Вадим Пономарёв: «Фактически мы начали снимать про спорт с нуля»
Газета "Новое дело" №8 от 03.03.2022
Подписка на газетуНа экраны вышел фильм «Мистер Нокаут», посвящённый легендарному советскому боксёру Валерию Попенченко. Режиссёр картины – Артём Михалков, главные роли играют звёзды – Виктор Хориняк и Сергей Безруков. Это далеко не первый фильм о героях советского спорта за последнее время – «Легенда № 17», «Движение вверх», «Стрельцов» и т.д. Почему истории про советских спортсменов вдруг оказались такой востребованной у отечественных кинематографистов? Сможет ли «Мистер Нокаут» приблизиться к успеху той же «Легенды» или зритель уже порядком устал от этой темы? Об этом и о многом другом мы поговорили с кинокритиком Вадимом Пономарёвым.
Пошли на рекорд
– Чем, на ваш взгляд, объясняется такой повышенный интерес отечественных кинематографистов к советскому спорту?
– Мне не кажется, что наше кино проявляет к спорту повышенный интерес, скорее оно вошло в норму после долгого дефицита. Фильмов и сериалов про полицейских, Великую Отечественную или вурдалаков гораздо больше. Проблема тут в том, что у нас нет прочной базы для съёмок спортивных фильмов – её не было и во времена СССР с единичными картинами, в 90‑е вообще про спорт ничего не снимали, только относительно недавно начали.
Фактически мы начали снимать про спорт с нуля. И тут сложилось два фактора – снимают их люди, которые пришли из клипмейкерства, и снимают явно по голливудским лекалам. Это даёт удивительный эффект, потому что все спортивные сцены сняты чрезвычайно эффектно и зрелищно, а сугубо драматические – блекло и малоубедительно. Но стоит прийти в фильм хорошим актёрам – фильм тут же выстреливает, как было с «Легендой № 17».
– Некоторые считают, что большинство этих фильмов отвечают в первую очередь пропагандистским задачам, а потому мало что представляют собой по части художественных достоинств. Согласны ли вы с этим утверждением?
– Да, отчасти согласен. Всплеск спортивных (и исторических) фильмов пришёлся на Мединского в качестве министра культуры. Он активно продвигал тему пропаганды любых успехов России в кино. Но почему же не гордиться Харламовым или Карповым? Они достойны байопиков. И хорошо, что государство даёт на это деньги и поддерживают крупнейшие телеканалы.
Но я совершенно не согласен с отсутствием художественных достоинств. У нас есть прекрасные операторы мирового уровня – Влад Опельянц, Ирек Хартович (поляк, но уже почти наш), Василий Григолюнас, Николай Богачёв и другие. Они делают великолепную картинку, ничем не уступающую лучшим мировым блокбастерам. Это факт. Но да, у нас есть болезненная проблема со сценаристами. У нас есть проблемы с актёрами, потому что после первой же удачной роли они начинают сниматься, как на конвейере, в сериалах без репетиций и не успевают актёрски вырасти, заматереть.
Когда после сериала Netflix «Ход королевы» появилась мода на фильмы про шахматы, у нас сняли прекрасный фильм «Чемпион мира» про Анатолия Карпова с блистательной актёрской работой Константина Хабенского и, увы, пустыми глазами модного и одарённого Ивана Янковского – о причинах я сказал выше.
Неплохо прошли на стримингах фильмы «Белый снег» про лыжницу Вяльбе, «На острие» про саблисток, «Один вдох» про фридайвинг, «Стрельцов» о футболе, «Крюк» и «Небесная команда» про хоккей, «Мастер» про ралли, «Последний аксель» про фигурное катание. Вышли даже фильмы про регби, сумо и женский футбол! В этом году мы ждём ещё полтора десятка фильмов о спорте. На фоне детективов и мистики – немного, но всё же.
Полный провал
– Какие из картин на эту тему можно считать безусловным провалом?
– Провалов очень много. Как правило, они из-за шаблонных сценариев и неумения показать спорт «красиво», что очень ценит зритель. Я был огорчён фильмом «Небесная команда» про трагически погибшую хоккейную команду ярославского «Локомотива» – ходульные безжизненные сцены, скверно отснятый хоккей. Эта трагедия достойна куда более честного и высокохудожественного фильма. Разочаровал фильм «Последний аксель» про фигурное катание с Еленой Подкаминской и самим Алексеем Ягудиным в главных ролях – Олимпиада в Пекине уже показала, что слёзы, драмы и красота есть даже в телетрансляции, а фильм должен быть ещё более сконцентрированным во всех этих аспектах, чего категорически не получилось.
– Самой успешной картиной на эту тему, безусловно, считается «Легенда № 17», которую люди пересматривают по нескольку раз. Секрет успеха фильма в том, что он был одним из первых? Или он действительно крепко сделан?
– Он действительно очень крепко сделан. Филигранно сняты все эти летящие шайбы и брызги льда от коньков. Но самое главное – выдержан жанр спортивной драмы, напряжение и в линии личной жизни, и в линии спортивной выдержано до самого конца. Фильм не разваливается, зритель следит за всеми линиями, напряжение нарастает.
Да, пришлось во многом пожертвовать исторической правдой, зритель не узнал, что в той серии победили всё-таки канадцы, а у Харламова была дальше великая карьера и громкая смерть. Но это фильм, тут так можно. Актёрские работы Данилы Козловского, Олега Меньшикова и Владимира Меньшова – в развитии, отлично отстроены. Этот фильм захватил ту аудиторию, которая и хоккей-то не смотрит. Всё совпало.
Я бы добавил к успешным сериалы «Крюк» про хоккей с очень убедительным Юрием Колокольниковым в главной роли и «Мастер» с Сергеем Шакуровым – про ралли знаменитой команды «КамАЗ-Мастер», сочетающий эффектные съёмки гонок в пустыне и какую-то задушевную интонацию в драматических сценах.
Из фильмов вспомнил бы доброго и человечного «Тренера» про футбол с Данилой Козловским (режиссура и сценарий его же) и, конечно же, «Выкрутасы» с Хабенским и Миллой Йовович, вышедший ещё в 2010 году и ставший первым кассовым фильмом о спорте в этом веке.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о том, как прошёл предпремьерный показ «Чемпиона мира» в Нижнем Новгороде.