Городецкий район
Герб Городецкого муниципального района представляет собой геральдический щит, олицетворяющий форпост защиты от нападения врагов.
На фоне щита красный цвет, символизирующий торжество и дальнейшее процветание города.
Голубой цвет символизирует неразрывную связь города с рекой Волгой.
Волна, вздымающая ладью, – стилизованное изображение Горьковской ГЭС, олицетворяющее преобразование наших дней.
Ладья указывает на развитие судостроения – основной отрасли древнего и современного промышленного города.
На фоне щита красный цвет, символизирующий торжество и дальнейшее процветание города.
Голубой цвет символизирует неразрывную связь города с рекой Волгой.
Волна, вздымающая ладью, – стилизованное изображение Горьковской ГЭС, олицетворяющее преобразование наших дней.
Ладья указывает на развитие судостроения – основной отрасли древнего и современного промышленного города.
Волга-матушка
Славяне пришли на Волгу с запада, из районов верховьев Оки и Великого Новгорода. Во второй половине XII века появилась крепость Городец – город основал владимирский князь Андрей Боголюбский. Городец стал первым городом Нижегородской земли, он старше даже Нижнего Новгорода. Да и сам Нижний, основанный в 1221 году, получил своё название как раз благодаря Городцу – ибо все земли, лежавшие ниже по Волге от Городца, именовались низовскими, поэтому, когда князь Георгий Всеволодович основывал новый град на слиянии Оки и Волги, его назвали Нижним Новгородом.
В 1238 году Городец был сожжён войсками хана Батыя, но быстро восстановился, а между 1263 и 1282 годами даже стал столицей Городецкого княжества. 14 ноября 1263 года именно здесь – на пути из Золотой Орды – умер великий владимирский князь Александр Ярославич Невский. Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре с именем схимонаха Алексия... Впрочем, независимым Городец был очень недолго, в XIV веке он вошёл в Суздальско-Нижегородское великое княжество, а потом – и в состав единого Московского государства.
Наряду с Нижним город играл важную роль в продвижении русских интересов во всём Поволжье. Началось это ещё до татаро-монгольского нашествия. Дело в том, что в 1204 году западные крестоносцы захватили и разгромили столицу великой Византийской империи Константинополь. С этого момента торговые пути с богатым мусульманским Востоком для Восточной Европы стали смещаться – заглох древний путь «из варяг в греки», шедший по Днепру к черноморскому побережью, и мировая торговля пошла в обход Константинополя и Чёрного моря, по Волге на Каспий, а оттуда – в известный своими богатствами Иран. И тот, кто владел этим путём, становился важным политическим и экономическим игроком на всём стыке Европы и Азии.
Так что за Волгу развернулась очень нешуточная борьба! Поначалу русские здесь боролись с Волжской Булгарией. Потом страшное монгольское нашествие полностью уничтожило Булгарию и едва не похоронило Русь. Русские оправились и принялись упорно продвигаться вниз по реке, ликвидируя остатки монгольских завоевателей. Борьба завершилась при Иване Грозном, в XVI веке, когда были завоёваны Казанское и Астраханское ханства.
Русь тогда получила не просто важнейшую торговую артерию. Сюда стали массово заселяться крестьяне и казаки, которые распахали целинные, плодородные земли, сделав Поволжье главной житницей страны по поставке хлеба. Активно развивалось рыболовство – волжская рыба, особенно осетры, даже шла на экспорт. Именно благодаря богатому волжскому ресурсу Русь устояла в самые сложные времена. Именно Поволжье стало той военной, экономической и социальной базой, откуда далеко на Восток двинулись русские землепроходцы и первооткрыватели, которые дошли до Тихого океана, покорив Сибирь и Дальний Восток.
А речная волжская торговля с Востоком ещё многие века приносила существенный доход в казну Российского государства, вплоть до ХХ века. Не зря именно на Волге появилась знаменитая Нижегородская ярмарка, как перекрёсток важнейших торговых путей. Она стала не просто карманом России, но и местом, где до революции определялись мировые цены на зерно, на нефть и на хлопок. Ох, не зря в народной русской памяти за рекой закрепилось не только слово «матушка», но и «кормилица» – в самом прямом смысле этого слова!
