Вячеслав Петушенко: «После запуска М‑12 нас ждут еще четыре крупных проекта»
В прошлом году стартовало строительство трассы М‑12 «Москва — Нижний Новгород — Казань». Дорога обеспечит скоростное сообщение между Московской, Нижегородской и Владимирской областями, Чувашией и Татарстаном, а также позволит быстро доезжать от Санкт-Петербурга до Приволжья и далее на Урал. Кроме того, она станет частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Трассу строят в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Работы на объекте ведутся с опережением сроков.
В интервью порталу национальныепроекты.рф глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал о возможностях и перспективах скоростного маршрута для России.
— Вячеслав Петрович, что даст новая автомагистраль М‑12 нашей стране? Она должна была стать частью маршрута «Европа — Западный Китай», но будет ли спрос на европейскую часть дороги в свете последних событий?
— Трасса М‑12 — это составная часть международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». На российской территории он начинается от Санкт-Петербурга.
Как вы знаете, скоростная автомобильная дорога М‑11 «Нева», которая соединяет Москву и Санкт-Петербург, уже действует, и сейчас мы приступили к строительству обхода Твери. Запуск движения по нему обеспечит бесшовный проезд по всей М‑11 — строительство мы завершим в середине 2024 года. Кроме того, в составе коридора уже запущено движение по Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) и активно строится трасса М‑12 «Москва — Нижний Новгород — Казань».
Здесь важно сказать и об экономическом эффекте. Ведь М‑12 пройдет через шесть регионов — это 17 млн жителей нашей страны. Кроме этого, М‑12 позволит выстроить новые цепочки поставок для разных отраслей отечественной промышленности, в том числе максимально сопряженной с автомобилестроением. Например, в Нижнем Новгороде расположен ГАЗ, а в Татарстане — КамАЗ. Помимо этого, на трассе находятся города Владимирской и Нижегородской областей: Муром, Арзамас, Дивеево, Саров. Строительство автомагистрали даст толчок развитию экономики этих территорий.
М‑12 имеет огромное значение для нашей страны. Мы посчитали, что макроэкономический эффект составит порядка 2 трлн рублей. Кроме того, если сегодня дорога от Москвы до Казани занимает в среднем 11 – 12 часов, то после завершения строительства доехать можно будет практически вдвое быстрее — всего за шесть. Причем автомобилисты смогут двигаться со скоростью 130 км/ч.
Из Татарстана трасса «пойдет» за Урал. Мы с коллегами из Федерального дорожного агентства (Росавтодора) доведем скоростной маршрут до Екатеринбурга — а это почти 2,5 тыс. км бесшовного движения транспорта. Скорость — это время, а время — это деньги.
— На какой стадии сейчас находится проект продолжения трассы М‑12 от Казани до Екатеринбурга?
— Новый участок, за который отвечает госкомпания, составляет 275 км и пройдет по трем регионам: Башкирии, Пермскому краю и Свердловской области.
Строители уже приступили к подготовке территории — прокладывают подъездные дороги, дороги к мостам. Предполагаем, что в сентябре начнется активная фаза строительства. Таким образом, в 2023 году запустим движение от Москвы до Казани, после чего высвободятся строительные мощности, и в 2024 году мы «доедем» до Екатеринбурга.
— Проект М‑12 будет реализован вовремя? Санкции не повлияли на строительство?
— Безусловно, проект завершится в срок. Согласно первоначальным планам и конкурсным процедурам, строительство М‑12 будет закончено к середине 2024 года. А движение по трассе Москва — Нижний Новгород — Казань, как я уже сказал, откроется в конце 2023 года.
На участках М‑12 общей протяженностью более 240 км уже уложили асфальт. В этом году ставим задачу заасфальтировать до 70% трассы, то есть приблизительно 550 – 600 км. Конечно, всегда есть определенные сложности, связанные с переустройством сетей и возведением искусственных сооружений. На М‑12 более 300 искусственных сооружений, и на каждом из них идет активная работа, поэтому можно говорить о том, что строительство завершится даже раньше намеченного срока.
Что касается санкций, то отмечу: нам удалось вовремя подготовиться к такому развитию событий. Разумеется, в реализации проекта задействована большая доля импортной техники. Но мы успели закупить все необходимое, а главное — отремонтировать оборудование к началу активного строительного сезона. Ранее я говорил, что есть некоторые проблемы с оборудованием для систем взимания платы и интеллектуальной транспортной системы (ИТС), но сейчас мы уже нашли замену импортной продукции для этих систем. Так что пользователи не почувствуют никакого дискомфорта.
— Есть ли отечественные компании, которые, воспользовавшись случаем, готовы начать поставки дорожной техники?
— Да, но их пока немного. В Брянске сейчас в тестовом режиме запустили производство хороших асфальтоукладчиков, катков. Не буду лукавить: мы немного упустили этот вопрос, из-за чего отмечаются сбои, например, по поставкам грузового автотранспорта. Однако я надеюсь, что мы сможем переориентироваться на других иностранных производителей, в частности, движемся в сторону активного сотрудничества с Китаем. На мой взгляд, шаги, которые делают наши производители в сфере импортозамещения, принесут стране пользу.
