Краснооктябрьский район
Щит герба Краснооктябрьского муниципального района имеет главу ступенчато восходящего деления. В главе щита по центру расположен символ Нижегородской области – червленый олень с черными копытами и рогами.
В основном зеленом поле щита расположен сноп хлебных злаковых культур золотисто-охристого цвета, перевязанный золотой лентой. Фон главы щита серебристого цвета переходит в кайму, охватывающую основное зеленое поле щита.
Зелёный цвет в геральдике – символ природы, надежды, роста, здоровья и изобилия.
Серебро означает благородство, чистоту и великодушие.
Золотые тона означают веру, справедливость и милосердие.
…История нижегородских татар очень древняя и удивительная. По мнению известного татарского историка Алимжана Орлова, этот народ является потомком древних племён, которые русские летописи называли мещерой. Исторически Мещера – это лесная область на стыке нынешних Пензенской, Тамбовской и Владимирской областей. Кем были по происхождению мещеры, до сих пор загадка.

Одни учёные относят их к угоро-финнам, другие к тюркам. Есть даже мнение, что это одна из ветвей славянского племени вятичей, перемешавшихся с соседними тюркскими племенами.

Мне кажется интересной версия о том, что мещера – это часть тюркского народа древних булгар, которые полторы тысячи лет назад ушли с низовий Волги под натиском кочевников-хазар.

Одна их часть переселилась на Балканы, где потом появилась Болгария, а другая осела на землях нынешнего Татарстана, основав государство Волжская Булгария, одно из сильнейших и развитых в средневековой Европе. Важно то, что это был особый, тюркоговорящий народ, который больше тысячи лет жил рядом с русскими.

Вместе с русскими этот народ переживал и все беды и напасти, которые периодически обрушивались на эти земли – княжеские междоусобицы, нашествие хана Батыя, власть Золотой Орды.

Возможно, именно из Золотой Орды татары-мещары приняли ислам в качестве религии. Проживание на пограничных землях между лесной зоной и степью выработало в этих татарах особые воинские качества, которые очень ценили как русские князья, так и эмиры Золотой Орды. А когда в конце XV века образовалось централизованное Русское государство, то лучших пограничников, чем татары-мещера, найти было сложно – они удачнее всех отбивали набеги татар-ногайцев, которые периодически шли из степи.

Первые факты переселения этих татар на земли нашего юго-востока зафиксированы ещё в начале XVI века, когда строились укрепления по линии Арзамас – Алатырь – Царёвококшайск для защиты русских границ от набегов воинственных ханов Казани. Так, в 1551 году было основано село Рыбушкино. А окончательно татары заселили эти земли во времена Смуты, когда разорённое многолетней гражданской войной Московское царство оказалось беззащитным практически по всем своим границам. Как говорит по этому поводу Алимжан Орлов: «В Смутное время это оказалось самым стратегически слабым звеном новой России, оказавшейся в условиях смертельной опасности. Русские войска и приглашённые казаки оказались не способны противостоять нападкам ногайцев. И решили эту проблему воеводы Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они без санкции царских властей своим указом решили переселить татар-мещарей из Кадомского края в татарскую припьянскую степь. Это нашло свое отражение в документах истории ополчения. Трубецкой и Пожарский создали Совет всей земли, куда пригласили патриотически настроенных людей.
Вместе с Россией
В ноябре 1612 года Совет принял решение узаконить переселение татар-мещарей и обратился к будущему царю с наказом предоставить им тарханную грамоту, которая давала право на пожизненное поселение и пользование землями.

В 1618 году царь Михаил Романов, следуя наказу Совета, своим указом предоставил татарам-мещарам тарханную грамоту. Татары сразу были наделены поместьями, а мурзы Баюш Разгельдеев и Наямаш Мангушев получили звание князей. Таким образом, татары-мещары стали одним из важнейших звеньев в системе обороны России не только на восточном, но и на западном направлении. В 1615 году Дмитрий Пожарский взял их в поход против поляков».

Вот так и появились наши нижегородские татары, ставшие важной частью нижегородской истории. По словам Орлова: «у них крепостного права как такового не было – каждый служилый татарин был наделен поместьем, которое закреплялось за ним пожизненно и которое он мог передавать по наследству. По закону татары не имели права держать русских крестьян, поэтому они сами выполняли крестьянскую работу и должны были быть готовы к боевой службе. Поэтому, отмечают исследователи, у них сложилась очень сильная привязанность к земле и чувство хозяина, которые свойственны татарам по сегодняшний день».

Честно и храбро служа России, они, тем не менее, свято берегли и свой язык, и свои обычаи, и свою веру. Неоднократные попытки царской власти окрестить татар не имели особого успеха.

В знак протеста некоторые из них даже ушли в Зауралье (Западная Сибирь), положив начало здешней татарской общине.

Впрочем, это была, наверное, единственная конфликтная ситуация с центральной властью, которая разрешилась тем, что власть отступила, позволив татарам жить по собственному усмотрению. А так этот народ испытал на себе всё, что пришлось пережить и остальным россиянам.

