Давайте уточним

Не так давно прозвучало, что столетие в наступившем году отмечает нижегородская матрёшка. Но вроде бы в Нижнем Новгороде матрёшек не делали. Разъяснения дает директор предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» Олег Коротков.

















– Определение «нижегородской матрёшки» некорректно и не имеет под собой никаких оснований, – отвечает Олег Владимирович. – Ведь Семенов – это не Нижний Новгород. Все народные промыслы имеют названия по месту традиционного бытования: казаковская филигрань, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, арзамасская золотная вышивка, городецкая роспись, хохломская роспись, борнуковская резьба по камню, варнавинская резьба по кости и многие другие. Каждый из перечисленных промыслов – живой, уникальный бриллиантик в сияющей на весь мир короне российских промыслов. Но если проявить, простите, близорукость и начать «объединять» промыслы – появятся нижегородская филигрань, нижегородская кость, нижегородская вышивка, нижегородское кружево, нижегородская роспись… Согласитесь, странно звучит!

Народные промыслы как культурная дефиниция подразумевает несколько определяющих слагаемых, неотъемлемых компонентов. Прежде всего, народный промысел – не индивидуальное творчество, но непременно продукт многолетнего труда коллектива, где ремесло передается буквально из рук в руки. Исторически семёновская матрёшка привязана не просто к населенному пункту, но к конкретному предприятию – семёновскому промышленному объединению по производству сувениров. Когда изделие меняет локацию, оно при «переезде» также меняется.

Следующий компонент – историко-географическая привязка: тесная и безусловная связь промысла с традициями и историей конкретной местности, локального населенного пункта. Плюс, конечно, индивидуальный комплекс относительно канонизированных стилистических особенностей: характерные форма, цвет, орнаменты. Конечно, семёновскую матрёшку копируют. Но дальше бездумного копирования такие кустари продвинуться не могут, потому что у них получится уже не семёновская матрёшка, а чье-то самостоятельное творчество. Никаких разработок, никаких пользующихся спросом новинок в традициях истинно семёновской матрёшки вне фабрики родиться не может, потому что просто не из чего. Выйдет мастер из коллектива, оторвется от традиций – и окажется в тупике.

Традиции, классика, история – всё это здесь, на фабрике «Семёновская роспись». И при том, что мы регулярно выпускаем десятки тысяч классических, знаменитых на весь мир кукол, за сто лет у нас появлялось немало новинок, которые «выстреливали» и становились супер-популярны!


У кого два отца и ни одной матери?


Этот вопрос когда-то звучал в телепередаче «Что? Где? Когда?».

Ответ – матрёшка!

Считается, что в России первую деревянную крутобокую куколку выточил токарь-умелец Василий Звездочкин, а расписал ее участник общества художников «Мир искусства», ученик Маковского Сергей Малютин. Произошло это – тут источники слегка разнятся – в последние годы XIX века в Москве, в мастерской «Детское воспитание».

В этой мастерской творцы разных направлений возрождали русские традиционные промыслы, а создала и поддерживала ее супруга купца-мецената Анатолия Мамонтова.

В то время в России наблюдался взлет интереса к исследованию и возрождению всего народного, традиционного. И пусть матрёшка стала, считай, авторским изобретением – она возникла не иначе как воплощенное гениальное озарение, суть и плоть к истинно «корневым» русским феноменам народной культуры.

















Очень скоро куклы-Матрёны стали изготавливаться массово, и имя стало нарицательным, обозначающим тип игрушки в общем – токарного производства, разъемные и с и росписью.

Забавный факт: несмотря на «женское» имя, матрёшка поначалу часто выходила в свет и в мужских образах: боярских, богатырских, в облике героев произведений Пушкина и Гоголя.
































В 1900 году юная матрёшка была впервые представлена на международной выставке кустарных ремесел в Париже и имела большой успех, а вскоре поступил и первый экспортный заказ на крупную партию игрушек. Как раз не многодетных крестьянок, а «бояр». В французской столице их продавали в специально открытом магазине.

Впрочем, в том же 1900 году мастерская «Детское воспитание» закрылась и весь ее ассортимент перешел к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде.

Но удивительное дело: на фоне мирового беспорядка – финансового кризиса, Первой мировой, Октябрьской революции, Гражданской войны и прочих невероятных потрясений матрёшка выжила и в дальнейшем лишь набирала популярность. В стране начали появляться крупные мастерские, где модные москвички-матрёшки изготавливались профессионально и массово, обретая разные черты.