Огромную роль сыграла Волга в годы Великой Отечественной войны. Это была артерия, по которой шла нефть с Кавказа для нужд действующей армии. В случае её обрыва страна могла бы попасть в очень сложное положение. Не случайно поэтому за волжский Сталинград кипели тяжелейшие бои, переламывавшие жизни миллионов людей. Сама битва стала важнейшим символом всей Великой Отечественной войны – и вообще, именно после Сталинграда в войне произошёл тот самый коренной перелом, который и привёл нашу страну к Великой победе 1945 года...
Река и сегодня играет значительную роль в жизни России, прежде всего в экономике. Во-первых, Волга необходима для различных морских грузоперевозок через Каспий и Чёрное море, с чем наши речники очень успешно справляются. А во-вторых, на Волге построены десятки сложнейших гидротехнических сооружений и электростанций. Так что сегодня Волга – это ещё и мощнейший генератор и главный источник воды для всей европейской части страны. А для многих жителей России и иностранцев Волга открывает огромные возможности в сфере речного туризма. И поверьте, мало уже в России мест, где можно наблюдать красивейшие природные пейзажи.
Так что огромное значение этой великой реки для судеб России со столетиями ничуть не снизилось!
Вадим Андрюхин.
В 1238 году Городец был сожжён войсками хана Батыя, но быстро восстановился, а между 1263 и 1282 годами даже стал столицей Городецкого княжества. 14 ноября 1263 года именно здесь – на пути из Золотой Орды – умер великий владимирский князь Александр Ярославич Невский. Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре с именем схимонаха Алексия... Впрочем, независимым Городец был очень недолго, в XIV веке он вошёл в Суздальско-Нижегородское великое княжество, а потом – и в состав единого Московского государства.
Наряду с Нижним город играл важную роль в продвижении русских интересов во всём Поволжье. Началось это ещё до татаро-монгольского нашествия. Дело в том, что в 1204 году западные крестоносцы захватили и разгромили столицу великой Византийской империи Константинополь. С этого момента торговые пути с богатым мусульманским Востоком для Восточной Европы стали смещаться – заглох древний путь «из варяг в греки», шедший по Днепру к черноморскому побережью, и мировая торговля пошла в обход Константинополя и Чёрного моря, по Волге на Каспий, а оттуда – в известный своими богатствами Иран. И тот, кто владел этим путём, становился важным политическим и экономическим игроком на всём стыке Европы и Азии.
Так что за Волгу развернулась очень нешуточная борьба! Поначалу русские здесь боролись с Волжской Булгарией. Потом страшное монгольское нашествие полностью уничтожило Булгарию и едва не похоронило Русь. Русские оправились и принялись упорно продвигаться вниз по реке, ликвидируя остатки монгольских завоевателей. Борьба завершилась при Иване Грозном, в XVI веке, когда были завоёваны Казанское и Астраханское ханства.
Русь тогда получила не просто важнейшую торговую артерию. Сюда стали массово заселяться крестьяне и казаки, которые распахали целинные, плодородные земли, сделав Поволжье главной житницей страны по поставке хлеба. Активно развивалось рыболовство – волжская рыба, особенно осетры, даже шла на экспорт. Именно благодаря богатому волжскому ресурсу Русь устояла в самые сложные времена. Именно Поволжье стало той военной, экономической и социальной базой, откуда далеко на Восток двинулись русские землепроходцы и первооткрыватели, которые дошли до Тихого океана, покорив Сибирь и Дальний Восток.
