H
S L n s
с

Юрий Попов: «Власть не должна подменять собой туристическое агентство»

Юрий Попов: «Власть не должна подменять собой туристическое агентство»

Фото Нуне Тарпошян

Читайте нас в Мои источники Яндекс Яндекс Дзен

«Туризм» сегодня звучит примерно как «железнодорожный состав с золотыми слитками». О туристическом трафике мечтают все города, о том, как его привлечь, спорят миллионы. 

Нижний Новгород не остался в стороне: сегодня самые популярные темы для многокилометровых споров в соцсетях – туризм и рестораны. Почему именно сейчас? С этого мы и начали разговор с Юрием ПОПОВЫМ, членом президиума Федерации рестораторов и отельеров России, руководителем рабочей группы «Дружелюбный Нижний» Общественной палаты Нижнего Новгорода.

- Почему вдруг нижегородцы так активно начали обсуждать тему туризма? Сто лет жили-были, о туристах не думали – и вдруг?

- Мода на туризм дошла до широких масс. Когда с самых высоких трибун каждый день говорят, что туризм – это классно, что туристы привезут в регион кучу денег – а человек по дороге домой подворачивает ногу, попав в яму на тротуаре… Вполне логично, что он подумает: «А деньги-то на ремонт дорог могли бы туристы подкинуть!» Ну и потом, это национальная забава – обсуждать кафе, образование, здравоохранение, давать советы президенту.

- Да, в этом мы преуспели.

- Но, к сожалению, практическое и теоретическое наполнение этих разговоров оставляет желать лучшего. До сих пор понятие «бренд Нижнего Новгорода» считается неопределённым. А между тем, есть очень серьезные разработки по этому вопросу, продвижению бренда города. Глубокими научными исследованиями уже давно занимались доктор экономических наук Александр Анатольевич Иудин с покойным ныне кандидатом социологических наук Семеном Борисовичем Подкаром. Труд этот невостребован.

- Странно. Вроде бы все искренне ищут ответ на вопрос, чем приманить туриста…

- Слушай, вот скажи: на твой взгляд, функции государства у нас какие: формировать туристский продукт? Или обеспечивать создание условий для создания туристских продуктов?

- Хм. А наверное, обеспечивать условия…

- Я тоже так считаю. Смотри, департамент строительства дома не строит. Так почему департамент культуры проводит фестивали? И еще момент. Поездив по зарубежным странам, я как-то не особо встречал там государственные музеи. Они частные в основном. И самоокупаемые.

- Ну как может самоокупиться музей? Это же не торговый центр!

- Подожди. Ты скажи сначала, какие функции должен выполнять музей?

- Наверное, просвещать.

- Нет. Вовлекать человека во что-либо. То есть быть интересным настолько, чтобы уходить не хотелось. И надо понимать, что насильно ты никого не вовлечешь. Максимум – привезешь организованную группу школьников, как и происходит сегодня. То есть, наш музей – это не развлечение, а воспитание масс. Другими словами – идеология.

- А за границей музей – умное развлечение?

- Именно. Ты была в замке маркиза де Сада? Приезжаешь – там практически никакой экспозиции нет. Ты просто ходишь по полуразрушенному замку, у тебя возникают какие-то ассоциации… Нет навязчивости, нет желания впихнуть в посетителя тонну информации разом. Потому что в том музее цель – не передать знания, умения, навыки. А создать атмосферу, транслировать эмоции. Чтобы людям так понравилось, что они приехали домой, взяли «пленных» и вернулись с ними в музей: «Смотри, тут так здорово, я тебе сейчас все покажу!»

- Но как-то же надо и информацию передать! А ее много. И она вся интересная…

- Хорошо. Еще пример. Мы с друзьями однажды ездили в Бразилию, наняли там экскурсовода. Прекрасная девушка, очень хорошо говорила по-русски. Подвела нас к памятнику какого-то прославленного человека, очень много про него рассказывала, мы кивали и даже были вовлечены. Потом повернулись, пошли дальше. «Серег, – остановил я приятеля. – А вот обернись! Скажи мне, что за мужик на постаменте?» Он обернулся, посмотрел… «Не помню, Юр…»
Из всей поездки в Бразилию мы вынесли только: а) на самом деле там никогда не было диких обезьян — их случайно завезли из Индии и б) донов Педров там всего два. Потому что дон – это императорский титул. Вот там и были – дон Педро Первый и дон Педро Второй. Все остальное, что мы запомнили – красивые виды и кухня. И, конечно, общение с местными людьми – их живые истории.

- Все-все, поняла. А какой музей у нас – самый живой?

