Владимир Молоканов: «В любой момент мы можем открыть новые факты о здании «Маяка»»
В Нижнем Новгороде началась реставрация фасада бывшей фабрики “Маяк” — одного из знаковых зданий города, входящего в инфраструктурную программу к 800-летию “Город 800”. Это событие вызвало много вопросов у жителей города. Поэтому мы встретились с Владимиром Молокановым, руководителем нижегородского филиала Российской ассоциации реставраторов, генеральным директором ЗАО «СМУ-77», занимающегося реставрацией “Маяка”, чтобы узнать о состоянии объекта, методах и стоимости реставрации.
- Владимир Анатольевич, расскажите, в каком состоянии сейчас находится фасад “Маяка”, и почему потребовалась его реставрация?
При разработке проекта реставрации мы обследовали объект. В итоге оказалось, что 80% плитки на фасаде “Маяка” сейчас “бухтит”, то есть между ней и кирпичом — пустота. Чтобы вы понимали глубину проблемы: под штукатуркой, между кирпичом и плиткой, даже растения прорастают. Причина в не совсем удачном решении, принятом во время строительства. Покрывной слой [плитку] крепили на жёстком растворе. В результате со временем плитка стала отходить от основания. Из-за этого периодически происходят отслоение плитки, образуется аварийная ситуация. Если постучать по плитке, то вы услышите звук пустоты, этот слой просто отходит. Потом туда попадает вода, она рвёт шов, и глыбы начинают падать. На самом деле, фасад уже 10 – 15 лет сыпется. Да, это небыстрый процесс, но он ведёт к уничтожению здания. И он будет продолжаться, если не принять меры. Кроме того, существует проблема с кирпичом: сейчас есть выеденные участки, в которых он крошится даже руками. Ещё нужно заменить примерно 60% плитки, потому что сейчас она где-то дефектная, где-то вообще отсутствует. Множество мест, где плитка не историческая или закрашенная, есть места, где плитка на штукатурке просто нарисована.
- Каким образом будут решаться эти проблемы?
Нами разработана научно-проектная документация с высокими уровне проработки вопроса, во время всего процесса реставрации будет идти авторский надзор, а принятые решения могут корректироваться в пользу более приемлемых. В любой момент мы можем открыть новые факты о здании.
- Как будет проходить реставрация “Маяка”?
После обследования и проектирования мы приняли решение, как один из методов реставрации, снять всю плитку и сделать вычинку кирпича, его условное “лечение”. Затем всю снятую историческую плитку отдефектовать — перебрать её, определить состояние и варианты восстановления; а разрушенную и неоригинальную — убрать. После чего всю качественную историческую плитку, по нашей оценке, её примерно 40%, вернуть на фасад, а недостающие 60% отлить заново. Этот проект прошел историко-культурную экспертизу и согласован в управлении охраны объектов культурного наследия Нижегородской области как метод реставрации.
- Но, насколько мы понимаем, вы не горите желанием им пользоваться?
Всё верно. На пробном участке мы отдефектовали всё до метра, сделали матрицу, на которой можно увидеть, где какие дефекты, что “бухтит”. Мы хотим сохранить историческую плитку по максимуму. Мы изучили российский опыт и поставили задачу, найти метод реставрации без полного снятия плитки или с её частичным снятием. Сейчас мы нашли три удачных опыта подобных работ и занимаемся подбором лучшей технологии. Например, в Санкт-Петербурге в Морском Никольском соборе по тому же методу, который мы сейчас пытаемся повторить, восстанавливали живопись. В чём его суть: живописный слой отходит от холста так же, как и наша плитка от кирпича. Поэтому реставраторы маленькими шприцами закачивают держащий раствор, чтобы условно скрепить основание и слой краски. Сейчас на тестовом участке мы испытываем такой же метод, после чего сделаем все замеры и согласуем в Управлении охраны ОКН альтернативные методы. Если наше допущение, что можно так сделать, подтвердится, мы будем действовать по такой методике: совсем дефектную плитку выпиливаем и ставим на её место новую. Что касается кирпича, то нужно учитывать его состояние.
Снаружи объекта кирпич плотнее, а внутри — более разрушенный. Поэтому на фасаде мы будем заполнять специальным составом полость между плиткой и кирпичом, чтобы скрепить поверхности — работы здесь будут идти без давления. А внутри объекта есть потребность усилить кирпич, чтобы увеличить его несущие свойства. В таких случаях применяется метод инъектирования, сверлится большее отверстие, вставляется пакер и под давлением закачивается укрепляющий раствор на основе извести с добавлением микроцемента — это мельчайшие частички, которые заходят во все поры кирпича и большие пустоты между поверхностями.