А речная волжская торговля с Востоком ещё многие века приносила существенный доход в казну Российского государства, вплоть до ХХ века. Не зря именно на Волге появилась знаменитая Нижегородская ярмарка, как перекрёсток важнейших торговых путей. Она стала не просто карманом России, но и местом, где до революции определялись мировые цены на зерно, на нефть и на хлопок. Ох, не зря в народной русской памяти за рекой закрепилось не только слово «матушка», но и «кормилица» – в самом прямом смысле этого слова!
Огромную роль сыграла Волга в годы Великой Отечественной войны. Это была артерия, по которой шла нефть с Кавказа для нужд действующей армии. В случае её обрыва страна могла бы попасть в очень сложное положение. Не случайно поэтому за волжский Сталинград кипели тяжелейшие бои, переламывавшие жизни миллионов людей. Сама битва стала важнейшим символом всей Великой Отечественной войны – и вообще, именно после Сталинграда в войне произошёл тот самый коренной перелом, который и привёл нашу страну к Великой победе 1945 года...
Река и сегодня играет значительную роль в жизни России, прежде всего в экономике. Во-первых, Волга необходима для различных морских грузоперевозок через Каспий и Чёрное море, с чем наши речники очень успешно справляются. А во-вторых, на Волге построены десятки сложнейших гидротехнических сооружений и электростанций. Так что сегодня Волга – это ещё и мощнейший генератор и главный источник воды для всей европейской части страны. А для многих жителей России и иностранцев Волга открывает огромные возможности в сфере речного туризма. И поверьте, мало уже в России мест, где можно наблюдать красивейшие природные пейзажи.
Так что огромное значение этой великой реки для судеб России со столетиями ничуть не снизилось!
Вадим Андрюхин.
Посёлок речников
Владимир КОСТЫЛЕВ,
начальник Городецкого РГСиС
начальник Городецкого РГСиС
По реке плывут запоздалые льдины, солнце всё чаще выглядывает из-за туч, растапливая сугробы, на проталинах желтеют цветы мать-и-мачехи, а птицы осторожно пробуют голоса и вьют гнёзда. Как только реки совсем очистятся ото льда, начнётся навигация. И первыми её встретят шлюзовики, которые всю зиму к ней готовились.
Ждём!
Пока стоял лёд и всё вокруг укрывал снег, на гидроузле ни на день не останавливалась работа. Холодная зима – самое жаркое время для речников. За эту зиму они провели серьёзные ремонтные работы и на верхнем и на нижнем гидроузле. Были отремонтированы шлюзовые камеры, полностью заменено механическое оборудование. Продолжилась и реконструкция, которая была начата в 2002 году. Ремонтные работы вели профессионалы – организация из Волгограда, которая занимается шлюзами по всей Волге. Специалисты высокого класса, они сами изготавливают все необходимые конструкции. А они не только сложные, но и очень массивные. Каждая створка, которая закрывает шлюз, весит 200 тонн!
– На нижнем гидроузле было заменено всё оборудование, кабельное хозяйство меняем, работа кипит день и ночь, – рассказал начальник Городецкого района гидротехнических сооружений и судоходства Владимир Афанасьевич Костылев. – Мы закончили замену бетона – уложили по 3 тысячи кубометров в каждую шлюзовую камеру. Заменили кровлю, поставили новые пьезометры – это одни из главных и точных приборов на гидроузле. С их помощью контролируется уровень воды в створах плотин. И, конечно, к весне мы провели благоустройство всех наших территорий.
– На нижнем гидроузле было заменено всё оборудование, кабельное хозяйство меняем, работа кипит день и ночь, – рассказал начальник Городецкого района гидротехнических сооружений и судоходства Владимир Афанасьевич Костылев. – Мы закончили замену бетона – уложили по 3 тысячи кубометров в каждую шлюзовую камеру. Заменили кровлю, поставили новые пьезометры – это одни из главных и точных приборов на гидроузле. С их помощью контролируется уровень воды в створах плотин. И, конечно, к весне мы провели благоустройство всех наших территорий.