- Арсенал. Абсолютно живой проект, который не без проблем, но удалось «пробить». И туда ходят не по принуждению, а по доброй воле. Но у чиновников несколько иные критерии успешности.

- Например?

- Например, массовость. Нужно, чтоб на день города пришло много людей. И нам говорят: «Вы вот не одобряете наш выбор исполнителей, а люди ходят».  А на самом делелюдям не хочется сидеть дома и они идут на практически любое организованное в праздник представление.

- На «Рок чистой воды» тоже ходят. И на Alfa Future People, хотя там исполнители – далеко не «лубок». Да и в целом, премию «за многолетнюю массовость» можно выдавать торговым центрам. В любой выходной день.

- А если говорить о туристских аттракционах, то премия по массовости здесь – у канатной дороги. Которая, кстати, является транспортом, но не объектом официального показа…

- Ее еще найти надо!

- И где припарковаться, тоже непонятно. Но она вопреки этому «собирает кассу». И массу. Так вот, мое глубокое убеждение – чиновники, как люди государственные, должны создавать условия для того, чтобы люди сюда поехали. Туристический объект – это дестинация, это точка, которая должна чем-то людей приманить и до которой им будет легко добраться. И вот тут мы задаем вопрос: а почему билет на «Ласточку» из Москвы в Нижний стоит 1300 рублей, а в Брянск (который от Москвы – примерно в тех же четырехстах километрах, что и Нижний) – 500 рублей?

- А почему так?

- Это политика РЖД.

- А можно как-то с ними обсудить этот вопрос… Хм, вот это как раз и задача власти, мне кажется!

- Это задача власти, разумеется. Потому что, если мы хотим кратно увеличить количество туристов, мы должны дать людям все пути: как приехать? Что делать после выхода из вокзала? Чем себя занять в течение 1 – 2 дней? Ведь город начинается с конкурентного вопроса: «А чем там заняться?» Вот сидит москвич, думает: «Куда б рвануть на выходные?»

- Почему обязательно москвич? Может, он рязанец?

- Скорее всего, он все-таки москвич. Так вот, забивает этот человек в интернете «маршрут выходного дня», ему вываливается список городов… И информация о нашем городе – вся, начиная с Википедии – должна быть такой, чтобы туристу было легко ее воспринять и чтобы ему захотелось сюда приехать. Прямо сейчас! Забей в интернете «Нижний Новгород».

- Я забивала. Не сказать, что информации нет. Она есть – но она понятна для тех, кто живет в Нижнем.

- Но, допустим, человек все-таки приехал. И первое, что его должно встретить – навигация. Удобная, читаемая, с QR-кодами. Но, слава богу, сейчас у всех в телефонах навигаторы – и человек без проблем доедет до заказанной им гостиницы. Вот дальше будет именно так, как и надо, потому что нижегородские отельеры знают, как привлечь к себе клиента, как удержать его… Они – частники, им важно, чтобы человек вернулся к ним снова. Поэтому они ответят на любой вопрос, помогут подобрать маршрут или экскурсовода. А экскурсоводы у нас, по моему мнению, лучшие в России. Я могу назвать десяток прилагательных в превосходных степенях – и этого будет мало. Туристы уезжают из Нижнего и говорят: «Какой замечательный город!» – потому что всю работу по «влюблению» человека в город делает экскурсовод. Мы, местные, ругаемся, а гости наших мелочей не замечают. Наши экскурсоводы – золотой фонд города, жаль, недооцененный. Хотя им действительно надо помочь.

- Чем? Информацией?

- Нет. Первое – оборудовать стоянки для туристических автобусов. У нас их нет ни одной. А их нужно сделать – и именно в тех местах, где это нужно экскурсоводу. Как только мы это сделаем, один этап повышения туристической привлекательности города будет пройден. Второй шаг – это туалеты.

- Ой. Как-то неромантично.

- Зато действенно. Я слышал информацию – якобы городу выделялись средства на строительство туалетов, но мы не успели вовремя оформить документацию – и деньги к нам не пришли. Повторюсь, информация непроверенная. Но то, что к Чемпионату мира мы не успеем поставить свои туалеты и наверняка будем их брать в Москве в аренду – в этом я практически уверен.

- А про туристический бренд города? Все-таки чем Нижний должен привлекать туристов? Максимом Горьким?

- Слушай, Свет, вот тебе хохлома нравится?

- Мне – нет. Я на нее в детстве насмотрелась до тошноты.

- И мне не очень. И многим – не очень. А это самый известный туристский бренд России. Так вот, большинство людей (не иностранцев даже – всех!) не знают, что локация хохломы – это Нижегородская область.

- Да ладно!