В ходе великих крестьянских войн под водительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва одни татары поддерживали повстанцев, другие – правительственные силы. То же можно сказать и про Смуту начала прошлого века. В январе 1919 года случилась большая трагедия.

На почве недовольства продразвёрсткой взбунтовались жители татарского села Семёновское, в ходе стихийного бунта были убиты несколько коммунистов. Карательный отряд под командованием латыша Ивана Михельсона, начальника Сергачской уездной ЧК, явился в село и без суда и следствия за одну ночь расстрелял больше 50 человек. Для небольшого народа это была огромная трагедия, которая крепко осталась в народной памяти. Трагизм ситуации заключался ещё и в том, что среди карателей были свои же татары... В 1999 году на месте расстрела был открыт монумент памяти всех репрессированных за годы советской власти здешних мусульман...
Но были и другие страницы прошлого. Нижегородские татары активно приняли участие в построении молодого Советского государства, его промышленности и культуры. Особое место, конечно, занимает Великая Отечественная война. Из 10 400 нижегородских татар, ушедших на войну, не вернулись 6700. А имена Героя Советского Союза Садыка Абельханова, кавалера трёх орденов Славы Алляма Айсина, кавалера ордена Ленина Хафиза Фаттахетдинова навсегда заняли почётное место в истории боевой славы нашей Родины...
Не меньший вклад этот народ внёс и в мирной жизни. Как с нескрываемой гордостью пишут сами выходцы из этих мест:

«Из уроженцев Краснооктябрьского района отмечены большой известностью: министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Морозов Алексей Иванович, ведущий историк-международник, многие годы возглавлявший кафедру МГИМО профессор Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович, генеральный директор компании ООО «Полюс-СТ», лауреат Государственной премии России в области науки и техники генерал-майор Калимулин Равиль Азисович, Лина Арифулина, главный режиссёр и директор «Фабрики звёзд», популярный артист Марат Башаров, известные во всём мире Марат и Динара Сафины, Данияр Билялетдинов, футболист Марат Измайлов, олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Алия Мустафина, чьё детство прошло в селе Малое Рыбушкино»...

В общем, татары Краснооктябрьского и других районов области и сегодня живут одной жизнью со всем нашим регионом, да и страной в целом, внося свой неповторимый вклад в наше общее развитие.

Вадим АНДРЮХИН.
Традиции не сдают позиции
Халит СУЛЕЙМАНОВ,
глава администрации Краснооктябрьского
муниципального района Нижегородской области
В Краснооктябрьском районе, как правило, родители помогают детям устроиться в городе, и непременно в Москве. Так уж повелось испокон веку у татар, составляющих большинство населения района. Остаются лишь младшие дети в семье. Халит Сулейманов – четвертый, младший сын у родителей, и хотя они не препятствовали его переезду в столицу, он, тем не менее, принял решение остаться в родной Уразовке. Его пример во многом поучителен для земляков: для профессионального роста и на малой родине, оказывается, есть все возможности – Халит Сулейманов, агроном по образованию, уже десятый год возглавляет администрацию района. И заставляет задуматься: так ли необходимо придерживаться традиций в наш изменившийся век?
Программы помогают
– Традиции как раз и составляют скрепы нашего Краснооктябрьского района, – не во всём соглашается Сулейманов. – Сегодня татар в районе проживает около 70 процентов, 30 процентов – русские, мордва, чуваши… И не только те 90 лет, которые существует район, но и до его образования между ними не было никакой вражды. Мир и взаимопонимание, установившиеся между людьми разных национальностей и вероисповедания, являются гарантией развития района. Мы одинаково отмечаем как Ураза и Курбан-байрам у мусульман, так и Крещение, Пасху у христиан...

В традициях нашего народа содержать в чистоте и порядке населенные пункты. И сегодня они получили подкрепление в виде региональных и федеральных программ по благоустройству, развитию местных инициатив.

Сейчас уже нет необходимости строить дороги в Уразовке – они почти везде есть. Но мы начинаем строить тротуары. Однако нам и другие населенные пункты необходимо подтягивать до уровня райцентра по благоустройству. В прошлом году, например, заасфальтировали 10 километров дорог, в этом тоже рассчитываем обустроить не меньше. Причем для участия жителей в этих программах никого не надо агитировать. В одном из сёл люди настолько сильно мечтали об асфальтированной дороге, что каждая семья не пожалела передать на её строительство по 47 тысяч рублей.

Уже два раза наш район занимал призовые места в региональном конкурсе по благоустройству, отмечен грантами, средства от которых были направлены на развитие территорий. В этом году у нас тоже амбициозные планы, направленные на создание по-настоящему комфортной среды, и не только в райцентре – селе Уразовка. Сегодня нет отбоя от предложений населения, как и что благоустроить. Люди, что называется, вошли во вкус. И администрация района всячески поддерживает такое стремление. Мы планируем закупить две единицы спецтехники, необходимые для строительства дорог и содержания их в хорошем состоянии. Думаю, как и в прежние годы, выполнив весь комплекс намеченных работ по благоустройству, мы и в этом году сможем претендовать на самые высокие места в региональном конкурсе.

