Юрий Вяземский – об умниках, Волге и нейросетях: «Первый учитель – мама!»
«Каждый человек приходит в этот мир с определенным уроком. Понять свой урок – вот основная задача. И выполнить его, конечно, тоже». Это слова главного заумника России – Юрия Вяземского. Писатель, телеведущий, профессор МГИМО, философ, доктор исторических наук, автор и бессменный ведущий телеолимпиады «Умницы и умники».
В Нижний Новгород господин заумник приехал тоже не просто так – за умниками! В ходе регионального эфира выбрал четверых эрудированных и смелых, готовых учиться и побеждать, которые в сентябре начнут бороться в олимпиаде на ТВ за студенческий билет в МГИМО.
«Нижний Новгород всегда был культурной столицей, не только в этом году»
- Юрий Павлович, успели прогуляться по Нижнему Новгороду?
- По городу прогуляться еще не успел. Но я рано встал сегодня и успел пройти вдоль Волги. Дошел до канатной дороги. Красота! Солнце светит! Утро. Тишина.
— По сравнению с прошлым годом, Нижний Новгород изменился? В прошлом году вы тоже приезжали, мы были молодежной столицей, теперь мы культурная столица. Есть разница?
- Нижний Новгород – всегда был и есть культурная столица! А насчет молодежной столицы я как-то не очень понимаю. Молодежная столица — Москва. Был когда-то Петербург, теперь Москва. Можно, конечно, называть себя как угодно. Но молодежь стремится в Москву.
- А у вас есть любимое место в нашем городе? Место силы? Вдохновения?
- Волга, конечно, мое место силы. Я до самого места силы точно не дохожу. Это слияние двух великих рек – Волги и Оки. Ока действительно великая! Я сейчас занимаюсь IX веком, заглядываю, естественно, и в VIII век. Ока – это движение! Великий Волжский Путь! Кто придумал про эти «из варяг в греки»? Днепр? По нему и плавать-то неудобно, там пороги. А вот Волга, Ока…
«До обеда я писатель, после – читатель»
- Юрий Павлович, кроме раннего подъема и Волги, где еще энергию черпаете?
- В людях.
- В каких?
- В умных.
- А что такое умный человек?
- Умный человек – это тот человек, который часто понимает, что он дурак. И здесь наш интеллект отличается от любого искусственного интеллекта. Искусственный интеллект всегда выдаёт какой-то один ответ, он никогда не скажет о себе: я дурак. А настоящий интеллект человеческий как раз на этом построен. Он всегда сомневается в своих знаниях.
Ну почему две параллельные никак не могут пересечься? Подумал один Николай Иванович, вы, по-моему, знаете его фамилию, в честь него университет у вас в городе назвал. И он рассмотрел вариант, когда возможно пересечение параллельных, нарушается эта жесткая параллельность…
- Кстати, про искусственный интеллект. Юрий Павлович, можно ли использовать его в подготовке к вашей передаче? А вы его используете, чтобы сгенерировать вопросы?
- Я в искусственном интеллекте мало чего понимаю. Но мне другие люди говорили, что они мои вопросы прокатывали через искусственный интеллект и ответов не получили.
Можно ли использовать при подготовке? Думаю, не надо. Другое дело, что я очень активно, естественно, пользуюсь при подготовке Википедией. Раньше надо было заглядывать в бесконечные энциклопедии, сейчас проще.
Но мои участники уже давно поняли, что, если они хотят выиграть в четвертьфинале и попасть в полуфинал, то надо читать книги.
- Сколько книг вы читаете одновременно?
- Я читаю столько книг, сколько у нас [в передаче] тем. А вообще, до обеда я писатель, после обеда – читатель. Я пишу собственные романы до обеда, а после обеда читаю книги для программы.
- А что сейчас читаете?
- Так я вам и скажу! Сразу вы догадаетесь, какая тема ожидает тех, кто еще не выиграл… У меня семь внучек, две дочки. Как вы, женщины, умеете обманывать и надувать, и вынимать из меня информацию, которой я не хочу поделиться, это я знаю, это я битый.
Гены. Родители. Трудолюбие.
- Юрий Павлович, что сегодня нужно сделать подростку, чтобы стать Юрием Павловичем Вяземским, например? Как жить? Как строить свой день?
- Надо, по-моему, становиться тем, кем ты родился. Юрий Вяземский еще совершенно не понял, не знает, вообще, кто он и для чего, и выполнил ли он свой урок. Каждый человек рождается с определенным уроком, который он должен выполнить, а выполнив его, предстать перед тем, кто его послал.
- Как он поймет, выполнил он этот урок или нет? Как вообще разгадает свой урок?
- То, что он выполнил или не выполнил, за него поймут. А он должен понять, какой у него урок.
- А как это сделать?
- Полегче нельзя вопрос?
- Можно, Юрий Павлович! Вы свой урок поняли?
- Я считал, что я родился для того, чтобы быть писателем. Миллионы телезрителей считают, что я телеведущий…
У меня действительно десятки миллионов зрителей. У меня уникальная программа. У меня некоторые зрители меня уже лет 25 не смотрят, просто потому, что они выросли, но считают себя моими телезрителями.
- Вы любите об умных детях говорить?
- Ну что об них говорить? С ними лучше общаться!
- Что первично, Юрий Павлович? Гены, или семья, или окружение?
- Материя или сознание? Меня так учили, что первична материя, сознание вторично.
