ЧКАЛОВСКИЙ
РАЙОН
Проект газеты
ЧКАЛОВСКИЙ
РАЙОН
Проект газеты
История Чкаловска берёт своё начало с далёкого XII века, но тогда город назывался Васильевской слободой.
Вошел
в историю
Пару столетий назад нынешний Чкаловск был главным поставщиком бурлаков для Волги. Кроме того, Слобода была большим базарным селом и славилась гончарным производством. Посуда местных мастеров высоко ценилась по всей Волге.

В 1950-е годы, когда строилась Горьковская ГЭС, большая часть Чкаловска попала в зону затопления. Часть домов пришлось перенести, а на новом месте был отстроен судостроительный завод.

Здесь же расположена Чкаловская судоверфь. Также в районе есть предприятие, на котором рождаются современные «Валдаи» – знаменитые суда на подводных крыльях.
В Чкаловске действует единственная в России фабрика горьковского гипюра, специализирующаяся на ручной строчке.
Завтра
туриста
Но особый интерес у посетителей вызывают те самые самолёты, которыми когда-то управлял Чкалов. Это знаменитый краснокрылый АНТ-25, на котором Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили два дальних беспосадочных перелёта – на Дальний Восток и в США. А ещё экспериментальные самолёты, которые испытывал Чкалов, реактивный истребитель и личный самолёт У-2. На последнем Чкалов облетел всю Горьковскую область.
Большинство достопримечательностей района посвящено жизни и подвигам знаменитого лётчика-испытателя Валерия Чкалова.

В городе можно найти улицу и площадь, названные по фамилии лётчика, Дом культуры его имени и музейный комплекс, в который входят дом советского героя и ангар для самолётов. Здесь собраны настоящие предметы быта, мебель, личные вещи и одежда лётчика, фотографии и документы, которые рассказывают о его жизни.
Особую красоту Чкаловскому району весной и летом придаёт Горьковское море – оно окружает его с трёх сторон, а также яблоневые и вишнёвые сады, в которых город просто утопает.
Кстати, на водохранилище и зимой и летом едут рыбаки со всех концов Нижегородской области. По их словам, на «Горе-море» – так нижегородцы между собой называют водохранилище – всегда хороший улов.
Будем знакомы
Чкаловский район на всю страну прославили Валерий Чкалов и конструктор Ростислав Алексеев. Если Валерий Чкалов ставил рекорды в небе, то Алексеев – на воде. Ростислав Алексеев дважды за свою жизнь перевернул представление человечества о скорости на воде: сначала поставил суда на подводные крылья, а затем научил их летать.

Ещё в студенчестве Алексеев работал над новым для того времени видом транспорта – судном на подводных крыльях. В 1941 году Алексеев конструировал катер для военных нужд. Война закончилась раньше, чем удалось построить новое судно. В итоге катера на подводных крыльях приспособили для перевозки пассажиров. Первое подобное судно назвали «Ракета», его спустили на воду летом 1957 года. Катер буквально скользил по воде, развивая при этом скорость до 60 км/час. Свой первый путь из Горького до Москвы «Ракета» прошла всего лишь за 15 часов. Другие суда преодолевали это же расстояние за трое суток.
После этого Алексеев стал выпускать новые суда практически каждый год. По его чертежам были сконструированы теплоходы «Спутник», «Метеор», «Комета». Они до сих пор в ходу: транспорт используют для перевозки пассажиров по Волге и другим рекам, а также для небольших туристических экскурсий.

Последнее изобретение Алексеева – экраноплан. Это настоящий летучий корабль. На ходу он полностью отрывался от поверхности воды и развивал скорость до 500 км/ч. Дно экраноплана было похоже на корабельное, сверху же он напоминал самолёт – тот же вытянутый нос и крылья с турбинами. Небольшие модели экранопланов тестировали на Горьковском водохранилище, но для полноразмерных там не хватало места, поэтому пилотный запуск происходил на Каспийском море.
В последнее время всё чаще звучат разговоры о том, чтобы возродить производство экранопланов.