Театровед Руднев объяснил, почему телевидение не может победить театр
Газета "Новое дело" №12 от 28.03.24
Подписка на газетуОдна героиня фильма «Москва слезам не верит» считала, что телевидение скоро вытеснит театр спустя 20 лет, другая была уверена в обратном – что театр ничто и никогда не сможет заменить. Что же происходит с театром сейчас? Как сказывается на нём развитие гаджетов и искусственного интеллекта? Теряет ли он или, наоборот, приобретает популярность? И какой театр наиболее востребован у современной публики? В канун Международного дня театра, отмечавшегося 27 марта, мы поговорили с театральным критиком и театроведом Павлом Рудневым.
Первый звонок
– Споры о том, выживет ли театр после развития кино и телевидения, идут уже давно. Одни считают, что это искусство лишь для интеллектуалов, другие – что он вполне вписывается в массовую культуру. Сегодняшнее состояние театра ближе к какому утверждению, на ваш взгляд?
– На мой взгляд, театр никогда и не умирал. Театр живёт. Во все времена демонстрируются разные его грани. Скорее, наоборот – телевидение сейчас умирает.
– Какой театр сегодня более востребован публикой – зрелищный формальный или психологический?
– Думаю, у каждой категории свои предпочтения. И равновесность театрального организма ценна, когда театр разнообразный. У каждого направления театра есть свои поклонники. И существование той или другой формы обеспечивают люди, которые покупают билеты на спектакли.
– Бытует мнение, что время антреприз уходит в прошлое, потому что актёры приезжают, быстренько отыгрывают и уезжают, а желание посмотреть на живую звезду для многих уже не является насущным. Тем более, что звёзд уже много, и кого-то люди знают больше, кого-то меньше. Согласны ли вы с этим?
– Это такой вопрос, который, мне кажется, каждый город решает по-своему. Само слово «антреприза» не несёт никакого негативного контеста. Но зачастую, когда мы говорим об этом, мы имеем в виду очень дешёвый театр, цель которого – показать какую-то уже сошедшую со сцены звезду и заработать на ней денег. Их не так интересуют текст, тема, музыка самого театрального искусства. Мне кажется, это то, что называется провинциальным чёсом. Там легко срубить денег. Антреприза теряет важность там, где публика быстро распознаёт, что это просто очень плохое искусство.
– В каких городах меньше принимают антрепризы? Где они не пользуются спросом?
– В городах, где есть крепкий местный театр. Там люди понимают, что их собственные звёзды, их театр гораздо более важен и интересен, чем какой-то абсолютно плохо сделанный спектакль и заезжие гастролёры.
Там, где у людей есть театральная культура, они знают законы театра, видели театр в лучшем виде. В таких городах от антрепризы отказываются – там она бессмысленна.
Но есть города, в которых, к сожалению, это явление ещё существует, потому что у людей нет способа отбора. Нет понимания, что такое театр и насколько это искусство может быть серьёзным, живым, большим.
– Каким образом можно противостоять атрепризам и прививать зрителям хороший театральный вкус?
– Рецепт борьбы с таким явлением, как антреприза – это инвестиции и поддержка местного театра. Если он силён, то ничего не страшно.
Вышли на сцену
– Ходит ли сейчас в театр молодёжь или он интересен больше взрослому поколению?
– Это зависит от того, какой продукт предлагает театр. Если он ориентируется на молодых людей, туда будут ходить молодые люди, если он на молодых людей не ориентируется, они не будут туда ходить. Это вопрос предложения. Там, где думают о молодом поколении, там эти люди появляются. А где не думают, там, конечно, зал седой.
Как правило, чаще всего молодым зрителем занимаются частные театры, а не государственные. Существование частников и нечастников даёт возможность каждому сегменту зрителя найти свой собственный театр.
– Можно ли сказать, что частные театры ищут какие-то новые пути, молодую публику, а государственные более консервативны в постановках ?
– Невозможно вывести какое-то правило для всех городов. Там, где сильный государственный театр, частникам ничего не остаётся, ведь публика ходит именно туда.
А там, где у государственных театров есть проблемы, развивается частный театр. Это связано с тем, что молодёжи спектакли государственного театра могут казаться слишком классичными, или он сам кажется слишком чопорным, или тексты не очень увлекательные. Тогда молодёжь будет искать новый театр.
Что думают по этому поводу
«Театр исчерпал себя ещё с возникновением и развитием кино. И сейчас, в век компьютерных технологий и спецэффектов, выглядит довольно примитивно. Его спасает лишь то, что многие люди считают регулярные походы в театр неотъемлемым атрибутом жизни интеллигентного человека». Александр, 27 лет.
«После того как появились первые фотоаппараты, критики (да и почти все люди) считали, что живопись исчезнет, поскольку она станет абсолютно ненужной. В действительности, художники показали, что могут посоревноваться с фотографией, представляя на обозрение зрителя то, что не могла отобразить камера. После появления кино, которое произошло от фотоаппарата, многие начали воображать, что фотоаппараты также не пригодятся, поскольку прогресс шагнул вперёд. Но люди до сих пор делают фотографии, пишут картины и играют в театре». Мария, 35 лет.
«Для меня отличие кино от театра в том, что кино – это развлечение каждого дня (если повезло, то этот день может стать праздником!); а театр – он сам по себе великий праздник, рассчитанный не на каждый день. То, что в театре актёры на сцене играют вживую только для тебя, своего зрителя, и ты видишь это величайшее торжество перевоплощения в любой образ – это настоящее волшебство и праздник для души». Василий, 39 лет.
«Кино и театр – два прекрасных вечных вида искусства. Каждое на сегодняшний день очень многообразно представлено даже внутри себя, поэтому нет никакой возможности и необходимости сравнивать их между собой. Есть театральные спектакли, которые зритель помнит и будет помнить ещё долго; есть такие же кинокартины с мировым признанием. А есть, чего греха таить, очень посредственные в том и другом виде искусства. Но и то, и другое – нужно человеку». Александр, 50 лет.
Россияне стали чаще ходить в театр. По крайней мере, об этом свидетельствуют последние данные опросов ВЦИОМ. Согласно этим результатам, каждый четвёртый россиянин (25%) посещает театр как минимум несколько раз в год. В 2008 году этот показатель составлял 13%, в 2019 году – 21%.
Чаще всего в театр, согласно опросу, ходит молодёжь 18 – 24 лет. На втором месте россияне с высшим или незаконченным высшим образованием (35%) и с хорошим материальным положением (33%).
Большую часть театральной публики составляют женщины – они чаще мужчин ходят в театры (30% против 17%), а также активные пользователи интернета (33%).
Реже театр посещают россияне в возрасте 25 – 34 лет (23%). Практически не востребовано театральное искусство у зрителей старше 60 лет (42% людей этого возраста не ходят в театр) и активных телезрителей (43%).
Никогда не был в театре каждый пятый житель нашей страны.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в Нижегородской области завершился театральный фестиваль «Премьеры сезона».