опыт с момента рождения и до семи лет, проходя через множество этапов. Внимание этому уделяется на протяжении всей жизни ребёнка, особенно эти моменты развиваются в играх.
Вся жизнь – игра
– Как помочь ребёнку развивать в себе чувство тела и в целом умение взаимодействовать с другими людьми?
– Ребёнку очень важно доиграть и прожить через игру всё, что ему важно. Научиться соблюдать правила, планировать свою деятельность, научиться удерживать инструкцию и следовать ей, прокачивать восприятие всех своих психических функций – речь память, внимание, воображение.
Подготовка к школе очень часто ограничивается именно приучением ребёнка к определённым правилам и вообще к школьному пространству. Нельзя сказать, что это совершенно бесполезная вещь, но она зачастую становится невозможной, если у ребёнка не развита психическая и физическая база. Если вы видите, что ребёнку сложно осваивать какие-то уже околошкольные вещи (письмо, например), важно обратиться к специалистам, посмотреть, что у него сейчас с телом, что у него сейчас с психическим развитием.
– Получается, не стоит рассчитывать на то, что первоклассник с ходу привыкнет к распорядку в школе и дисциплине? Или если начать его приучать к усидчивости с раннего возраста к школе удастся достичь результатов?
– Ребёнка нельзя приучить быть усидчивым, усаживая его за парту. Он может стать усидчивым, только отбегав всё, что было нужно. К сожалению, это понимают не все преподаватели. Давать ребёнку прописи в дошкольном возрасте – тоже не эффективная методика, потому что пропись – высший эталон мастерства, до них есть очень много этапов, которые важно и можно пройти для того, чтобы ребенок начал красиво писать.
– Как может сказаться на учёбе то, что ребёнок не доиграл?
– Если такой незрелый недоигравший ребёнок попадает на подготовку к школе к преподавателю, который начинает его муштровать, усаживать и не дай бог ещё и ругать, то это идёт во вред во всех смыслах. Ребёнок не может физически соблюдать правила не потому, что он отпетый негодяй, а потому, что его тело не способно к тому, чего от него хотят. У него формируется негативная связка «я и школа», потому что там ничего хорошего нет – у него ничего не получается и его ругают. И ему не хочется идти в школу.
Поэтому очень важно, чтобы подготовка к школе была своевременной и квалифицированной. Плюс сейчас есть достаточное количество специалистов, которые проводят всестороннюю подготовку ребёнка к школе – смотрят, насколько у него развиты конкретные навыки и что он ещё может в плане психического развития. Бывают дети, которые могут в четыре года читать, писать, считать, но у них может быть не развит эмоциональный интеллект, они не могут коммуницировать. Им будет сложно в классической школе с её распорядком и регламентом, поэтому очень важно проходить диагностику не только по знаниям и навыкам, но ещё и по психологической зрелости и по навыкам коммуникации.
Самое время
– Чем может помочь диагностика и когда лучше её проходить?
– Можно сделать эту диагностику за год до начала подготовки к школе, для того чтобы понять ситуацию. Наверстать что-то за две недели, за три месяца – это менее реально, чем наверстать что-то за год. Если есть достаточный запас времени, можно спокойно поработать с теми моментами, которые проседают. Всё, конечно, очень зависит конкретно от ребёнка. Человеческий организм не может по щелчку перестроиться, и для всех качественных процессов нужно время.
– Почему обычно отдают в школу именно в возрасте семи лет?
– В этом возрасте ребёнок способен к самоконтролю, выдерживать разные нагрузки и физические, и психические, взаимодействовать с людьми самостоятельно, опираясь не только на родителей, но и на самого себя. Дети дозревают к этому моменту физически и психически. При хорошем раскладе они учатся быть уверенными в себе.
До этого момента дети очень часто нуждаются именно в родителях как в опоре. Они ещё не способны справляться с эмоциями самостоятельно, им нужно, чтобы взрослые их направляли. Учитель не будет этим заниматься в школе и, соответственно, если ребёнок нерелый, ему будет очень непросто. Психика в любом случае будет периодически испытывать перегруз, будет очень много разных эмоций, с которыми придётся справляться. И если она не готова, то ребёнку будет крайне тяжело. Кроме того, к пяти-шести годам у ребёнка формируется способность к самоутешению. Он умеет опираться на себя и проживать какие-то переживания даже без опоры на взрослого.
– А стоит ли отправлять ребёнка учиться в шесть лет, как это стало модно в последнее время? Или, например, если ему не хватает нескольких месяцев до заветных семи?
– Здесь очень важно не подходить формально к этому вопросу, а посмотреть, насколько ребёнок действительно готов. Ничего страшного нет в том, что он пойдёт в школу позже. Лучше, чтобы он дозрел. Недозревший ребёнок – это головная боль для всех: будет плохо ему, будет плохо классу, потому что он будет явно там мешать, будет тяжело учителям, будет тяжело и родителям. Всем участникам процесса будет несладко, если незрелый ребёнок вопреки всему чисто по возрасту, окажется, в первом классе. Вопрос – кому это нужно и чем это хорошо? Никому это не нужно. Ничем это не хорошо. Поэтому всему своё время.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как в Дзержинске выбрали лучшего школьника-ученого.