Один к шести
Ни одно предприятие, даже оборудованное по последнему слову техники, не будет идеально работать без специалистов. А если от его работы зависят жизнь и безопасность всех, кто живет вниз по реке, то тем более невозможно допустить ошибку. Шлюзы, по которым ежедневно проходят самые необычные, а то и опасные грузы, – именно такое предприятие. И поэтому весна на шлюзах – это ещё и время экзаменов.
– Накануне навигации диспетчеры сдали квалификационные экзамены, – продолжает рассказ Владимир Афанасьевич. – Все они получили необходимые для работы допуски и подтвердили свои знания. Так что экзамены окончены, сейчас идёт стажировка, а потом начинается работа! Именно от их квалифицированной работы зависит безопасность судопропуска. На этих 18 человек работают все, в том числе и управление, обслуживающий персонал, транспорт – все 130 человек! Получается, что такие специалисты, на которых лежит весь груз ответственности, среди всех сотрудников гидроузла в пропорции один к шести!
Недавно в нашу дружную команду (а это не просто слова – мы действительно очень дружим – все праздники отмечаем вместе, вместе выезжаем в походы и в театры) пришли два новичка, старший механик и инженер – диспетчер верхнего гидроузла. А есть среди сотрудников и те, кто пришел сюда работать и не изменил реке, – так и работает с одной-единственной записью в трудовой книжке. Хотя, конечно, бывает, что люди уходят. Но у них нет проблем с дальнейшим трудоустройством. Не зря нас часто то в шутку, то всерьёз называют «кузницей кадров». В основном молодых сотрудников готовит верхний гидроузел и его руководитель Павел Геннадьевич Исакичев. Он их готовит, а потом их забираем мы, а то и другие предприятия. Но у нас все всегда помогут молодым специалистам. Мы же практически семья. И очень чтим свою историю.
– Накануне навигации диспетчеры сдали квалификационные экзамены, – продолжает рассказ Владимир Афанасьевич. – Все они получили необходимые для работы допуски и подтвердили свои знания. Так что экзамены окончены, сейчас идёт стажировка, а потом начинается работа! Именно от их квалифицированной работы зависит безопасность судопропуска. На этих 18 человек работают все, в том числе и управление, обслуживающий персонал, транспорт – все 130 человек! Получается, что такие специалисты, на которых лежит весь груз ответственности, среди всех сотрудников гидроузла в пропорции один к шести!
Недавно в нашу дружную команду (а это не просто слова – мы действительно очень дружим – все праздники отмечаем вместе, вместе выезжаем в походы и в театры) пришли два новичка, старший механик и инженер – диспетчер верхнего гидроузла. А есть среди сотрудников и те, кто пришел сюда работать и не изменил реке, – так и работает с одной-единственной записью в трудовой книжке. Хотя, конечно, бывает, что люди уходят. Но у них нет проблем с дальнейшим трудоустройством. Не зря нас часто то в шутку, то всерьёз называют «кузницей кадров». В основном молодых сотрудников готовит верхний гидроузел и его руководитель Павел Геннадьевич Исакичев. Он их готовит, а потом их забираем мы, а то и другие предприятия. Но у нас все всегда помогут молодым специалистам. Мы же практически семья. И очень чтим свою историю.
Удивить американцев
Первая навигация на гидроузле была открыта в 1955 году. Первое пассажирское судно – теплоход «Волга» – шёл вверх по реке и шлюзовался через нижний гидроузел через 15-ю камеру. За эти почти семь десятков лет Городецкие шлюзы очень многое дали району. И благодаря им все, кто путешествовал по реке, узнали о старинном русском городе – Городце.