— Во сколько сейчас оценивается строительство дороги с учетом корректировок?
— Трасса Москва — Нижний Новгород — Казань протяженностью 811 км будет стоить чуть больше 870 млрд рублей. То есть один километр обойдется приблизительно в миллиард рублей. Даже если брать во внимание, что цены сейчас в целом выросли, то стоимость одного километра М‑12 сопоставима с затратами на строительство того же ЦКАДа и трассы М‑11. За счет новых технологий, решений и оптимизации нам удалось не допустить серьезного изменения цен.
Вторым важным моментом является то, что в прошлом году правительство оказало нам поддержку, выделив на проект дополнительное финансирование. Благодаря этому мы проавансировали поставки металлов, в том числе под искусственные сооружения и арматуру, и оплатили их, зафиксировав цену. К слову, сейчас цены, по большому счету, не растут так сильно, как этого ожидали некоторые эксперты в начале года.
— Руководство страны утвердило пятилетний план развития инфраструктуры. Какие проекты будет реализовывать госкомпания «Автодор» в рамках этого плана?
— У нас в портфеле заказов четыре крупных проекта. Сейчас разрабатываем варианты изменения маршрута автодороги «Меридиан» и рассматриваем ее объединение с Юго-Западной хордой. Логистические маршруты сегодня меняются: главной задачей «Меридиана» изначально был коридор «Европа — Западный Китай», но в свете недавних событий возить грузы в Европу нет смысла.
В конце июня состоялся Каспийский саммит, где отдельно обсуждался вопрос перспективных маршрутов. Мы видим, что сейчас задачи переориентированы, и Урал нужно соединить с возрастающим потоком грузов через Каспийское и Черное моря. Кроме того, Юго-Западная хорда (от Екатеринбурга до Краснодара) поможет активно развивать экономику таких городов, как Саратов, Самара, Волгоград. А также позволит перевозить грузы с Урала, минуя центральную часть, Москву в первую очередь, сразу в черноморские порты.
Еще один наш важный проект — «Южный кластер», который включает строительство трассы Джубга — Сочи. Сегодня черноморское побережье востребовано гражданами Российской Федерации. Несмотря на то, что 11 аэропортов закрыты, люди продолжают ездить на курорты. Конечно, каждый из нас должен иметь возможность погреться на солнце и искупаться в море. Однако поездка на автомобиле протяженностью 178 км от Джубги до Сочи занимает не менее шести часов, и этот фактор мешает развитию туризма. Мы же предлагаем сократить трассу до 118 км, чтобы преодолевать расстояние всего за один час. С развитием порта в Адлере существующая сеть Сочи стала перегруженной, поэтому строительство скоростной автомобильной дороги будет включать обходы таких сложных городов черноморского побережья, как Адлер, Лазаревское, Туапсе.
А следующая наша задача — вторая кольцевая вокруг Санкт-Петербурга, так как КАД уже себя исчерпала. На некоторых участках трафик там превышает 200 тысяч автомобилей в сутки, город фактически «поглотил» кольцевую. Регион развивается, и мы наметили план строительства второй кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга с нуля, без использования существующих трасс.
К реализации этих четырех мощных проектов мы должны приступить в ближайшее время.
— Вячеслав Петрович, не секрет, что в этом году большинство соотечественников будут проводить отпуск на курортах России. Из-за закрытого авиасообщения многие отправятся на отдых на автомобиле. Смогут ли все желающие добраться до курортов Кубани по федеральной трассе М‑4 «Дон» без заторов? Как развиваете трассу в рамках нацпроектов?
— Нам пришлось переориентировать свои планы в этом году. Я считаю, что мы успели, потому что самым тяжелым участком был проезд по Ростовской области. Отрезок дороги от Москвы до Воронежа вообще не вызывает нареканий: если нет дорожно-транспортных происшествий, то эти 500 с лишним километров можно проехать с допустимой скоростью 110 км/ч, нигде не останавливаясь. В Ростовской же области за полтора месяца мы отремонтировали, как и обещали до 12 июня — начала активного сезона отпусков, в общей сложности 108 км магистрали. Сейчас пробок на этом отрезке пути уже нет.
Но еще остается сложный участок дороги на обходе города Аксая в Ростовской области. Была задача реконструировать и построить в общей сложности 70 км трассы — 34 км уже сдали, осталось 36. В следующем году до начала летнего сезона планируем открыть движение по новому участку М‑4, после чего пробок и там не будет.
Продолжается работа на Дальнем западном обходе Краснодара. Запустить движение по нему готовимся на полгода раньше — в 2023 году. Тогда от Москвы до Черного моря можно будет проехать без единого светофора.
Отмечу, что ситуация на трассе М‑4 «Дон» сейчас полностью контролируется — ведь мы следим за событиями каждый день.