Андрей Лазарев
«Образ радиослушателя – он где-то в твоем сердце находится. И ты с ним реально общаешься, делишься - новостями, идеями, эмоциями».
ведущий «Радио Рандеву», актер озвучания
– Что такое линейный музыкальный эфир? В чем особенности его ведения?
– В музыкальном линейном эфире нет больших разговорных вставок. Эфир строится на музыке и выходах ведущего, которые как бы сшивают ткань всего эфира. Но, несмотря на то что ведущий строит свои выходы в форме монолога, он все равно представляет себе образ своего радиослушателя, и обращается не в пустоту, а к конкретному человеку. Задача ведущего в линейном эфире: сделать так, чтобы музыка и другие элементы контента звучали гармонично, чтобы не было каких-то перекосов. Кроме того, ведущим должен учитываться весь формат станции и его информационная политика. Нельзя вести эфир на «Радио Дача» так же, как на «Европе Плюс». Это кардинально разные радиостанции, у них разные аудитории, и форматы отличаются. В итоге ведущий должен знать и уметь, как и для кого преподносить, объявлять, рассказывать и миксовать.
– Что такое музыкальный формат? Как радиостанции подбирают себе музыку? Участвуют ли в этом процессе ведущие?
– Когда создается та или иная радиостанция, руководством определяется ее целевая аудитория и под нее выбирается музыкальное наполнение, то есть формат. Радио – это бизнес. И как всякий бизнес, оно должно зарабатывать деньги. Радио получает деньги за счет рекламы. Рекламодатели ориентируются на рейтинг, то есть на определенный охват аудитории. Все эти факторы учитываются при построении формата. К примеру, аудитория «Радио Рандеву», где я сейчас работаю, – это люди 35 лет и старше, социально активные, у которых музыкальный вкус уже сложился. Это люди, которые ценят свое время, ездят на машинах и слушают радио во время поездок. Им не нужны супербыстрые ритмы, какой-то кальянный рэп, они его не слушают, им это неинтересно. Они слушают музыку своей молодости. Соответственно, на основании этого и создан музыкальный формат. Понятно, что ориентироваться только на ретро-треки – это хорошо и финансово выигрышно, но так или иначе, в эфире станции периодически появляется и новая качественная музыка – для того, чтобы захватывать новую аудиторию и менять вкусы аудитории основной. Сейчас, в эпоху стриминговых сервисов, таких, как Spotify, Apple Music, Яндекс.музыка, у людей поменялись музыкальные пристрастия, потому что человек стал волен выбирать понравившиеся треки из огромного массива музыки. Но в то же время из-за всех санкций и ограничений многие композиции на стримингах быстро стали для нас недоступны. Кроме того, радио слишком давно с нами, и его прослушивание стало для многих приятной привычкой. Поэтому такое внимательное отношение у руководителей радиостанций к формату. Ведущие работают с готовыми форматами, зачастую вносить изменения в плей-лист им запрещено, они лишь могут переставить композиции местами и красиво смикшировать композиции друг с другом , чтобы эфир звучал более гармонично.
– Можете ли вы приоткрыть тайну радийного закулисья? Как работает команда музыкальной радиостанции?
– Все очень просто. Есть руководитель радиостанции, чаще всего он является и владельцем радио. В любом случае руководитель следит за работой радио как предприятия, его цель – получение прибыли, с его разрешения формируется и меняется формат, он согласует программы, рубрики, которые продаются, приносят деньги. Музыку для ежедневного эфира подбирают программный или музыкальный директор. А вот радиоведущие меньше вовлечены в финансовые процессы, их задача – провести эфир в соответствии с форматом.
– Какие традиции есть на «Радио Рандеву»?
- Традиции – это, наверное, отношение к аудитории, отношение к самой радиостанции, к ее истории. «Радио Рандеву» – первая коммерческая музыкальная радиостанция, открывшаяся в Нижнем Новгороде, и одна из первых, заработавших в целом в стране. К становлению «Радио Рандеву» приложили руку французы, работавшие тогда в Нижнем Новгороде. Даже название станции придумала француженка, работавшая преподавателем в институте иностранных языков. Поэтому на «Рандеву» более 30 лет сохраняется легкий французский вайб, непринужденная, но в то же время интеллигентная манера ведения эфира, мягкая интонация в работе с аудиторией. Эта традиция мне нравится.