Менталитет местного населения как нельзя лучше отвечает задаче развития фермерских хозяйств. Что уж говорить, привыкли наши крестьяне полагаться на собственные силы, на собственный труд. Наверное, ни в одном другом районе Нижегородской области нет столько индивидуальных крестьянских хозяйств, как у нас – их 85. Они производят значительное количество продуктов сельского хозяйства. Региональный рынок столько не в состоянии освоить, да и правила экономической игры сегодня еще таковы, что невыгодно заниматься реальным товарным производством, в лучшем случае это малорентабельно. Поэтому значительную часть своей продукции фермеры везут на продажу в столицу.

Многие жители делают знаменитую колбасу казы. Мы как-то подсчитали: в год на нее у нас уходит более 1,5 тысячи лошадей. Фактически мы своей конской колбасой кормим всю Россию.
Как нельзя кстати пришлись нашим крестьянам областные программы поддержки грантами и, прежде всего, молодых фермеров. Благодаря участию в них мы рассчитываем подтянуть животноводство до уровня растениеводства района, которое считается одним из передовых в регионе.
Наряду с развитием фермерства некоторые из наших оставшихся колхозов, таких как Чембелеевский, Чернушинский и некоторые другие показывают неплохие результаты работы. В этом году мы тоже рассчитываем на неплохой урожай зерновых.
Однако многие крепкие, надёжные колхозы не выжили в эпоху 90-х годов – на них отразились так называемые реформы. Большинство из них уже не восстановилось. Были предложения инвестиций со стороны, но они не получили одобрения у местных жителей: нет, говорили, мы лучше сами справимся. Такой оптимистичный настрой людей и на самом деле дает основания думать, что справятся.

В зоне особого внимания администрации района – газификация, которая из года в год растёт и делает жизнь людей комфортнее. С 2010 года мы газифицировали больше 10 населённых пунктов. Нам ещё водопровод нужно везде провести. До сих пор два населённых пункта без централизованного водоснабжения – Чембелей и Китово. И мы в администрации плотно работаем над этой проблемой.
Главное достояние
У Краснооктябрьского района большой туристический потенциал. Сюда, например, приезжают посмотреть на дома, построенные в национальных традициях. Скоро в Уразовке откроется краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о глубокой культуре и традициях нашего народа. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне мы рассчитываем завершить благоустройство парка «Патриот», приведем в порядок во всех населенных пунктах мемориалы погибшим воинам и труженикам тыла. Сохранить память о тех, кто ковал Победу и принес широкую известность району, мы считаем своей святой обязанностью.

В мирное время его славу создавали такие руководители хозяйств, как Герои Социалистического Труда Шамиль Юсипов, Дмитрий Карманов, Гаяр Хасянов, Харяс Фаттахитдинов, Иван Романов, Абдулвядут Махмутов, Ахмет Андержанов, Харис Абдрахманов, Фарид Яфеев и другие. Музыкальный мир хорошо знает выдающегося вокалиста Рашита Вагапова – он уроженец этих мест. В 2018 году краснооктябрьцы отметили 110 лет со дня его рождения. А в селе Уразовка в его честь названа улица. В 2016 году по инициативе Конгресса татар Нижегородской области в районном центре установлены памятники двум выдающимся землякам – певцам Рашиту Вагапову, Хайдару Бигичеву.

В ряду знаменитых земляков – олимпийская чемпионка, гимнастка Алия Мустафина, первый чемпион мира по борьбе на кушаках Ханнян Мусин, чемпионы мира Рушан Рамазанов, Эмиль Низаметдинов, первый чемпион Олимпийских игр 1952 года в классической борьбе Шазам Сафин. Наставник Ханняна Мусина Зяки Валемеев воспитал немало отличных спортсменов. Они составляют гордость района, области и России. Уверен, что строительство ФОКа в Уразовке, а принципиальное согласие на это губернатор Глеб Никитин уже дал, будет способствовать дальнейшему развитию спорта в районе, тем более что борьба для татар больше чем вид спорта. Это образ жизни, сопряженный с постоянными физическими нагрузками, преодолением трудностей, соперничеством. Увлечение борьбой у ребят начинается с самого раннего возраста, и многие из них благодаря выработанным бойцовским качествам достигают самых высоких вершин не только в спорте, но и в профессиональной карьере.

Большие перспективы мы связываем с федеральной программой комплексного развития сельских территорий. Прежде всего радует то, что она направлена на повышение качества жизни населения. Но в то же время мы хорошо понимаем, что эта задача накладывает большую ответственность на муниципальные власти, которым предстоит более активно заниматься проблемами экономики, вопросами развития социальной инфраструктуры. Планируем строить новые сельские Дома культуры, а в те, что есть, докупать аппаратуру. У нас должно быть так же комфортно, как в Москве. Тогда и молодежь подумает: может, действительно не стоит уезжать?