«Я не женился на великой Пугачёвой. Я женился на очаровательной, рыжей, губастой, стройной девчонке», — Александр Стефанович
Именно ему приписывается авторство главного образа всей её жизни — Женщина которая поёт. Считается, что во многом благодаря Александру Стефановичу, бывшему её вторым мужем, легенда нашей эстрады и достигла своих первых вершин в шоу-бизнесе.
Однако именно он единственный из всех экс-мужей Пугачёвой, с которыми она не поддерживает никаких отношений.
Чего же Примадонна так и не смогла простить бывшему мужу? Об этом мы решили выяснить у самого Александра Стефановича.
– Александр Борисович, считается, что именно вы, придумав пять главных принципов пугачёвского творчества, по сути, и сделали её звездой. Насколько это соответствует действительности?
– Ну действительно, я написал когда-то пять строчек, прилепил их на холодильник у нас дома и объяснил Алле принципы творчества.
Но я никогда не был продюсером Аллы, не получал никаких денег и не имел никакого отношения к её коллективу. Я просто помогал своей любимой девушке. Пытался что-то придумать из своего опыта, и в результате этого всего родился её образ.
Никто никому ничего не навязывал: хочешь – следуй, не хочешь – не следуй. Но ей моя задумка понравилась, и она стала её воплощать по-своему, очень артистично.
Алла – это очень талантливый и самодостаточный человек. И, безусловно, при ее таланте, напоре, артистизме она всё равно бы пробилась.
– Но многие отмечают, что Пугачёва никогда никого не слушает. А вам она, по сути, подчинилась…
– Она не подчинилась. Мы были молоды, и Пугачёва в недавние годы, когда она была суперзвездой и диктовала свои условия, и та 25-летняя девушка, которая 10 лет пела по комсомольским стройкам и никуда пробиться не могла, – это большая разница.
Нас познакомил Лёня Дербенёв, известный поэт-песенник. Он сказал, что хочет познакомить меня с очень талантливой девочкой, чтобы я ей помог. Я работал тогда на «Мосфильме» в объединении музыкальных фильмов. Лёня сказал, что она, хоть и талантливая, но абсолютно без тормозов.
Пришла девушка стройная, тонкая, как Кристинка, губастенькая, рыженькая. Очень весёлая и смешная.
Она спросила: «Ты кто?» Я ответил: «Режиссёр». «Поставь мне жизнь», – сказала она.
Сейчас меня называют первым советским продюсером, автором эстрадных образов. А я просто любил и хотел помочь любимой женщине.
Когда мы поженились и я шёл по «Мосфильму», а навстречу шёл один из самых именитых сегодня режиссёров (не буду называть, но вы все его знаете). Он остановил меня и спрашивает: «Ты чё, как нормальный режиссёр не мог себе актрису найти – на певичке женился?». А я тогда на него посмотрел и подумал: «Вы ещё будете мне завидовать. Я всё для этого сделаю».
Алла была просто пробивающейся певицей, которая очень хочет занять место на музыкальном Олимпе, и я ей помогал по возможности.
– А правда, что Пугачёва сама предложила вам жениться на ней?
– Ну она меня как-то спросила: «Вот все мужчины, которые меня окружают, что-то делают для меня – Дербенёв пишет самые лучшие стихи, Зацепин самые лучшие мелодии, Слободкин (бывший поклонник), аранжировал для меня «Арлекино», а ты что для меня сделал?» Я ей сказал «Я тебя вычислил». Она говорит: «Тогда как честный человек ты обязан на мне жениться». А ей ответил: «А кто тебе сказал, что я честный?» Но, тем не менее, мы решили пожениться.
Может, если бы мы отложили свадьбу, то, возможно, ещё и передумали. А так на следующий день мы сразу пошли в загс, я показал удостоверение режиссера «Мосфильма» и сказал, что уезжаю в длительную командировку, а Алла – на гастроли и попросил расписать нас прямо сегодня.
Фаты, естественно, никакой не было. Ну мы просто оделись поприличней. На свадьбу я попросил денег у Сергея Михалкова, с которым тогда писал сценарий. Он дал мне тысячу рублей в долг. Это зарплата советского рабочего за год, чтобы было понятно. Он получал где-то около 70 рублей в месяц.
Заехали в магазин, купили вино, закуски и вечером поехали на дачу к такому миллионеру иранскому – Сирушу Бабепу на дачу.
Это было как раз 25 декабря – католический Новый год. И собрались его гости, наши. Получилось весёлое торжество. И к утру Алла уснула у меня на плече. То есть первую брачную ночь мы провели на стульях.
