Движущая сила
возрождения
Алексей ГОРБУНОВ,
начальник производства ООО «Дельта Трафо»
В этом году жители села Хирино, одного из старейших сел Шатковского района Нижегородской области, будут отмечать его 436-летие. Главной достопримечательностью села является церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в стиле русского барокко на средства князя Андрея Путятина в 1729 – 1758 гг. Авторство проекта многие приписывают знаменитому зодчему Василию Баженову.

В советское время храм был закрыт и обезглавлен, фактически превратился в руины. В начале XXI века проходили восстановительные работы. Отреставрированная церковь была освящена митрополитом Георгием в сентябре 2013 года, и теперь ежегодно во вторую субботу первого осеннего месяца отмечается как День села Хирино. Сельский праздник, по сути, стал региональным.

Гости на него приезжают не только из соседних районов и Сарова, но и из областного центра. И, как правило, не только для того, чтобы посмотреть выступления российских звезд, которые охотно отзываются на приглашение выступить здесь, в прошлом году, например, на торжества приезжала и выступала певица Пелагея, но и посетить восстановленный храм, в котором теперь хранится частица мощей Иоанна Предтечи.
Эта неистребимая жажда духовности и любовь к малой родине как раз и являются движущей силой восстановления порушенной в прежние перестроечные годы экономики Шатковского района. Приметы этого уже видны во многом.

Так, поселок Светлогорск, который славился тем, что здесь в 1918 году было создано одно из первых советских хозяйств – совхоз «Власть Советов», а потом ставший базовым для снабжения продуктами работников ВНИИЭФ и жителей закрытого города Арзамас-16 и обанкротившийся в ходе проводимых реформ, теперь тоже постепенно возрождается. Появился эффективный инвестор – ПК «Нижегородская картофельная система», который на орошаемых землях, богатых черноземом, выращивает картофель, другую овощную продукцию и поставляет ее в крупные торговые сети.
В сельском хозяйстве района заняты 11 сельхозпредприятий. Они в этом году расширили посевные площади. Например, сахарной свеклы посеяно 1556 гектаров. Картофель и морковь и другие овощные культуры занимают 1120 и 230 гектаров соответственно. Кроме того, зарегистрировано 17 крестьянских (фермерских) хозяйств и 11,2 тысячи личных подсобных хозяйств, доля которых в производстве сельхозпродукции весьма существенна – свыше 40 процентов.
Проблему сбыта выращенного на подворьях успешно решает районное потребительское общество, где налажена выпечка хлеба и хлебобулочных изделий, переработка мяса. Колбасный цех райпо работает исключительно на сырье, закупаемом у населения. Ассортимент выпускаемой здесь продукции мало чем отличается от крупного мясокомбината, он насчитывает двенадцать наименований. Вкус и качество шатковских колбас, копченостей по достоинству оценили и в Нижнем Новгороде. На традиционных сельскохозяйственных ярмарках продукция расходится, что называется, на ура.

У района богатый потенциал для развития туризма и оздоровления.

Здесь открыты различные целебные источники и лечебные грязи, которые могут служить базой для организации курорта местного значения. К тому же сама лечебная местность Шатковского района является весьма благоприятной и по климатическим условиям. Тем не менее, прежде всего дальнейшее развитие Шатковского района связывают с состоянием реального сектора экономики, и не только ведущей ее отраслью – сельским хозяйством. Ее промышленный сектор представлен машиностроением и металлообработкой, пищевой промышленностью, электроэнергетикой и деревообработкой. Ключевыми предприятиями отрасли являются ООО «Шатковский завод нормалей», ПО «Шатковский хлеб», ООО «Дельта Трафо». Последнее из предприятий занимается производством, ремонтом, модернизацией и реконструкцией трансформаторного оборудования и является единственным такого рода в России.
Заряжены на потребителя
Глава МСУ Шатковского района Максим Николаевич Межевов рассказывал, что лет тридцать назад в ЗАО «Нижегородская производственная компания «Электрические машины» – а сейчас предприятие носит название «Дельта Трафо», – наблюдалась иная, чем сейчас, картина. Правда, в то время это был Лесогорский завод «Ремтрансформатор», который создан в 1967 году для обслуживания энергоемких производств, использующих электрические машины и трансформаторы и, прежде всего, для построенной подстанции на линии высокого напряжения Куйбышев – Москва.

– На заводе, как вспоминают старожилы, куда ни глянешь, везде всё было забрызгано машинным маслом: станки, стены, пол, – рассказывает Максим Николаевич. – А сегодня это образец современной производственной площадки. Везде чистота и порядок... Отмечаемые им внешние перемены в полной мере соответствуют и изменениям, которые произошли в самом производственном процессе и вывели предприятие на ведущие позиции на российском рынке производства, ремонта, модернизации и реконструкции трансформаторного оборудования.

Продукцию компании хорошо знают энергетики, металлурги, машиностроители, железнодорожники России, стран СНГ и Европы и, прежде всего, по качеству, соответствующему самым высоким международным стандартам. Начальник производства ООО «Дельта Трафо» Алексей Александрович Горбунов рассказывает, что качественный прорыв предприятию обеспечила их заряженность на потребителя.

– Сначала это было увлечение бережливым производством, интерес к которому подогревало, в частности, изучение опыта такой известной японской компании, как «Тойота». Было интересно, как они вышли на производство конкурентной продукции. Начали сами избавляться от потерь, совершенствовать технологический процесс и таким образом первую партию разработанных нами электропечных трансформаторов поставили в одну из металлургических компаний Казахстана. Эффект оправдал все наши ожидания и ожидания партнеров: компания в результате получила на одну плавку металла больше, чем было раньше.

Собственно, индивидуальный подход к каждому заказчику сегодня и определяет стиль работы ООО «Дельта Трафо», хотя порой приходится решать сложные задачи. Но в коллективе, где большинство молодежи, такие задачи как раз любят. Например, на Новокузнецком металлургическом комбинате поставленный новый трансформатор не дал нужного эффекта. Мощность его нужно было увеличить в два раза, но при этом габариты должны были остаться прежними, дабы разместить его в той же ячейке. Мы с этой задачей тоже успешно справились, и вот уже четыре года оборудование работает исправно и металлурги хорошо отзываются о нем.

Нынешнее состояние экономики таково, что кардинально обновлять оборудование, в том числе трансформаторного предприятия, не торопятся. Хотя хорошо известно из архивов с документацией на сервисное обслуживание трансформаторов, которые достались нам практически со всей России, что обновление необходимо. И мы к этому готовимся. Ведь что главное для поставок такого оборудования, которое производим мы? Это сроки. Раньше на изготовление трансформатора уходило до двух месяцев. Для заказчика это большой срок, который чреват финансовыми потерями. Мы реально можем сократить его. В том числе и за счет собственного технического перевооружения. Сейчас у нас проходит тестирование закупленной в Германии линии по раскрою электротехнической стали. Запущен в работу новый обмоточный цех. Некоторые станки и оборудование мы усовершенствовали сами, причем сделали это по аналогу иностранных образцов.
Желания же работать нашему коллективу не занимать. Признанием его заслуг является то, что в разные годы «Дельта Трафо» (НПО «Электрические машины») становилась лауреатом национальной премии «Во славу Отечества», международной премии «Элита национальной экономики».