H
S L n s
с

Корпоративная бондиана: что дает предприятию выпуск облигаций

Газета "Курс Н" Корпоративная бондиана: что дает предприятию выпуск облигаций

По словам эксперта, в ПФО есть яркие примеры того, как выпуск корпоративных облигаций стал успешным шагом для дальнейшего развития предприятия.

Фото: Пресс-служба Волго-Вятского главного управления Центробанка РФ.

Читайте нас в Мои источники Яндекс Яндекс Дзен Google Новости

На какой бы стадии развития ни находилось предприятие, вопрос привлечения финансирования для него всегда будет актуальным. Но банковский кредит как наиболее привычный для решения этой задачи финансовый инструмент иногда оказывается для компаний недоступным, а порой невыгодным. Альтернативой – во многом более перспективной – остается выпуск предприятием облигаций, которые еще называют бондами. О ситуации на региональном рынке корпоративных заимствований мы поговорили с начальником Волго-Вятского ГУ Банка России Ларисой Павловой.

 

Ничего лишнего, только бизнес

– В двух словах, какая польза от работы с корпоративными облигациями?

– Этот инструмент удобен с точки зрения эффективности управления долгом. У предприятия нет зависимости от одного кредитора, не требуется залоговое обеспечение, средства можно привлечь на более длительный срок. После выпуска облигаций появляется возможность регулировать объем основной суммы долга через механизм встроенных оферт и выкуп на вторичном рынке, а значит – более гибко управлять ликвидностью. Кроме того, выход эмитента на фондовый рынок дает ощутимый рост узнаваемости бренда компании, повышает уровень доверия к нему. И самое главное, создание публичной кредитной истории удешевляет дальнейшие заимствования, облегчает последующий выход на фондовый рынок.

– Этот инструмент сегодня пользуется популярностью у предпринимателей Приволжского федерального округа?

– Как и в ситуации с любым другим финансовым инструментом, сложно говорить о его однозначной «популярности» и «непопулярности». Он может подходить или не подходить для решения конкретных бизнес-задач предприятия на определенном этапе.
Но, как показывает практика, на фондовый рынок вполне успешно выходят представители самых разных сфер бизнеса: строительные и девелоперские компании, кафе и рестораны, производственные предприятия, финансовые и IT-компании.
В ПФО достаточно ярких примеров того, как выпуск корпоративных облигаций стал успешным шагом для дальнейшего развития предприятия.

Например, одно из небольших производственных предприятий Пензенской области вышло на публичный рынок, разместив облигационный заем. Предприятие столкнулось с ситуацией, когда рассматривать кредит как источник финансирования для дальнейшего развития стало проблематично. К тому времени уже практически отсутствовало необремененное залогом имущество, а для реализации планов развития требовались значительные суммы (до половины годовой выручки). В период поиска дополнительных источников финансирования корпоративные облигации стали оптимальным способом привлечения заемных средств как по ценовым, так и неценовым параметрам. Начали взаимодействовать с организатором выпуска, одновременно обучали сотрудников, подготавливали все необходимые документы, так как потребовалось внести определенные изменения в учредительные и другие внутренние документы. И как итог проведенной работы – дебютный выпуск корпоративных облигаций.

– Какова же ситуация у предприятия в настоящее время?

– Сегодня предприятие активно развивается, поставляет оборудование в европейские страны, ищет новые рынки сбыта за пределами России. И кстати, уже осуществило третий выпуск облигаций.
И таких примеров немало, хотя еще несколько лет назад очень многие фирмы – вне зависимости, крупный это был бизнес, средний или малый – относились к выпуску облигаций с настороженностью.

– Есть предположения, почему так было?

– Мы детально изучили этот вопрос. Рынок корпоративных облигаций на всей территории присутствия Волго-Вятского ГУ Банка России – это 11 регионов ПФО — активно развивается с конца 2016 года. И с самого начала мы проводили опросы предприятий на тему источников финансирования и причин, почему они выбирают именно те, а не иные инструменты.