Жди и помни меня
– А почему, если вы настолько подходили друг другу, вы всё-таки развелись через 4 года? По одной версии, вы, пардон, оказались не самым верным мужем, по другой – Пугачёва начала звездить и у неё стал портиться характер. Или двум сильным характерам просто оказалось сложно вдвоём?
– Мы за четыре года ни разу не поссорились. У нас были хорошие отношения. Но я начал снимать фильм с её участием, назывался «Рецитал», и она на съёмочной площадке устроила скандал в самом начале съёмок. И вся группа отказалась с ней работать.
А тогда в советские времена всё было строго. Если артист позволял себе напиться или подраться на съёмочной площадке, ему запрещали на 10 лет сниматься. По этой причине под раздачу попал Олег Стриженов, которого сняли с роли Гамлета и с роли Андрея Болконского, несмотря на то, что он был кумир публики и самый знаменитый артист того времени.
И меня позвал директор «Мосфильма» и сказал, что если я к концу года не сниму фильм с другой звездой, то в кино я больше никогда работать не буду.
Нужна была равноценная звезда. Сизов сказал – езжай к Ротару договаривайся. Всё, я поехал к Ротару. Фильм закрыли, сценарии переписали. Вышел фильм «Душа». Ни о каких отношениях с Пугачёвой после этого говорить уже не приходилось
– Многие считали, что вы специально взяли Ротару на главную роль, чтобы отомстить Пугачёвой, с которой они всегда считались соперницами…
– Ничего подобного. Нет, соперницами они, конечно, были. Но у них были очень хорошие человеческие отношения. Они были конкурентками на эстрадном Олимпе, но это не значит, что они хотели друг друга отравить. Соня – очень порядочный человек. И в моём выборе её на роль не было никакой мести и чувства антагонизма.
– Говорили, что вы очень некрасиво разводились с Аллой Борисовной и чуть ли не дверные ручки у неё отсуживали…
– Это пишут люди, у которых, кроме дверных ручек, ничего нет. Это же просто смешно. Я после развода ушёл из квартиры, которую мы получали вместе, и ничего оттуда не вывозил. Всё-таки она с Кристинкой оставалась одна – Кристинка называла меня папой, я к ней очень хорошо относился.
У меня действительно был антиквариат, который я привёз из Ленинграда, и он по нашему мировому соглашению, которое мы передали нашим адвокатам, остался мне.
И я, и Алла оценивали нашу жизнь в других жизненных категориях, нежели дверные ручки или, скажем, мебель.
- Насколько верно утверждение, что у Аллы Борисовны сложный и неуправляемый характер. Вон её третий муж и одновременно директор Евгений Болдин, в своей книжке описывал, что она на него чуть ли не руку поднимала.
– Я знаю, что она на своих музыкантов иногда орала, но я тоже, бывало, орал на своих актёров при съёмке, поэтому думаю, что это было естественно.
А за Болдина не отвечаю. Как они жили с Аллой, я знать не хочу. Это другая история. У нас были партнёрские отношения, и потом я от неё никак не зависел, и она от меня не зависела. Мы жили потому, что друг друг нравились, нам было интересно, но у каждого было своё дело. А с Болдиным она была хозяйка, а он был её подчинённым.
– Вы после развода больше не общались. Вам не было обидно, что Алла Пугачёва, по сути, вычеркнула вас из собственной жизни?
– Понимаете, Пугачёва была очень ярким, но очень коротким эпизодом в моей бурной жизни. Среди моих возлюбленных были и дикторы телевидения, и заслуженные актрисы, и примы Большого театра, и самые знаменитые артистки. Список большой и интересный. Ну да, встретился с девушкой, она подарила мне свою любовь, прожили четыре года. Ну не получилось.
Я не женился на великой Пугачёвой. Я женился на очаровательной, рыжей, губастой, стройной девчонке, смешной, весёлой. Мне с ней было весело и интересно. Это имеет значение. А то, что она потом в глазах общественности превращалась в звезду, так это совсем другое.
Пять принципов творчества Пугачёвой от Стефановича
1. Театрализация песен.
2 Нести тему женского одиночества. Ведь ясно, что потребителями эстрады являются одинокие продавщицы без мужей.
3. Создание исповедального образа. Все песни у Пушачёвой были от первого лица. Такое задание специально было дано поэтам, которые писали ей песни.
4. Занять пустующую нишу русско-эстрадной певицы
5. «Пугачёвский бунт». Он подразумевал разумное и правильное управление слухами и скандалами о Пугачёвой. Тогда такое никому и в голову не приходило.