А в становлении умных детей что первично? Там трудно сказать, потому что гены, конечно, очень нужны. Потому что как ты ни старайся, как ни воспитывай Пушкина, Пушкина не вырастет. Там должна быть, прежде всего, генетика. Либо просто Господь выбирает. Но это ученые уже не поймут.
Первоначальный старт, конечно, обязан быть. На втором месте – родители! Если нет биологических родителей, значит, они каким-то образом должны появиться. Человек, которого ты бы считал своим отцом или своей мамой, потому что у многих моих умников, простите, просто неполная семья, но я четко знаю, что они, так или иначе, кого-то находят.
А третье — это, конечно, трудолюбие. Трудолюбие и желание вот этого умного человека, которого ты в себе почувствовал, его защищать, в том числе и от окружающих.
Очень часто бывает, что даже мама родная тебя направляет туда, куда тебе не надо. Вот это в моей жизни так было. Меня заставляли 8 лет играть на скрипке. Профессионально, при консерваториях. Это не просто музыкальная школа была, ля-ля-тополя, а это было так: вот скрипка, а все остальное по боку. И математика по боку, и физика по боку… Я, когда в 9 класс пришел, вырвавшись из музыкальной школы, я просто не понимал, о чем они говорят, язык был непонятен. Хотя, с другой стороны, как мне мама потом говорила: «Юрочка, но зато ты с детства знаешь, что такое работа!». Я вот с этим сейчас, особенно у современных детей, плохо.
Гёте очень хорошо сказал: каждый человек рождается гением, а среди взрослых так мало гениев потому, что они не доживают до конца, они становятся взрослыми и вот этого детского гения они в себе губят.
- Юрий Павлович, а образование или воспитание важнее для гениев и умников?
- Я не знаю, как вы относитесь к Ушинскому, но он не дурак был. Он говорил, что это две вещи неразрывные, потому что, если вдруг их разорвать, рухнет все.
- А судя по современным детям?
- Детей не очень знаю. Для этого надо преподавать в школе. Я могу детей судить только по своим умникам, причем по тем, которые у меня выигрывают, потому что другие отсеиваются. Когда их становится меньше, я уже начинаю в них вглядываться, я уже начинаю с ними беседовать. И они образованы и воспитаны. Во всяком случае, я их образовываю и воспитываю. Воспитание должно быть в предмете. Ты не просто изучаешь историю, ты воспитываешься в истории, ты не просто изучаешь литературу, ты воспитываешься в литературе. Достоевский или Толстой, Гончаров, Шекспир — они просто тебе объясняют, что такое человек, каким ты должен быть и какой ты есть, и каким тебе не надо быть ни в коем случае. Воспитание — это же не этикет.
И в воспитании, и в образовании первый учитель – мама. И не хронологически, а по значению. Мама (или папа) закладывает образование, отношение к учителю, и в том числе к ней. Мама определяет, что такое патриотизм. Как можно учить патриотизму ребёнка, который не любит маму и папу?
Я поэтому как-то не очень хорошо понимаю урок патриотизма в школе. Я не понимаю, что там преподают. Надо, значит, ввести урок любви к маме! Как-то отсюда, по-моему, вытекает и любовь к той великой земле, которая тебя родила, которая тебя воспитывала, которая тебя, конечно, иногда порола, иногда обижала, иногда несправедливо… Но она мама! Но она Волга! Ну, пусть сегодня не клюет рыба, Волга разлилась… но она силу дает.
«Меня не отменят!»
- Юрий Павлович, если про олимпиады для школьников говорить… Их стало так много! Так много льгот при поступлении в вузы. Не отменят олимпиады?
- Меня не отменят! А вообще, я же оцениваю олимпиадников, которые у меня учатся, и они отличаются от тех, которые неолимпиадники.
- А чем?
- Образованностью. Ориентацией в пространстве.
- Господин заумник, что-то в вашей программе будет меняться? Какие перемены есть в планах?
- Я хочу поменять вообще весь принцип игры. Но! Только при одном условии: если поменяются правила игры в футбол и хоккей. Вот поставят, например, дополнительные ворота… Тогда и поговорим.
- А вопросы за 30 лет становятся проще или сложнее?
- Я когда-то совершил глупость, поддался и издал несколько сборников с вопросами и ответами. И теперь не могу их повторно использовать!
- Преемника себе готовите?
- Да там не от меня зависит. Как Божья воля в свое время сделала так, что возникла программа «Умницы-умники», так и тут будет. Никто ее не планировал, я не планировал, меня позвали в очередной раз в детскую редакцию, сказали сочинить какую-нибудь программу (и до этого у меня была другая программа, и ее мало кто смотрел, хотя мне она нравилась). В общем, ради себя любимого я, эгоист, сочинил программу, чтобы побегать опять по телевидению… Если бы мне кто-нибудь тогда сказал, что я буду так долго в эфире!
- А теперь по регионам бегаете?
- Ну, это меня заставила судьба. ЕГЭ меня заставило. Понимаете, когда я увидел, что я теряю умников, это был 2013 год, я решил, что надо что-то делать. Так началось движение умников и умниц. Ко мне сейчас не так массово стремятся. Потому что это олимпиада на целый год, и это эфир. Тут надо побеждать!
- Юрий Павлович, а вы бы какую дорожку выбрали?
- Меня уже ГАИ, или ГИБДД, через 10 лет существования программы как-то остановили и говорят, шутят: вы, мол, выбрали красную дорожку, рискованную. Зачем поехали на красный свет? В жизнь ушла программа…
Понимаете, я бы лучше не выбрал никакую. А я бы был очень рад, если бы меня пригласили на роль автора и ведущего.