– Много речного транспорта проходит через нас, и путешественники на каждом гидроузле видят надпись большими буквами «Город Городец». Сегодня мы – визитная карточка Городца. И не просто так нас называют «Северные ворота волжского государственного бассейнового управления», – с теплотой и гордостью рассказывает об истории своего детища Владимир Афанасьевич. – Очень много пассажиров, и все смотрят, любуются – ведь наши сооружения уникальные и очень красивые. Они идеально вписаны в ландшафт Городецкого района вместе с ГЭС. В 2000-х к нам приезжало много иностранных специалистов – немцы, шведы, финны, американцы, китайцы, корейцы. С американцами было очень интересно. Они приехали к нам на автобусе, и шли мы с ними с экскурсией от верхнего гидроузла до нижнего. Смотрю – знаменитая американская улыбка у них становится всё меньше и меньше. Оказывается, они не ожидали, что увидят такую мощь. Спросили нас – как же вы смогли построить такие сооружения? Вот этими вот самыми руками – ответили мы. Они были очень удивлены.
Дело в том, что у них небольшие суда, максимум 150 метров. И в Америке, и в Канаде. И суда эти идут шлюзоваться в небольшие камеры. С нашими, которые вмещают по нескольку судов, их не сравнить. А потом они спросили – сколько же людей работает на одном узле? 36 – отвечаю я. Тут они еще больше удивились – спросили, как вы можете обслуживать такие сооружения? Я объясняю, что у нас очень квалифицированные специалисты – техника, автоматика – мы же не вручную всё делаем! Я бы и не понял, что они имеют в виду, но когда в 90-х годах был в Германии и отправился посмотреть их шлюзы – был уверен, что увижу телевизоры, компьютеры. И вдруг вижу маленькую будочку и мужичка в шортах! Я подумал, что это сторож. А оказалось – диспетчер. И у него есть маленький блокнотик, в котором он пишет, сколько и каких судов он пропустил! А у нас и тогда кругом была компьютеризация. Уж не говорю о том, что они работают только в светлое время суток. Нам это просто дикостью показалось. У нас и ночью шлюзования идут. Вот такая вот история.
– Много речного транспорта проходит через нас, и путешественники на каждом гидроузле видят надпись большими буквами «Город Городец». Сегодня мы – визитная карточка Городца. И не просто так нас называют «Северные ворота волжского государственного бассейнового управления», – с теплотой и гордостью рассказывает об истории своего детища Владимир Афанасьевич. – Очень много пассажиров, и все смотрят, любуются – ведь наши сооружения уникальные и очень красивые. Они идеально вписаны в ландшафт Городецкого района вместе с ГЭС. В 2000-х к нам приезжало много иностранных специалистов – немцы, шведы, финны, американцы, китайцы, корейцы. С американцами было очень интересно. Они приехали к нам на автобусе, и шли мы с ними с экскурсией от верхнего гидроузла до нижнего. Смотрю – знаменитая американская улыбка у них становится всё меньше и меньше. Оказывается, они не ожидали, что увидят такую мощь. Спросили нас – как же вы смогли построить такие сооружения? Вот этими вот самыми руками – ответили мы. Они были очень удивлены.
Дело в том, что у них небольшие суда, максимум 150 метров. И в Америке, и в Канаде. И суда эти идут шлюзоваться в небольшие камеры. С нашими, которые вмещают по нескольку судов, их не сравнить. А потом они спросили – сколько же людей работает на одном узле? 36 – отвечаю я. Тут они еще больше удивились – спросили, как вы можете обслуживать такие сооружения? Я объясняю, что у нас очень квалифицированные специалисты – техника, автоматика – мы же не вручную всё делаем! Я бы и не понял, что они имеют в виду, но когда в 90-х годах был в Германии и отправился посмотреть их шлюзы – был уверен, что увижу телевизоры, компьютеры. И вдруг вижу маленькую будочку и мужичка в шортах! Я подумал, что это сторож. А оказалось – диспетчер. И у него есть маленький блокнотик, в котором он пишет, сколько и каких судов он пропустил! А у нас и тогда кругом была компьютеризация. Уж не говорю о том, что они работают только в светлое время суток. Нам это просто дикостью показалось. У нас и ночью шлюзования идут. Вот такая вот история.
Созидатели
Городецкие шлюзы – ещё и важный объект для развития района. По сути, весь район многим обязан именно шлюзам. Появились они – появились и их спутники – новые предприятия – порт, Городецкий судоремонтно-механический завод. Это дало городу новые рабочие места, налоги. В затоне между верхним и нижним гидроузлом раньше стояло до 100 единиц Волжского флота – они там ремонтировались. Вокруг вырос поселок, который негласно назывался «посёлок водников» – речники здесь жили, заводили семьи, растили детей. И была стабильная работа. На 100 судах служили порядка 1400 человек. Были построены даже несколько бетонных заводов для нужд шлюза, появились железная и автомобильная дороги.
– Да и вообще Заволжье образовалось благодаря шлюзам, – уверен Владимир Афанасьевич. – По сути, благодаря им вырос современный Городец – появились школы, детские садики, клубы, больницы, над некоторыми мы до сих пор шефствуем. Это школа №4, детский садик и больница в микрорайоне Северный. Сейчас в Городецком районе осталось всего два градообразующих предприятия – ГЭС и шлюзы. Мы исправно платим налоги району, и немалые налоги. И всегда поддерживаем район. Развиваем инфраструктуру. Мы построили четыре дома для наших работников, причем всё – своими силами. На сегодня обеспечили всех квартирами, полностью закрыв список нуждающихся. Наверное, сегодня мало кто так заботится о своих работниках. Но мы – серьёзная организация. С первого дня существования шлюзов мы делаем многое для района. Помогаем культуре – с организацией выставок, ремонтом. Церкви помогаем. А в советское время, когда сельское хозяйство было развито, всем коллективом в выходные ездили картошку копать и сено косили. Косой острова обкашивали – привозили туда нашими судами косцов, потом наш кран грузил сено на нашу же баржу, и отво-
зили его в колхоз имени Куйбышева. Тонн двадцать сена накашивали. И сейчас поддерживаем отношения.
Наши каменщики и штукатуры помогали строить стадион «Спартак», а в общественных местах – около стелы у Вечного огня в Заволжье, около больницы и администрации Городца лежит бетонная плитка, которую мы сделали сами и безвозмездно передали городу. Много грамот и благодарственных писем за эту работу от района получаем – каждый год выдвигаем кандидатов на районные награды. Их работникам вручает лично глава Городца. Приезжает он к нам и на открытие навигации. Наша дружба – самая крепкая!
– Да и вообще Заволжье образовалось благодаря шлюзам, – уверен Владимир Афанасьевич. – По сути, благодаря им вырос современный Городец – появились школы, детские садики, клубы, больницы, над некоторыми мы до сих пор шефствуем. Это школа №4, детский садик и больница в микрорайоне Северный. Сейчас в Городецком районе осталось всего два градообразующих предприятия – ГЭС и шлюзы. Мы исправно платим налоги району, и немалые налоги. И всегда поддерживаем район. Развиваем инфраструктуру. Мы построили четыре дома для наших работников, причем всё – своими силами. На сегодня обеспечили всех квартирами, полностью закрыв список нуждающихся. Наверное, сегодня мало кто так заботится о своих работниках. Но мы – серьёзная организация. С первого дня существования шлюзов мы делаем многое для района. Помогаем культуре – с организацией выставок, ремонтом. Церкви помогаем. А в советское время, когда сельское хозяйство было развито, всем коллективом в выходные ездили картошку копать и сено косили. Косой острова обкашивали – привозили туда нашими судами косцов, потом наш кран грузил сено на нашу же баржу, и отво-
зили его в колхоз имени Куйбышева. Тонн двадцать сена накашивали. И сейчас поддерживаем отношения.
Наши каменщики и штукатуры помогали строить стадион «Спартак», а в общественных местах – около стелы у Вечного огня в Заволжье, около больницы и администрации Городца лежит бетонная плитка, которую мы сделали сами и безвозмездно передали городу. Много грамот и благодарственных писем за эту работу от района получаем – каждый год выдвигаем кандидатов на районные награды. Их работникам вручает лично глава Городца. Приезжает он к нам и на открытие навигации. Наша дружба – самая крепкая!