– Что для вас сложилось раньше – работа на радио или ваша работа в качестве ведущего мероприятий?
– Я пришел на радио в 2005 году. А первые корпоративы начал вести только через семь лет. До этого я вел только какие-то радийные акции, например, сопровождение трансляции футбольных, хоккейных матчей. Это было на «Авторадио». Собирались слушатели, снимали какой-нибудь бар, мы вместе со слушателями болели, разыгрывали призы, общались. Так и наработал опыт ведения массовых мероприятий. Сейчас ведение таких мероприятий для меня – это возможность донести какие-то ценности до людей и быть людям полезным.
– Как вы думаете, благодаря каким качествам радиоведущий может стать популярным у своей аудитории?
– Самое главное качество – это уметь излагать свои мысли. Это нарабатывается только практикой. Невозможно прийти, сесть за микрофон и начать красиво говорить – умно, без «воды» и шаблонных фраз. Все приходит с опытом, но все сводится, по большому счету, к тому, какой ты человек. Это все чувствуется. От природы ведущему дается только тембр голоса, дикторская интонация. Но и здесь можно наработать профессиональные компетенции. К примеру, когда слышишь в русском варианте «голос» Леонардо ДиКаприо, то понимаешь, что он тебя цепляет не потому, что тембр приятный, а потому, что диктор наполняет свою речь эмоциями.
В общем, начинающим я бы посоветовал просто практиковаться, чистить свою речь, убирать из нее слова-паразиты. При этом оставаться собой и общаться с людьми нормально, адекватно, по-человечески.
– Бывает ли профдеформация в вашей профессии?
– Многие друзья мне периодически говорят: хватит разговаривать, как на радио! А я отвечаю, что так в жизни разговариваю. Многие думают, что радиоведущие специально искажают голос в эфире, это – неправда. Это, конечно, было на заре развития музыкального вещания, когда мы сильно копировали американские и европейские стандарты жанра «ди-джей-ток». Сейчас такого нет. Да, иногда голос ведущего технически обрабатывается, чтобы звучать глубже и насыщеннее. Но сейчас это тоже уходит из трендов.
– С какими трудностями вы столкнулись в процессе профессионального становления?
– Трудность всегда одна – это когда ты сомневаешься в себе, когда ты обесцениваешь свои достижения. Когда ты не понимаешь, что действительно сделал классную программу и тебе говорят: «это было круто», а ты: «да ладно, фигня». Это какая-то ложная скромность, когда ты сам не понимаешь, что это действительно людям нравится.
И еще я долго осознавал, что радиоведущий должен работать и вне эфирной студии. Он должен выходить из студии и смотреть на людей, которые могут быть его потенциальной аудиторией. Как они одеты? На чем ездят? Что едят? Какие духи используют? И так далее. По этим деталям можно понять, кто он – твой слушатель.
– Расскажите еще об одном виде своей деятельности – работе в озвучании.
– Всё началось с радиорекламы. Предложили записать несколько роликов. А это ведь непростая штука – за 30 секунд внятно рассказать о работе целого предприятия! Потом начал записывать аудиокниги и понял, какая это серьезная работа, как важно, чтобы твоя дикция, твое умение интонировать и твое настроение полностью передавали авторскую позицию.
– Есть ли желание что-то или кого-то озвучивать в будущем?
– Мне нравится актер Мэтью Макконахи, его бы с удовольствием озвучивал в кино. Есть еще желание выступить в качестве спикера на реально большую аудиторию – к примеру, на огромный стадион. Это был бы интересный опыт. Вообще, недавно осознал, что моя миссия в жизни – помогать людям, вызывать у них позитивные эмоции и проживать с ними яркие моменты. Хочется прожить жизнь так, чтобы дух захватывало.
– Как вы считаете, нужно ли специальное образование для работы на радио?
– У меня нет высшего образования, есть среднее специальное. Но именно во время обучения со мной и произошло радио. А еще – КВН, музыкальная группа и еще много всего. Так что я считаю, что наличие кучи дипломов о высшем образовании – это не показатель суперпрофессионализма. Не ставьте шаблонов для себя, действуйте из позиции «я хочу». Но, разумеется, самообразования никто не отменял. Читайте, смотрите, обсуждайте, закидывайте этот мир манифестами. Просто чувствуйте себя свободными. Не теряйте время.