Результаты были ожидаемыми. Практически все привлекали банковские кредиты, считая, что это удобно и просто. Что касается облигаций, одни организации отвечали, что они не имеют представления о «точках входа» на облигационный рынок, а у менеджмента нет нужных компетенций, другие считали затраты на дебютный выпуск корпоративных облигаций слишком высокими. Третьи честно признавались, что не готовы публично раскрывать информацию о бизнесе – а это одно из обязательных условий при эмиссии облигаций.

Точный расчёт

– Сейчас ситуация меняется. Благодаря чему это происходит?

– Найти оптимальные решения как раз помогли результаты опросов. Если у потенциальных эмитентов было недостаточно информации, значит, следовало сделать ее доступнее. Мы начали проводить обучающие мероприятия по вопросам выпуска облигаций.
Решить еще одну обозначенную самими организациями проблему – отсутствие нужных компетенций у менеджмента предприятий – помогли ведущие региональные вузы. Так, например, Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского проводил очное обучение по программе «Повышения компетенций менеджмента предприятий – потенциальных эмитентов в вопросах, связанных с выходом на рынок корпоративных облигаций» для руководителей и специалистов предприятий. А недавно разработал обновленную программу повышения квалификации «Эмиссия долговых ценных бумаг».
Кроме того, сегодня для предприятий в Нижегородской области, как и во многих других регионах ПФО, функционируют специальные информационные центры, где можно получить все необходимые сведения о процедуре привлечения заемного финансирования через выпуск облигаций, о действующих программах поддержки эмитентов, об опыте других предприятий по выходу на рынок публичных заимствований. В нашем регионе такие базой для таких центров стали сайт Союза «Торгово-промышленная палата Нижегородской области», портал «Мой бизнес» и сайт Корпорации развития Нижегородской области.

– Но достаточно ли для выпуска облигаций только теоретической информации, которую способны дать в этом случае вузы и информационные центры?

– Нет, конечно же, необходима была и некая «точка входа», практическая помощь с выпуском облигаций. Для этого были созданы региональные Пулы соорганизаторов размещения облигаций из числа участников финансового рынка. Сведения об их деятельности и все необходимые контакты участников также доступны в информационных центрах. В нашей области такой Пул действует на площадке Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.

С начала 2019 года с участием Пулов размещено 23 выпуска на общую сумму 12,5 млрд рублей. Более того, многие из тех, кто с их помощью стал дебютантом на рынке, в последующем выпускали облигации повторно.

– Предприятия еще зачастую не могли определить, во сколько им обойдется дебютный выпуск бондов. Сейчас это тоже стало проще понять?

– Конечно, первый и самый важный вопрос у всех потенциальных эмитентов – стоимость размещения. На сайтах информационных центров размещен специальный калькулятор, который помогает определить диапазон ставки купона, которая может быть установлена при выпуске облигаций. Он регулярно обновляется с учетом расчетов, произведенных по итогам анализа существующих выпусков облигаций.
Также не стоит забывать, что в России действуют меры поддержки для предприятий, осуществляющих дебютные выпуски корпоративных бондов. Министерство экономического развития Российской Федерации компенсирует субъектам малого и среднего бизнеса затраты на оплату услуг по организации выпуска ценных бумаг, получение рейтинга на сумму, не превышающую 1,5 млн рублей, но не более 2% от объема выпуска. Также субсидируется ставка купона в размере 70% от размера ключевой ставки Банка России.

– Каковы перспективы регионального рынка корпоративных облигаций?

– Банк России заинтересован в развитии широкого спектра финансовых инструментов. Корпоративные облигации — не исключение, и мы продолжим нашу работу в этом направлении.
Кроме того, в нашей деятельности появилось еще одно направление, тесно связанное с развитием рынка корпоративных облигаций – ESG-финансирование. Теперь, вкладывая средства в облигации компаний, инвесторы уделяют большое внимание, отвечает ли предприятие так называемым ESG-принципам, к которым относится экологичность, социальное развитие и корпоративное управление. ESG-повестка становится все более популярной как в мировом сообществе, так и в России, и одна из наших задач – донести до предприятий важность и необходимость соответствия этим принципам, в том числе, через призму привлечения финансирования. Банк России утвердил новые стандарты эмиссии ценных бумаг, которые позволяют компаниям выпускать зеленые и социальные облигации.

Подписывайтесь на наш T Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.

Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки