Учитель из Выксы поделилась впечатлением от участия в проекте «Классная тема»
Газета "Новое дело" №1 от 11.01.24
Подписка на газетуУчитель биологии из Выксы Анастасия Кондина выступила в финале конкурса «Классная тема» на телеканале «Россия‑1». Заявки на конкурс подавали 7 тысяч педагогов из 89 регионов страны, но в финал прошли только семь. И хоть Анастасии и не удалось выиграть, она сумела провести великолепный урок, который надолго запомнится звёздам и телезрителям. Мы поговорили с Анастасией и спросили, как ей удаётся делать уроки по биологии интересными, находить общий язык с учениками и справляться с выгоранием на работе.
Рабочий настрой
– Почему решили связать свою жизнь именно с преподаванием? Всё-таки это не самая оплачиваемая профессия, да и нервотрёпки в ней больше, чем во многих других.
– Особый след в душе каждого человека оставляет первый учитель. Мой первый учитель – моя мама, Новичкова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов. С теплотой и нежностью я вспоминаю её уроки. Именно первый учитель закладывает в сердца детей уважение и любовь к самому себе и к окружающему миру. Я благодарна ей за то, что она вдохновила меня на новые открытия, делилась своими лучшими знаниями и умениями. Я выросла в семье педагогов и с ранних лет видела, как это – отдавать своё сердце детям. Общий педагогический стаж моей семьи более 120 лет. Мой стаж работы 10 лет.
– Считается, что учителям сложно совмещать личную жизнь и работу в школе, поскольку последняя отнимает слишком много времени и сил. Как вам удаётся находить баланс?
– Баланс находить сложно. Школа занимает большую часть моего времени. Я благодарна супругу – он меня поддерживает и помогает.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в работе учителя? Ради чего стоит идти работать в школу?
– Для меня учитель – особая миссия, особый склад души и ума, это ответственность, самоотдача, приумноженные знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Для меня учитель – это в первую очередь друг и наставник. Поэтому я стараюсь помочь ребёнку познать окружающий мир. И мой предмет располагает к этому. Ведущее направление в моей работе с учащимися – это развитие навыков исследовательской деятельности. Это важно, потому что ребёнок рождается исследователем, детская потребность в поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
– Биология ведь зачастую бывает очень непроста для понимания. И далеко не у всех школьников пользуется популярностью. Как вам вообще удаётся привлечь интерес ребят к своему предмету?
– Согласна, биология – достаточно сложный предмет, где много терминов и законов. Но это наука прикладная, и для её понимания необходимо умение наблюдать за живыми организмами, проводить эксперименты и анализировать результаты. Поэтому основная цель на занятиях – усиление практической направленности в преподавании биологии. Специфика исследовательского метода заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействии учащихся с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на самостоятельный поиск.
Личные отношения
– Как нужно поддерживать в школьниках интерес к учёбе? Ведь не секрет, что многие воспринимают занятия как обузу и уроки делают из-под палки…
– Моя задача состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся. Часто строю урок так, чтобы у ребят была возможность саморазвития и творчества, мой урок – это путь к успеху. Я счастлива наблюдать, как у ребят появляются вера в свои возможности, уверенность и активная жизненная позиция!
– Многие педагоги жалуются, что ученики их не ценят и не уважают. Как вы считаете, в этом действительно вина самих детей и их родителей? Или всё-таки педагог тоже ответственен за то, вызывает уважение или нет?
– Я убеждена в том, что к каждому ученику можно найти подход. Обучение – это сложная, длительная, кропотливая работа не только ученика, но и учителя, и родителя. Получается равносторонний треугольник, углы которого острые, но связаны друг с другом. Но в центр этого треугольника я бы поставила семью, ведь именно в семье мы получаем основу воспитания и мировоззрения. А школа способствует развитию духовных, нравственных и творческих способностей детей. И только тогда, когда учитель и родитель действуют вместе, исходя из особенностей и образовательных потребностей ребёнка, только в этом случае не будет конфликтных ситуаций.
– Работа учителя требует много эмоциональных сил. Как удаётся справляться с выгоранием и находить в себе силы работать дальше?
– Согласна, профессия учителя требует больших временных и эмоциональных затрат. Но в результате моего труда есть невероятно важные вещи! Для ученика я в первую очередь – наставник. Мои ученики продолжают начатое мною. Например, я посвятила свою магистерскую диссертацию методам определения качества воздуха, и недавно мой ученик провёл ту же исследовательскую работу, наблюдая за лишайниками. Его работу оценили на всероссийской конференции «Многогранная Россия». Это наша общая победа!
А ещё я – экоактивист, сортирую мусор, сдаю батарейки и участвую в экологических акциях. Ученики перенимают мой подход, вместе с ребятами собираем макулатуру, высаживаем деревья и кормим птиц зимой. Я не просто учитель, который несёт знания, я учитель, который становится источником мотивации. Я рада помочь ребёнку найти себя в этом сложном мире, повлиять на его взгляды.
Строгий отбор
– Как вы стали участницей проекта «Классная тема!»? Всё-таки далеко не каждый педагог отважится на съёмки в телешоу, пусть и образовательном…
– Подать заявку на участие можно было в мини-приложении телешоу «Классная тема!» в соцсети «ВКонтакте», которая включает в себя анкету, тестирование по своему предмету и видеовизитку. В ней необходимо за три минуты рассказать о себе и, самое главное, представить одну из изучаемых тем по предмету – ярко, необычно и научно.
Я выбрала для визитки тему «Фотосинтез растений», в которой рассказала о том, что собой представляет этот процесс и какие вещества необходимы для него, кроме того, мне удалось провести эксперимент по выявлению влияния солнечного спектра на активность протекания процесса фотосинтеза.
– Вы вошли в число семи финалистов, отобранных из 7 тысяч педагогов со всей страны. Учениками в гранд-шоу стали не только зрители в зале и телезрители, но и гости студии: телеведущие, музыканты, популярные артисты театра и кино. Например, вам помогал проводить урок известный комик Юрий Аскаров. Как проходили съёмки последних этапов?
– Нас пригласили в Москву на съёмку урока в студии. Мой урок был посвящён теме «Биомеханика», ключевой вопрос которого «Почему люди не летают, как птицы?». Когда все уроки были опубликованы, стартовало народное голосование. Оно определило семерых финалистов. После началась подготовка к уроку, с которым я выступила в финальном гранд-шоу на телеканале «Россия». Мне и моим коллегам удалось провести самые увлекательные и яркие уроки. Урок был построен в форме игры на тему «Живая и неживая природа». Благодарю Юрия Аскарова за помощь в проведении урока.
– Какие впечатления остались в целом от конкурса?
– Для меня участие в проекте – это большая победа! «Классная тема» – важнейшее событие в сфере образования для нашего города и Нижегородской области. Проект открывает новые грани педагогического развития, способствует развитию творческого потенциала учителя. Проект «Классная тема!» посвящён современным учителям, призван представить ярких, талантливых педагогов и повысить престиж одной из важнейших профессий.
Я очень рада быть участницей этого масштабного и важного проекта. Спасибо всем нижегородцам за внимание и поддержку!
Участие в любом конкурсе – это бесценный опыт, это образование, знакомство с новыми людьми, методиками и практиками. С большим удовольствием готова продолжать развиваться, учиться и заряжать своих учеников волей к победе.