– В музыкальном линейном эфире нет больших разговорных вставок. Эфир строится на музыке и выходах ведущего, которые как бы сшивают ткань всего эфира. Но, несмотря на то что ведущий строит свои выходы в форме монолога, он все равно представляет себе образ своего радиослушателя, и обращается не в пустоту, а к конкретному человеку. Задача ведущего в линейном эфире: сделать так, чтобы музыка и другие элементы контента звучали гармонично, чтобы не было каких-то перекосов. Кроме того, ведущим должен учитываться весь формат станции и его информационная политика. Нельзя вести эфир на «Радио Дача» так же, как на «Европе Плюс». Это кардинально разные радиостанции, у них разные аудитории, и форматы отличаются. В итоге ведущий должен знать и уметь, как и для кого преподносить, объявлять, рассказывать и миксовать.
– Что такое музыкальный формат? Как радиостанции подбирают себе музыку? Участвуют ли в этом процессе ведущие?
– Когда создается та или иная радиостанция, руководством определяется ее целевая аудитория и под нее выбирается музыкальное наполнение, то есть формат. Радио – это бизнес. И как всякий бизнес, оно должно зарабатывать деньги. Радио получает деньги за счет рекламы. Рекламодатели ориентируются на рейтинг, то есть на определенный охват аудитории. Все эти факторы учитываются при построении формата. К примеру, аудитория «Радио Рандеву», где я сейчас работаю, – это люди 35 лет и старше, социально активные, у которых музыкальный вкус уже сложился. Это люди, которые ценят свое время, ездят на машинах и слушают радио во время поездок. Им не нужны супербыстрые ритмы, какой-то кальянный рэп, они его не слушают, им это неинтересно. Они слушают музыку своей молодости. Соответственно, на основании этого и создан музыкальный формат. Понятно, что ориентироваться только на ретро-треки – это хорошо и финансово выигрышно, но так или иначе, в эфире станции периодически появляется и новая качественная музыка – для того, чтобы захватывать новую аудиторию и менять вкусы аудитории основной. Сейчас, в эпоху стриминговых сервисов, таких, как Spotify, Apple Music, Яндекс.музыка, у людей поменялись музыкальные пристрастия, потому что человек стал волен выбирать понравившиеся треки из огромного массива музыки. Но в то же время из-за всех санкций и ограничений многие композиции на стримингах быстро стали для нас недоступны. Кроме того, радио слишком давно с нами, и его прослушивание стало для многих приятной привычкой. Поэтому такое внимательное отношение у руководителей радиостанций к формату. Ведущие работают с готовыми форматами, зачастую вносить изменения в плей-лист им запрещено, они лишь могут переставить композиции местами и красиво смикшировать композиции друг с другом , чтобы эфир звучал более гармонично.
– Можете ли вы приоткрыть тайну радийного закулисья? Как работает команда музыкальной радиостанции?
– Все очень просто. Есть руководитель радиостанции, чаще всего он является и владельцем радио. В любом случае руководитель следит за работой радио как предприятия, его цель – получение прибыли, с его разрешения формируется и меняется формат, он согласует программы, рубрики, которые продаются, приносят деньги. Музыку для ежедневного эфира подбирают программный или музыкальный директор. А вот радиоведущие меньше вовлечены в финансовые процессы, их задача – провести эфир в соответствии с форматом.
– Какие традиции есть на «Радио Рандеву»?
- Традиции – это, наверное, отношение к аудитории, отношение к самой радиостанции, к ее истории. «Радио Рандеву» – первая коммерческая музыкальная радиостанция, открывшаяся в Нижнем Новгороде, и одна из первых, заработавших в целом в стране. К становлению «Радио Рандеву» приложили руку французы, работавшие тогда в Нижнем Новгороде. Даже название станции придумала француженка, работавшая преподавателем в институте иностранных языков. Поэтому на «Рандеву» более 30 лет сохраняется легкий французский вайб, непринужденная, но в то же время интеллигентная манера ведения эфира, мягкая интонация в работе с аудиторией. Эта традиция мне нравится.
– Что для вас сложилось раньше – работа на радио или ваша работа в качестве ведущего мероприятий?
