Юрий Голубев: «Цвет может как разрушить архитектуру, так и подчеркнуть ее»
В последнее время многие жители Нижнего Новгорода сетуют, что город теряет своё лицо. Исторические здания ветшают и разрушаются, а появляющиеся современные ничем не отличаются от тех, что строятся в любом другом городе России.
Почему это происходит и возможно ли сохранить самобытность города, готовящегося отметить 800-летний юбилей. Об этом мы разговариваем с Юрием Голубевым, который с 85-го года почти 20 лет занимался художественным оформлением города.
Глаза бы не глядели
– Юрий Борисович, вы сами обратились к нам в редакцию, заявив, что вас задевает происходящее с городом. Что же вызывает у вас столь сильное негодование?
– Я давно не был на Покровке, хотя занимался ею – возглавлял отдел художественного оформления при горисполкоме. И я ужаснулся тому, в каком виде сейчас находится наша центральная улица. Она производит впечатление глубочайшей провинции. Даже не знаю, как это назвать: либо детский лепет, либо веселые картинки. Я шел по Покровке и ужасался: неужели этого никто не видит?
– Ну основное возмущение Большой Покровской у многих связано с криво положенной брусчаткой. У вас есть ещё какие-то претензии к главной улице города?
– Вот Дворец труда. Главный фасад, выходящий на площадь Минина, еще более-менее смотрится контрастно, видна красота архитектуры. Но русты покрашены в желтый цвет, не соответствующий архитектуре, на карнизе растет дерево, боковой фасад вообще никакой. В центре города, я считаю, такие вещи недопустимы.
Выставочный комплекс на площади Минина блеклого розового цвета, который как бы «размазывает» здание по площади. А цвет должен держать пространство. Дом под номерами 16 и 18 – это единое здание, но оно поделено по вертикали на три части и выкрашено в совершенно разные цвета. И так почти все здания на Покровке, разве что драмтеатр и здание Центробанка выглядят достойно.
– Неужели так важно, в какой цвет покрашен тот или иной фасад? В конце концов, отремонтирован и прекрасно…
– Цвет может как разрушить архитектуру, так и подчеркнуть ее. Здание может раствориться в пространстве, но мы можем его собрать и показать людям. Цвет формирует облик здания, облик улицы и облик города.
Начиная с 1985 года мы 19 лет занимались колористикой города. Мы пешком проходили каждую улицу, чтобы понять, как она должна выглядеть. С одной стороны, к каждому дому нужен индивидуальный подход, но и в комплексе они должны смотреться.
В паспортах на окраску и ремонт зданий указывались все детали, которые нужно сохранить или восстановить, если они утрачены, и цвета, в которые должны быть окрашены фасады. Без визы нашего управления не принимались и не оплачивались работы по ремонту зданий.
– И по какому принципу вы решали, в какой цвет должно быть покрашено то или иное здание?
– На исторических зданиях мы отколупывали фасад до первых окрасов и старались сохранить исторический цвет. И еще мы принимали в расчет, что большую часть времени небо над Нижним Новгородом закрыто тучами, на улице серо. Мы подбирали цвета, чтобы город заиграл даже в пасмурную погоду. И нам это удавалось, он стал интереснее, красочнее.
Забытые краски
– А сегодня кто-то отвечает за грамотную покраску исторических фасадов?
– У нас были главные архитекторы Нижнего Новгорода Бубнов Юрий Николаевич и Воронков Вадим Васильевич. Высочайшие профессионалы, они болели за свой город и противостояли партийным функционерам.
Но сейчас должность главного архитектора города упразднена, а департамент может возглавлять кто угодно. Поэтому я не удивляюсь современному подходу. В свое время нам один товарищ из чиновников сказал: «Какой еще цвет? Да все в желтый надо покрасить – и все».
Сейчас многие здания перешли в частные руки. Собственники въезжают и выкрашивают свои 2 – 3 окна как вздумается, в ужасные цвета. Мне кажется, за ними никто не следит, раз такое происходит.
Самая ценная часть Нижнего Новгорода – это исторический город. Уничтожая цветом здание, мы уничтожаем по сути дела историю. Мы ломаем восприятие у нижегородцев и гостей города нашего исторического наследия. Мы, конечно, не должны оставаться в прошлом, но и двигаться вперед без него нельзя.
– Кстати, о движении вперёд. Как вы оцениваете современные улицы, новые жилые кварталы? Некоторым кажется, что они слишком аляповаты…
– Как архитектор я многое не принимаю. Застройка, особенно в исторической части – это вакханалия какая-то. В новостройках у каждого автора есть свое видение, поэтому я допускаю какие-то интересные решения, но в старом городе цель администрации – воссоздать внешний вид, чтобы город заиграл, засиял красками, стал радовать горожан и гостей.
Мы же формируем не только саму среду, мы формируем восприятие собственного города. Это наше лицо и лицо руководства нашего города, по большому счету.