- Клянусь. Вот этот когнитивный разрыв нам нужно как-то закрывать. А в России сейчас обсуждают, не передать ли китайцам право создавать хохломские изделия. То есть мы берем – и самый известный туристский бренд России дарим китайцам.

- Кемскую волость? Забирайте!

- С Максимом Горьким – та же ситуация. Он – самый популярный в мире театральный автор. Это факт. Причем он четко коррелирует с кризисными ситуациями. Как только кризис – ставят Горького, настолько он попадает «в нерв». Соответственно, он нам может не нравиться (ну убили нам в школе любовь к Горькому, бывает), но не использовать этот бренд – глупо.

- Я сейчас как-то представила стоянки для туристических автобусов и такая мысль возникла – а может, нам и не надо слишком много туристов? Может, если их будет 4 миллиона в год, как в Суздале, местным жителям от этого станет некомфортно?

- Если мы посмотрим на главный туристский центр – Венецию, то увидим: этот город нежилой. Люди приезжают туда работать. Потому что жить там тяжело. В Суздале все четко: люди или работают в сфере туризма, или недовольны наплывом посетителей. Но поскольку туризм там – фактически «городообразующее предприятие», недовольных мало. А у Нижнего вопрос спорный. Наш город слишком большой и слишком разносторонний, чтобы быть исключительно туристическим. Значит, комфортно должно быть всем: и местным, и гостям. А для этого необходимо четко понять, какой турист нам нужен. Иностранец нужен? Нужен. Тогда развиваем как бренд Максима Горького и хохлому. Москва нужна? Нужна. Развиваем туризм выходного дня. Очень быстро нам нагонит трафик религиозный туризм. В Дивеево приезжает более миллиона людей, и могут приехать еще больше. Но люди, которые ездят по религиозным местам, в основном оставляют свои деньги религиозным же учреждениям. Много ли от этого «полезного выхлопа» экономике края? Это такой клубок вопросов и задач, что решить их в рамках одного интервью невозможно. Потому что мы – гиперпотенциальный город. Мы может развивать все: медицинский туризм, промышленный, детский, экологический… У нас все есть! И это мешает нам принять решение и определиться с приоритетами.

- Нужен круглый стол?

- Я тебя умоляю! У нас решением завершившегося совещания является назначение даты следующего совещания. Нужна спокойная последовательная работа.

Подписывайтесь на наш T Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.

Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Россия после санкций

Активы Renault в России перейдут в государственную собственность :: «Аэрофлот» выкупил самолеты у зарубежных лизингодателей :: Производитель бумаги для печати SvetoCopy прекратит работу в России :: Немецкая компания Siemens объявила о прекращении деятельности в России :: McDonald’s в Нижегородской области может открыться под новым брендом :: Нижегородским предпринимателям дополнительно выделили 1 млрд рублей :: Завод Coca-Cola продолжит работу в Нижнем Новгороде :: Российские маркетплейсы поддержат отечественных производителей :: Гипермаркеты OBI возобновили работу в Нижегородской области :: Немецкая компания Adidas закрыла свои магазины в Нижегородской области :: В Нижегородской области сформирован реестр ПО, недоступного из-за санкций :: Около 9 тысяч нижегородцев отправлены в простой :: Арзамасский машиностроительный завод попал под санкции Великобритании :: 400 млн рублей выделят на развитие промышленности и инноваций Нижегородской области :: Компания LEVI‘S планирует восстановить работу своих магазинов :: Магазин Decathlon в ТРЦ «Жар-птица» закроется 25 апреля :: 400 новых поездов по самым востребованным направлениям запустят в России :: Компания Acer заявила о приостановлении деятельности в России :: Около 16 млрд рублей направят на поддержку муниципалитетов в Нижегородской области :: Нижегородский «Ашан» получил предостережение инспекции труда :: Нижегородские торговые сети проверят из-за роста цен на товары :: Мошенники наживаются на санкциях и спецоперации в Донбассе :: Офис INTEL в Нижнем Новгороде приостановил свою работу :: США вводят санкции против Альфа-банка и Сбербанка :: Сервис Airbnb приостановил работу в России :: Госинспекция труда вынесла предостережения 11 иностранным компаниям в Нижнем Новгороде :: KFC продолжит работать в Нижегородской области :: Почетный консул Словении прекратил работу в Нижнем Новгороде :: «Почта России» приостановила прием отправлений в Данию и Польшу :: Востребованные лекарства снова появятся в нижегородских аптеках :: Johnson & Johnson не будет поставлять товары личной гигиены в РФ :: Нижегородские кинотеатры нашли замену голливудским фильмам :: Прокуратура объявила предостережения Сергачскому сахарному заводу и поставщикам продуктов :: Завод Heineken в Нижнем Новгороде перейдет другому владельцу :: Карты «Мир» перестали загружаться в сервис Apple Pay :: Глеб Никитин поручил проработать вопрос введения моратория на применение новой кадастровой стоимости :: В Нижегородской области предусмотрена субсидия по кредитам для сохранения темпов строительства жилья :: Глеб Никитин предложил ряд мер поддержки IT-сферы на федеральном уровне :: Перечень продукции для импорта и импортозамещения в Нижегородской области увеличился до 3,3 тыс. позиций :: Около 1 млрд рублей планируется направить на субсидирование процентной ставки по кредитам для МСП :: Нижегородские пловцы не смогут принять участие в международных соревнованиях :: Фармкомпании готовы к бесперебойным поставкам жизненно важных лекарств :: Павловский производитель столовых приборов заявил о готовности замещать продукцию иностранных предприятий :: ФАС проверит производителей бумаги после многочисленных жалоб :: Федеральные гранты на инновационные проекты получили четыре нижегородских предприятия :: Туристическим объектам Нижегородской области снизят налог на имущество :: 150 млн рублей направят на поддержку льготного кредитования аграриев в Нижегородской области :: «Детский мир» зафиксировал цены на одежды и обувь на три месяца после проверки ФАС :: Uniqlo, ZARA и H&M получили предостережения инспекции труда :: Магазины Uniqlo закрылись в Нижнем Новгороде :: Росавиация разрешила полеты из Нижнего Новгорода в 13 стран :: Более 700 миллионов рублей получит Нижегородская область на поддержку рынка труда :: Инспекция труда направила предостережения компаниям KFC и DHL в Нижегородской области :: Давид Мелик-Гусейнов призвал нижегородцев не закупать впрок лекарства и продукты :: Более 1 млрд рублей дополнительно направят на поддержку здравоохранения в Нижегородской области :: ФАС России будет штрафовать организации за необоснованный рост цен и дефицит сахара :: Нижегородская инспекция труда объявила предостережение компании «Кока-Кола Эйчбиси Евразия» :: Около 16 млрд рублей привлекут для реализации инфраструктурных проектов в Нижегородской области :: Нижегородское правительство поддержит застройщиков :: Крупные поставки сахара начались в торговые сети Нижегородской области :: Инспекция труда взяла под контроль ситуацию в «Макдоналдсе» :: Все иностранные фармацевтические компании продолжают работу на российском рынке :: Нижегородский Минстрой прокомментировал рост цен на жилье :: В Нижегородской области профинансируют разработку российского ПО, которое заменит иностранное :: Нижегородцы могут сообщить о недостатке продуктов в магазинах через сайт «Мой бизнес» :: Компания экспресс-доставки DHL продолжает работать в Нижегородской области :: Завод Coca-Cola в Нижнем Новгороде продолжит работать в прежнем режиме :: В Нижегородской области сохранится минимальная наценка на хлеб :: Информационный ресурс «Объясняем.рф» доступен нижегородцам в социальных сетях :: Нижегородский Минпром разработал памятки о мерах поддержки бизнеса :: Зарубежные производители инсулина продолжат работать на российском рынке :: Ставки по кредитам и ипотеке повысились для нижегородцев :: Нижегородские сенаторы оказались под санкциями Евросоюза :: Visa и Mastercard приостанавливают работу в России 10 марта :: Уникальная молочная кухня развивается в Нижнем Новгороде :: 150 млн рублей Нижегородская область дополнительно выделит на поддержку аграриев :: Поезда «Стриж» прекратят ходить по маршруту Нижний Новгород-Москва :: Центральный Банк России ввёл временный порядок выдачи наличной валюты :: Магазины бытовой техники OBI закрываются в России :: Магазины Меtro временно ограничили продажу товаров на одну карту :: Netflix приостанавливает свою деятельность в России :: Глеб Никитин предложил создать центр импорта и импортозамещения в регионе ::«Аэрофлот» отменит все международные рейсы с 8 марта :: Завод Heineken в Нижнем Новгороде продолжит работу, несмотря на остановку экспорта пива :: Роскомнадзор заблокировал доступ к соцсети Facebook на территории России :: США ввели санкции против Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» :: Центробанк снизил комиссию на покупку валюты до 12% :: ГАЗ освобождает цеха, где была организована сборка автомобилей Volkswagen и Skoda :: Международное научное сообщество онкологов OncoAlert прекратило сотрудничество с Россией :: ИКЕА приостановила продажи в России с 4 марта :: Магазин H&M приостановил продажи в Нижнем Новгороде :: Apple приостановит продажу техники в России и ограничит работу Apple Pay :: Япония ввела санкции против Нижегородского криминалистического центра ::