Виктор Сдобняков: «Мы являемся профессиональным помощником региона в повышении качества и доступности образования»
Газета "Нижегородская правда" №7 от 09.02.2022
Подписка на газету2 февраля 2022 года состоялся круглый стол, приуроченный к Дню науки, который традиционно отмечается 8 февраля. В рамках круглого стола были подведены итоги 2021 года, объявленного Президентом России Владимиром Путиным Годом науки и технологий. На вопросы журналистов ответил ректор Мининского университета Виктор Владимирович Сдобняков.
– Виктор Владимирович, в конце декабря вы торжественно открыли Технопарк универсальных педагогических компетенций и педагогический «Кванториум». Какие направления будут развиваться на площадках?
– 80% работающих в системе образования региона – выпускники Мининского университета. Мы являемся профессиональным помощником региона в повышении качества и доступности образования, закрытии 100% кадровой потребности в педагогах. Технологичные образовательные пространства – эффективный инструмент в решении этих задач. Отмечу, что в прошлом году Мининский университет получил беспрецедентное финансирование на развитие образовательной среды, в том числе на создание Технопарка и «Кванториума». Эти пространства введены в эксплуатацию за рекордно короткие четыре месяца. Их цель – создание единой образовательной среды в первую очередь для молодых педагогов. Мы планируем охватить 100% научно-преподавательского и управленческого состава вуза в части повышения квалификации по «Универсальным педагогическим компетенциям», включая функциональную грамотность. Ежегодно обучение в Технопарке и «Кванториуме» будут проходить более 5000 человек – педагоги, школьники, студенты Нижегородской области. Таким образом, пространства являются ресурсом для всего региона. В Технопарке будут развиваться такие направления, как, например, генетика, аналитическая химия, альтернативная энергетика, IT-разработка виртуальной и дополненной реальности – всего 14 лабораторий. Кванториум представлен тремя квантами: технологической, естественно-научной направленности и медиалабораторией.
– В этом году у вас состоится открытие IT-факультета?
– Да, и документы на этот факультет можно подать уже с началом приёмной кампании текущего года. В первом наборе 75 бюджетных мест, их количество с каждым годом будет увеличиваться. Факультет предусматривает бакалаврские и магистерские программы по педагогическому и непедагогическому IT-образованию. Мы и раньше готовили IT-специалистов, но на факультете естественных, математических и компьютерных наук. Необходимость создания отдельного факультета связана с тем, что, по подсчетам Минцифры, в России не хватает от 500 тысяч до 1 миллиона IT-специалистов, и Нижегородская область – не исключение. Мы констатируем не только нехватку, но и недостаточную квалификацию таких кадров. Сейчас цифровые компетенции закладываются с раннего детства, и если грамотные, увлечённые профи не придут в школы, то качество IT-индустрии в регионе будет снижаться. Именно поэтому создание отдельного IT-факультета в педагогическом университете так важно.
– Федеральный научно-методический центр – в чём его необходимость?
– Одним из трендов в образовании сейчас является опережающее непрерывное профессиональное развитие. Это означает, что мы, имея статус ведущего педагогического вуза страны, не просто готовим педагогов, а сопровождаем их на протяжении всего профессионального жизненного цикла – от принятия решения о выборе профессии до его становления как эксперта. Центру Мининского университета предстоит оказывать поддержку по трём основным направлениям: развитие цифровой образовательной среды, школьных воспитательных систем, формирование управленческих компетенций кадров системы образования. Центры создаются в рамках нацппроекта «Образование» федерального проекта Министерства просвещения РФ «Современная школа». В качестве площадки для создания центра Мининский выбран не случайно: за прошедший год мы выиграли грантов по науке больше чем в два раза по сравнению с 2020 годом, возросло и количество научных проектов.
– Виктор Владимирович, в декабре Мининский университет анонсировал создание первого в стране ситуационного центра. Как он будет выглядеть? Для кого и для чего он создаётся?
– Цель создания ситуационного образовательного центра (СОЦ) – безопасность детей в школах. И одним из вариантов её повышения является специальная подготовка учителей. Это важно, потому что именно учитель принимает первые решения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Ситуационный образовательный центр – это образовательное пространство, предназначенное для динамического моделирования опасной и чрезвычайной профессионально-педагогической ситуации, прогнозирования сценариев ситуации. Подготовку в нём будут проходить педагоги Нижегородской области, студенты Мининского университета. В будущем целевую аудиторию планируется дополнить студентами и педагогами других вузов Нижегородской области и России.
СОЦ будет представлен следующими направлениями: профилактика скулшутинга, дорожно-транспортная и пожарная безопасность, гражданская оборона, первая помощь и психологическая поддержка, информационная и эпидемиологическая безопасность, а также профилактика экстремизма и терроризма. Здесь будет аккумулироваться не только опыт Мининского университета, но и профильных ведомств – МЧС, МВД, Росгвардии, ФСБ и других.
Базой для СОЦ Мининский выбран не случайно – здесь с 2000 года готовят учителей ОБЖ, функционирует профильная кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, проходит всероссийская олимпиада по ОБЖ, регулярно проводят курсы повышения квалификации учителей ОБЖ региона и страны.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что НГТУ им. Алексеева в рамках программы «Приоритет 2030» реализует пять стратегических проектов.