Знаменитый нижегородский вуз отмечает знаковый юбилей

110 лет Мининскому университету
Мининский университет прошёл огромный путь — от учительского института до ведущего вуза страны. В 2021 году он отметил 110-летний юбилей. О богатом прошлом, насыщенном настоящем и большом будущем университета рассказал ректор НГПУ Виктор Сдобняков.

Большой путь
– Виктор Владимирович, в этом году Мининский университет отметил свой 110-летний юбилей. С какими итогами вуз подошёл к этой дате?
Ректор НГПУ Виктор Сдобняков
уверенно смотрит в будущее
– За 110 лет Мининский прошёл огромный путь – от учительского института, где в первом наборе обучалось 29 человек, мы стали лидирующим региональным, ведущим педагогическим вузом России с численностью студентов более 9000. Мининский – один из немногих российских педагогических вузов, который ориентирован на исполнение федеральной повестки. При этом мы стали профессиональным помощником региональной системы образования: 80% работающих педагогов Нижегородской области – наши выпускники. Кроме того, мы реализуем множество программ повышения квалификации педагогов, управленцев в сфере образования не только региона, но и страны. То есть на сегодняшний день Мининский обладает всеми ресурсами и опытом для повышения качества образования в регионе, а также активно развивает международное партнёрство с вузами 30 стран мира.

В декабре мы готовимся к открытию технопарка универсальных педагогических компетенций площадью почти 2,5 тысячи квадратных метров стоимостью 236 млн рублей. Цель технопарка – создание единой образовательной среды для молодых педагогов, которые смогут применить в своей работе междисциплинарные знания.
– К современному учителю сейчас предъявляется много требований. Как вы видите будущее профессии учителя в России и за рубежом?

– Несмотря на быстрый темп развития цифровизации, именно учитель остаётся центральной фигурой в образовании. Педагог – одна из немногих профессий, которую не заменит искусственный интеллект. Но всё же эта профессия меняется – от транслятора знаний уходит в сторону проектирования обучения. Теперь задача учителя заключается в создании условий для эффективного обучения, формировании вокруг себя исследовательского пространства.

При этом владение иностранными языками приобретает ещё более важную роль. Для развития всех вышеуказанных компетенций мы реализуем ряд программ: с 2022 года стартует программа магистратуры «Психолого-педагогическое образование: развитие личностного потенциала в образовании» в консорциуме с ведущими педагогическими вузами РФ; технопарк как высокотехнологичный ресурс для подготовки специалистов IT-профиля. В Мининском языковая школа представлена широким спектром изучаемых языков. Особое внимание весь мир уделяет работе с особенными детьми, и Мининский обладает уникальными знаниями и опытом в этой сфере.
Новый подход
– Сейчас много говорится о бережливых технологиях. Как это применимо в профессии учителя?

– В ноябре Мининский университет стал призёром ежегодного всероссийского конкурса профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп», организованного Аналитическим центром при Правительстве РФ.

Проект «Эффективный университет», который является частью «Эффективного региона», возглавляемого губернатором Глебом Никитиным, направлен на формирование сквозного потока развития бережливой личности педагога. Если специалист разделяет принципы эффективности и бережливости, то он не просто формирует культуру вокруг себя, но и сам становится мотивирован на постоянный поиск улучшений.

Реализовывать проект начали с себя: уже внедряем ряд организационных, оптимизационных решений, направленных на повышение эффективности университета по 21 направлению, которые проходят через все структуры вуза.
В зале редкой книги Мининского университета.
– В этом году Мининский университет подписал ряд соглашений с ведущими вузами страны и крупными компаниями, в том числе с МПГУ и КУПНО. Какие партнёрские задачи решаются, что это даёт вузу и студентам?

– Мининский университет активно участвует в сетевых партнёрствах, в том числе с Институтом металлоорганической химии РАН им. Г. А. Разуваева, Институтом прикладной физики РАН, ВГТРК, «Интел» и другими организациями. Мы стремимся, чтобы всё обучение было практико-ориентированным. Во-первых, это помогает нам вывести на новый качественный уровень подготовку будущих педагогов. Во-вторых, это даёт возможность обновлять содержание образования за счёт передовых разработок.

Через соглашение с Корпоративным университетом правительства Нижегородской области мы вошли в проект президентской платформы АНО «Россия – страна возможностей». Для повышения востребованности наших выпускников на базе Мининского создан Центр компетенций. На выходе студент должен стать не просто экспертом в своей предметной области, но и обладателем лидерских, управленческих и организационных навыков.

Также мы работаем над повышением квалификации уже работающих специалистов. Сетевой проект «Универсальные педагогические компетенции» соединяет примеры образовательных проектов и практик, позволяющих педагогу определять цели, даёт возможность прожить множество ролей и социальных ситуаций в образовательной среде. Всего в программе примут участие более 700 слушателей из разных регионов России, в том числе 120 педагогов Мининского университета.

Взгляд в будущее
– Студенты университета участвуют и побеждают в различных профессиональных конкурсах, занимаются спортом, играют в КВН. Расскажите подробнее об «умниках» и «умницах».

– У нас очень насыщенная студенческая жизнь, ребята не перестают радовать своими победами. Например, мы взяли приз за лучшую региональную программу на всероссийской «Студвесне». Из совсем недавних побед – всероссийский конкурс «Твой ход», где двое наших студентов стали победителями, выиграли по миллиону рублей. Команда Мининского взяла III Кубок полномочного представителя Президента РФ в ПФО. Побед и достижений много – это закономерный результат поддержки вуза.
Быть студентом Мининского университета - престижно.
– Виктор Владимирович, какие цели и задачи вы ставите перед собой на следующий год?

– Как я уже говорил, Мининский ориентирован на исполнение федеральной повестки. А она в сфере образования сейчас очень масштабная: большая часть из 42 поручений председателя Правительства РФ Михаила Мишустина касается именно образования и науки. Решение любой государственной задачи в итоге сводится к учителю. Основной тренд в образовании сейчас – это цифровизация. Для неё, как это не парадоксально, в первую очередь нужны не технологии, а кадры. Это во многом наша ответственность, для этого мы пересматриваем принципы образования, ориентируясь на опережающую модель развития и непрерывное повышение квалификации педагога.

Глобально мы по-прежнему сохраняем вектор на решение двух основных задач – реализации федеральной повестки и профессиональной помощи региону в закрытии 100% кадровой педагогической потребности. Задачи прежние, а вот решение будет происходить в новых условиях. И нам как ведущему педагогическому вузу страны предстоит быть лидерами в освоении новых трендов образовательного процесса.

Фото: Александр Воложанин, предоставлено пресс-службой Мининского университета