Черноволоса и с цветами

Название деревни Мериново Семёновского уезда Нижегородской губернии происходит от названия древнего народа меря – древнего поволжского племени. По преданию, поселение мерян было разрушено татарами, и почти пять веков назад новые поселенцы поставили деревню Мериново, «Мери новое». Издавна в те края бежали в разные года, скрываясь от репрессий, вольнолюбивые новгородцы, соратники Степана Разина, старообрядцы-раскольники. Лес был главным кормильцем, а значит, процветал и токарный промысел. Из поколения в поколение мастера делали деревянную посуду, гребни, весла, веретена, прочие разнообразные хозяйственные предметы и игрушки – не топорные, а именно токарные.

В 1922 году там взялись за матрёшек. Как матрёшка попала в Мериново? Говорят, что матрёшку, привезенную из Нижнего Новгорода, увидел старый мастер, токарь Аверьян Вагин – и вся его семья занялась игрушками, причем рисовали они смешных усатых мужиков.

Еще одна история, относящаяся к тому же 1922 году, гласит, что куколку-«белье», то есть нераскрашенную – привез с Нижегородской ярмарки представитель потомственных «игрушечников» Арсентий Майоров. Далее ее «разодели» по-своему. Разные источники утверждают розно: то ли сам Арсентий Федорович расписал куколку, то ли его дочери. Сделали ее черноволосой и чернобровой, навели алый румянец во всю щеку, в руки дали яркие розы, а взгляду придали кокетливое выражение. Такой она осталась и по сей день. Может, именно она должна отмечать столетний юбилей? В 70-х годах говорили: «матрёшка с мериновской росписью» и «матрёшка с семёновской росписью» Мериновская матрёшка всегда была составной частью семёновского ассортимента. Однако более сорока лет назад матрёшка с мериновской росписью закончила свою часть истории, и в речевом обиходе осталась «семёновская матрёшка».
































Поэтому – все-таки столетие семёновской.



















В России сложилось много стилей матрёшек, отражающих характерные художественные особенности разных территорий: рыженькие вятские, глазастые тверские, северо-двинские блондинки, раскосые башкирочки в национальных костюмах; в «перестройку» появились многочисленных авторские куколки и даже матрёшки-шаржи. А вот исконных, «исторических», настоящих матрёшек, изготавливаемых в старинных центрах игрушечных промыслов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них и семёновская матрёшка.



























Бренд «Семёновская матрёшка» получил государственную регистрацию в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ). Теперь так может называться только матрёшка, изготовленная в Семёновском городском округе Нижегородской области. И право на использование бренда получило ООО «Торговый Дом «Семёновская роспись».
-Анилиновые краски, которыми традиционно расписывают Семёновскую матрёшку, раньше были представлены в шести цветах: красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, оранжевый, синий. Смешивать их было практически невозможно – так определилась гамма традиционной Семёновской матрёшки.
- От начала работы токаря до окончания росписи художником одной матрёшки в среднем проходит 2,5 недели.
- Для художественной росписи матрёшек мастера используют не только кисти. Например, один из инструментов они делают из … женских шелковых комбинаций, которые сейчас найдешь разве что в бабушкиных сундуках. Комбинацию разрезают на узкие полоски, затем сворачивают по кругу. Готовый штамп окунают в краску и печатают им элемент орнамента – спираль, будто нарисованную пунктиром. Такой прием называют шахмастения.
Чего только про нее не говорят! Например, что прообразом русской матрёшки были японские деревянные куклы, выточенные в форме кругленьких болванок без ручек и ножек. Пишут, что художники, возрождавшие русские народные традиции, видели у мецената Анатолия Мамонтова (родного брата покровителя театра Саввы Мамонтова) деревянную разъемную куколку старца Фукурумы, скрывавшую в себе добрые божества. Однако, в свою очередь, есть предание, что первую такую игрушку на острове Хонсю выточил некий русский монах.
МАТРЁШКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
Олег КОРОТКОВ,
директор ООО "ТД "Семёновская роспись"
Осенью 2021 года в Нижнем Новгороде прошел Глобальный форум креативных территорий, организованный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и правительством Нижегородской области при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Одним из пунктов итогового меморандума стало решение отпраздновать в 2022 году юбилей семёновской матрёшки как символа России на федеральном уровне.
Традиционная семёновская матрёшка – кукла с большим объемом незакрашенных деревянных поверхностей и роскошным букетом крупных цветов на фартуке.

Семёновскую роспись отличают крупные глаза простой рисовки, чистые цвета и четко очерченные черным контуром детали
Самая первая кукла была восьмиместной и символизировала собой русскую крестьянку, пышущую здоровьем молодую многодетную мать: у нее был румянец во всю щеку, лукавая улыбка и семеро «деток», от девочки-подростка до запеленутого грудничка. Назвали ее распространенным именем Матрёна, как раз ассоциирующимся с такой, настоящей русской женщиной и очень неслучайно имеющем в основе латинский корень mater.
полное собрание впечатлений
Чего только про нее не говорят! Например, что прообразом русской матрёшки были японские деревянные куклы, выточенные в форме кругленьких болванок без ручек и ножек. Пишут, что художники, возрождавшие русские народные традиции, видели у мецената Анатолия Мамонтова (родного брата покровителя театра Саввы Мамонтова) деревянную разъемную куколку старца Фукурумы, скрывавшую в себе добрые божества. Однако, в свою очередь, есть предание, что первую такую игрушку на острове Хонсю выточил некий русский монах.
Давайте уточним

Не так давно прозвучало, что столетие в наступившем году отмечает нижегородская матрёшка. Но вроде бы в Нижнем Новгороде матрёшек не делали. Разъяснения дает директор предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» Олег Коротков.
– Определение «нижегородской матрёшки» некорректно и не имеет под собой никаких оснований, – отвечает Олег Владимирович. – Ведь Семенов – это не Нижний Новгород. Все народные промыслы имеют названия по месту традиционного бытования: казаковская филигрань, чкаловский гипюр, балахнинское кружево, арзамасская золотная вышивка, городецкая роспись, хохломская роспись, борнуковская резьба по камню, варнавинская резьба по кости и многие другие. Каждый из перечисленных промыслов – живой, уникальный бриллиантик в сияющей на весь мир короне российских промыслов. Но если проявить, простите, близорукость и начать «объединять» промыслы – появятся нижегородская филигрань, нижегородская кость, нижегородская вышивка, нижегородское кружево, нижегородская роспись… Согласитесь, странно звучит!
-Анилиновые краски, которыми традиционно расписывают Семёновскую матрёшку, раньше были представлены в шести цветах: красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, оранжевый, синий. Смешивать их было практически невозможно – так определилась гамма традиционной Семёновской матрёшки.
Народные промыслы как культурная дефиниция подразумевает несколько определяющих слагаемых, неотъемлемых компонентов. Прежде всего, народный промысел – не индивидуальное творчество, но непременно продукт многолетнего труда коллектива, где ремесло передается буквально из рук в руки. Исторически семёновская матрёшка привязана не просто к населенному пункту, но к конкретному предприятию – семёновскому промышленному объединению по производству сувениров. Когда изделие меняет локацию, оно при «переезде» также меняется.

Следующий компонент – историко-географическая привязка: тесная и безусловная связь промысла с традициями и историей конкретной местности, локального населенного пункта. Плюс, конечно, индивидуальный комплекс относительно канонизированных стилистических особенностей: характерные форма, цвет, орнаменты. Конечно, семёновскую матрёшку копируют. Но дальше бездумного копирования такие кустари продвинуться не могут, потому что у них получится уже не семёновская матрёшка, а чье-то самостоятельное творчество. Никаких разработок, никаких пользующихся спросом новинок в традициях истинно семёновской матрёшки вне фабрики родиться не может, потому что просто не из чего. Выйдет мастер из коллектива, оторвется от традиций – и окажется в тупике.

- От начала работы токаря до окончания росписи художником одной матрёшки в среднем проходит 2,5 недели.
Традиции, классика, история – всё это здесь, на фабрике «Семёновская роспись». И при том, что мы регулярно выпускаем десятки тысяч классических, знаменитых на весь мир кукол, за сто лет у нас появлялось немало новинок, которые «выстреливали» и становились супер-популярны!


У кого два отца и ни одной матери?


Этот вопрос когда-то звучал в телепередаче «Что? Где? Когда?».

Ответ – матрёшка!

Считается, что в России первую деревянную крутобокую куколку выточил токарь-умелец Василий Звездочкин, а расписал ее участник общества художников «Мир искусства», ученик Маковского Сергей Малютин. Произошло это – тут источники слегка разнятся – в последние годы XIX века в Москве, в мастерской «Детское воспитание».
- Для художественной росписи матрёшек мастера используют не только кисти. Например, один из инструментов они делают из … женских шелковых комбинаций, которые сейчас найдешь разве что в бабушкиных сундуках. Комбинацию разрезают на узкие полоски, затем сворачивают по кругу. Готовый штамп окунают в краску и печатают им элемент орнамента – спираль, будто нарисованную пунктиром. Такой прием называют шахмастения.
В этой мастерской творцы разных направлений возрождали русские традиционные промыслы, а создала и поддерживала ее супруга купца-мецената Анатолия Мамонтова.