Этот метод позволяет увеличить марку кирпича [показатель прочности]. Как правило, со временем марка старого кирпича снижается до М15 и М20 (марка 100 (М100) обозначает, что кирпич гарантированно выдерживает нагрузку в 100 кг на 1 кв. см), соответственно несущая способность у него также снижена. Подобный метод позволяет марку кирпича повысить до М75 и М100. Мы регулярно пользуемся этим методом на других объектах, после чего они проходят госэкспертизу как новое здание. Здесь же мы решаем и проблему с плиткой, и проблему со стенами, которую позже пришлось бы решать в любом случае. Однако для того, чтобы воспользоваться этим методом реставрации, нужно понять, возможно ли технически провести такие работы, затем получить расчёты, понять расходы и оценить их стоимость. Однако по нашим предположениям этот метод будет даже дешевле полного снятия плитки.
- Давайте простым языком объясним, какие работы сейчас ведутся на “Маяке”?
Если совсем простыми словами, то сейчас на тестовом участке в полости между плиткой и стеной заливается смола, чтобы приклеить отдельный слой штукатурки к кирпичу. Если на тестовом участке у нас всё получается, то на следующий день мы можем вырезать ещё один участок, чтобы посмотреть, прошёл ли в него тот состав, скрепил он поверхности или не скрепил. Итог уже можно подводить: мы видим потёки смолы, через 10 см она проходит, значит, можно сказать, полости заполняются. Согласно нашему обследованию такой метод реставрации можно использовать. Он позволит минимизировать количество заменяемой исторической плитки (Вместо 60% будет 20%), снизить стоимость реставрационных работ, сократить сроки работ за счёт уменьшения объемов изготавливаемой плитки, а также производить работы в зимнее время. Сейчас реставрация всего фасада запланирована на период с ноября 2020 по май 2021 г.
- Владимир Анатольевич, по комментариям в социальных сетях мы понимаем, что общественность пугает сумма — 52 миллиона рублей — для реставрации фасада. Объясните, почему работы стоят так дорого?
Во-первых, сейчас на тестовом участке бурятся отверстия, в которые заливается полимерный состав. Ранее в Нижнем такого ни разу не делали. Представьте, пробурить весь фасад и накачать раствором, и каждое действие будут мониторить профессионалы. Это очень кропотливая и тонкая работа, поэтому она стоит дорого. Однако этот метод мы всё равно хотим удешевить.
Кроме того, нужно очистить весь фасад от копоти, грязи и краски. Принцип такой же, как у пескоструйной чистки, только в нашем случае используется специальный порошок. Он по текстуре похож на соду: такой же мелкий и мягкий. Потому что, если чистить песком, то собьётся глазурь на плитке, а если простой химией — то и глазурь можно повредить или не получить эффекта вообще. Представьте, сколько нужно потратить специального порошка, чтобы очистить весь фасад. Это опять же к вопросу о стоимости.
Теперь по поводу плитки. Как я уже сказал ранее, нужно будет заново отлить и положить примерно 20% новой плитки. Плюс ко всему нужно будет попасть даже не в цвет, а в тон, чтобы новая плитка не отличалась от исторической. Сейчас у нас уже сделано несколько образцов.
Однако если вы присмотритесь к исторической кладке, то увидите, так называемый эффект цек, или эффект кракле — образование узорчатых трещин на плитке. Он получается, когда плитку вытаскиваешь из печи и быстро охлаждаешь, в то время как само основание одной температуры, а глазурь другой. Поэтому сейчас мы добавили керамистам ещё задачу: чтобы они создали такой же эффект. То есть сначала они мучаются, подбирая тон, а потом будут пробовать специально неправильно охлаждать плитку, чтобы получить такой же эффект, как сто лет назад. Это ручная работа. Любая коллекция итальянской плитки в магазине самых дорогих мастеров стоит дешевле, чем квадратный метр такой плитки, сделанной вручную. Специалисты, которые это делают, — единичные по стране. Они есть только в Питере, Москве и Ярославля.
Сама методика полностью копирует исторический вариант. Может быть, только печь изменилась, всё остальное — месим, закладываем, подбираем — делается, как было тогда. То есть тут и дефект должен быть такой же исторический, и качество таким же, чтобы плитка простояла не менее 100 лет. Эта историческая плитка — очень дорогая в те времена, и с годами она стала только дороже, потому что её уже не производят. Новая плитка создаётся практические вручную, это не быстропоточный продукт. Её делают керамисты, а не завод. Всё делается практически, как тогда. Это ответ на вопрос, почему дорого.
- Почему вы заинтересованы именно в этом методе реставрации?
Смотрите, что сохраняется в объектах культурного наследия: во-первых, местонахождение и среда, во-вторых, архитектура объекта, в‑третьих, исторический материал, в‑четвертых, методы — само ремесло, как это делается.
При нашем методе закрываются все четыре пункта: сохраняется архитектура, место, исторический материал, технологии. Сейчас мы занимаемся настоящей научной реставрацией с подходом, за который все ратуют. Я бьюсь за то, чтобы здесь осталась историческая плитка, имея при этом проект и согласие минкульта, где я могу всю её снять. Это уже просто личная задача.