– Я пришел на радио в 2005 году. А первые корпоративы начал вести только через семь лет. До этого я вел только какие-то радийные акции, например, сопровождение трансляции футбольных, хоккейных матчей. Это было на «Авторадио». Собирались слушатели, снимали какой-нибудь бар, мы вместе со слушателями болели, разыгрывали призы, общались. Так и наработал опыт ведения массовых мероприятий. Сейчас ведение таких мероприятий для меня – это возможность донести какие-то ценности до людей и быть людям полезным.
– Как вы думаете, благодаря каким качествам радиоведущий может стать популярным у своей аудитории?
– Самое главное качество – это уметь излагать свои мысли. Это нарабатывается только практикой. Невозможно прийти, сесть за микрофон и начать красиво говорить – умно, без «воды» и шаблонных фраз. Все приходит с опытом, но все сводится, по большому счету, к тому, какой ты человек. Это все чувствуется. От природы ведущему дается только тембр голоса, дикторская интонация. Но и здесь можно наработать профессиональные компетенции. К примеру, когда слышишь в русском варианте «голос» Леонардо ДиКаприо, то понимаешь, что он тебя цепляет не потому, что тембр приятный, а потому, что диктор наполняет свою речь эмоциями.
В общем, начинающим я бы посоветовал просто практиковаться, чистить свою речь, убирать из нее слова-паразиты. При этом оставаться собой и общаться с людьми нормально, адекватно, по-человечески.
– Бывает ли профдеформация в вашей профессии?
– Многие друзья мне периодически говорят: хватит разговаривать, как на радио! А я отвечаю, что так в жизни разговариваю. Многие думают, что радиоведущие специально искажают голос в эфире, это – неправда. Это, конечно, было на заре развития музыкального вещания, когда мы сильно копировали американские и европейские стандарты жанра «ди-джей-ток». Сейчас такого нет. Да, иногда голос ведущего технически обрабатывается, чтобы звучать глубже и насыщеннее. Но сейчас это тоже уходит из трендов.
– С какими трудностями вы столкнулись в процессе профессионального становления?
– Трудность всегда одна – это когда ты сомневаешься в себе, когда ты обесцениваешь свои достижения. Когда ты не понимаешь, что действительно сделал классную программу и тебе говорят: «это было круто», а ты: «да ладно, фигня». Это какая-то ложная скромность, когда ты сам не понимаешь, что это действительно людям нравится.
И еще я долго осознавал, что радиоведущий должен работать и вне эфирной студии. Он должен выходить из студии и смотреть на людей, которые могут быть его потенциальной аудиторией. Как они одеты? На чем ездят? Что едят? Какие духи используют? И так далее. По этим деталям можно понять, кто он – твой слушатель.
– Расскажите еще об одном виде своей деятельности – работе в озвучании.
– Всё началось с радиорекламы. Предложили записать несколько роликов. А это ведь непростая штука – за 30 секунд внятно рассказать о работе целого предприятия! Потом начал записывать аудиокниги и понял, какая это серьезная работа, как важно, чтобы твоя дикция, твое умение интонировать и твое настроение полностью передавали авторскую позицию.
– Есть ли желание что-то или кого-то озвучивать в будущем?
– Мне нравится актер Мэтью Макконахи, его бы с удовольствием озвучивал в кино. Есть еще желание выступить в качестве спикера на реально большую аудиторию – к примеру, на огромный стадион. Это был бы интересный опыт. Вообще, недавно осознал, что моя миссия в жизни – помогать людям, вызывать у них позитивные эмоции и проживать с ними яркие моменты. Хочется прожить жизнь так, чтобы дух захватывало.
– Как вы считаете, нужно ли специальное образование для работы на радио?
– У меня нет высшего образования, есть среднее специальное. Но именно во время обучения со мной и произошло радио. А еще – КВН, музыкальная группа и еще много всего. Так что я считаю, что наличие кучи дипломов о высшем образовании – это не показатель суперпрофессионализма. Не ставьте шаблонов для себя, действуйте из позиции «я хочу». Но, разумеется, самообразования никто не отменял. Читайте, смотрите, обсуждайте, закидывайте этот мир манифестами. Просто чувствуйте себя свободными. Не теряйте время.