В то время в России наблюдался взлет интереса к исследованию и возрождению всего народного, традиционного. И пусть матрёшка стала, считай, авторским изобретением – она возникла не иначе как воплощенное гениальное озарение, суть и плоть к истинно «корневым» русским феноменам народной культуры.
Самая первая кукла была восьмиместной и символизировала собой русскую крестьянку, пышущую здоровьем молодую многодетную мать: у нее был румянец во всю щеку, лукавая улыбка и семеро «деток», от девочки-подростка до запеленутого грудничка. Назвали ее распространенным именем Матрёна, как раз ассоциирующимся с такой, настоящей русской женщиной и очень неслучайно имеющем в основе латинский корень mater.
Очень скоро куклы-Матрёны стали изготавливаться массово, и имя стало нарицательным, обозначающим тип игрушки в общем – токарного производства, разъемные и с и росписью.

Забавный факт: несмотря на «женское» имя, матрёшка поначалу часто выходила в свет и в мужских образах: боярских, богатырских, в облике героев произведений Пушкина и Гоголя.
В 1900 году юная матрёшка была впервые представлена на международной выставке кустарных ремесел в Париже и имела большой успех, а вскоре поступил и первый экспортный заказ на крупную партию игрушек. Как раз не многодетных крестьянок, а «бояр». В французской столице их продавали в специально открытом магазине.

Впрочем, в том же 1900 году мастерская «Детское воспитание» закрылась и весь ее ассортимент перешел к земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде.

Но удивительное дело: на фоне мирового беспорядка – финансового кризиса, Первой мировой, Октябрьской революции, Гражданской войны и прочих невероятных потрясений матрёшка выжила и в дальнейшем лишь набирала популярность. В стране начали появляться крупные мастерские, где модные москвички-матрёшки изготавливались профессионально и массово, обретая разные черты.


Черноволоса и с цветами

Название деревни Мериново Семёновского уезда Нижегородской губернии происходит от названия древнего народа меря – древнего поволжского племени. По преданию, поселение мерян было разрушено татарами, и почти пять веков назад новые поселенцы поставили деревню Мериново, «Мери новое». Издавна в те края бежали в разные года, скрываясь от репрессий, вольнолюбивые новгородцы, соратники Степана Разина, старообрядцы-раскольники. Лес был главным кормильцем, а значит, процветал и токарный промысел. Из поколения в поколение мастера делали деревянную посуду, гребни, весла, веретена, прочие разнообразные хозяйственные предметы и игрушки – не топорные, а именно токарные.
В 1922 году там взялись за матрёшек. Как матрёшка попала в Мериново? Говорят, что матрёшку, привезенную из Нижнего Новгорода, увидел старый мастер, токарь Аверьян Вагин – и вся его семья занялась игрушками, причем рисовали они смешных усатых мужиков.

Еще одна история, относящаяся к тому же 1922 году, гласит, что куколку-«белье», то есть нераскрашенную – привез с Нижегородской ярмарки представитель потомственных «игрушечников» Арсентий Майоров. Далее ее «разодели» по-своему. Разные источники утверждают розно: то ли сам Арсентий Федорович расписал куколку, то ли его дочери. Сделали ее черноволосой и чернобровой, навели алый румянец во всю щеку, в руки дали яркие розы, а взгляду придали кокетливое выражение. Такой она осталась и по сей день. Может, именно она должна отмечать столетний юбилей? В 70-х годах говорили: «матрёшка с мериновской росписью» и «матрёшка с семёновской росписью» Мериновская матрёшка всегда была составной частью семёновского ассортимента. Однако более сорока лет назад матрёшка с мериновской росписью закончила свою часть истории, и в речевом обиходе осталась «семёновская матрёшка».
Поэтому – все-таки столетие семёновской.
Осенью 2021 года в Нижнем Новгороде прошел Глобальный форум креативных территорий, организованный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и правительством Нижегородской области при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Одним из пунктов итогового меморандума стало решение отпраздновать в 2022 году юбилей семёновской матрёшки как символа России на федеральном уровне.
В России сложилось много стилей матрёшек, отражающих характерные художественные особенности разных территорий: рыженькие вятские, глазастые тверские, северо-двинские блондинки, раскосые башкирочки в национальных костюмах; в «перестройку» появились многочисленных авторские куколки и даже матрёшки-шаржи. А вот исконных, «исторических», настоящих матрёшек, изготавливаемых в старинных центрах игрушечных промыслов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Среди них и семёновская матрёшка.
Традиционная семёновская матрёшка – кукла с большим объемом незакрашенных деревянных поверхностей и роскошным букетом крупных цветов на фартуке.

Семёновскую роспись отличают крупные глаза простой рисовки, чистые цвета и четко очерченные черным контуром детали
Бренд «Семёновская матрёшка» получил государственную регистрацию в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ). Теперь так может называться только матрёшка, изготовленная в Семёновском городском округе Нижегородской области. И право на использование бренда получило ООО «Торговый Дом «Семёновская роспись».