Регион представит новые проекты по благоустройству на всероссийский конкурс
Нижегородская область представит семь проектов в дополнительном VII Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений. Заявки уже одобрены на региональном уровне. Проекты касаются знаковых для жителей региона территорий.
Регион представит новые проекты по благоустройству на всероссийский конкурс
Нижегородская область представит семь проектов в дополнительном VII Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений. Заявки уже одобрены на региональном уровне. Проекты касаются знаковых для жителей региона территорий.
Нижегородская область представит семь проектов в дополнительном VII Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений. Заявки уже одобрены на региональном уровне. Проекты касаются знаковых для жителей региона территорий.
Уникальная возможность представить дополнительные проекты появилась в связи с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина – увеличить финансирование всероссийского конкурса в два раза – с 10 до 20 млрд рублей в год. В связи с этим Минстрой РФ объявил второй в этом году конкурс лучших проектов по благоустройству в малых городах.

– Все проекты, прошедшие региональный отбор, важны как для жителей, так и для дальнейшего развития наших городов. В числе заявок – благоустройство исторической части Большого Болдина, Парка автобусостроителей в Павлове, набережной Юрия Долгорукого в Городце. Хочу отметить, что с каждым годом улучшается качество проработки заявок-победителей, конкуренция растёт. Люди видят, что участие в федеральном конкурсе малых городов и исторических поселений реально помогает преображать территории, – прокомментировал глава региона Глеб Никитин.

По проекту, представленному Большим Болдино, в селе планируют создать пространство в едином архитектурном стиле под брендом «Пушкинское Болдино».

Территория проектирования – сердце исторического поселения, центр формируемого музейного квартала, наконец, ядро будущего кластера индустрии гостеприимства. Проект предполагает создание шести функциональных зон, открытие сцены, сувенирных павильонов. Все новые павильоны будут исполнены в стиле деревянных домиков старинной болдинской улочки.
У жителей Павлова парк им. 40 лет ВЛКСМ ассоциируется с детством, вкладом в развитие территории сотрудников Павловского автобусного завода и живописной природой. В проекте комплексного благоустройства – создание уникального общественного пространства, транслирующего историю Павловского автобусного завода и поколений жителей заводского посёлка (ныне – округа). Будут восстановлены аттракционы, фонтан, причём на том месте, где он находился прежде. Появятся танцплощадка, амфитеатр, тир, зона для фудкорта.

А Выкса представила проект благоустройства Красной площади. До революции на ней был базар и городская ярмарка – сохранились исторические здания той эпохи. В 20-е годы прошлого века на площади построили Дворец культуры, который и сегодня – одно из ведущих учреждений культуры Выксы, крупнейший культурно-досуговый центр городского округа. Разработчики проекта предлагают комплексно трансформировать площадь: реорганизовать транспортные и пешеходные маршруты, восстановить пространственные связи, убрать сайдинг с исторических зданий. Кроме этого появятся ярмарочно-событийный павильон, качели под навесом, молодёжная и детская площадки, фонтан и многое другое.

Напомним, в августе четыре населённых пункта Нижегородской области уже стали победителями всероссийского конкурса «Малые города и исторические поселения – 2022». Арзамас, Урень, Заволжье и Бор получат на реализацию своих проектов благоустройства от 70 до 95 млн рублей.
Большие перемены
Коммунальную инфраструктуру Нижегородской области ждёт масштабная перезагрузка
Около 4 млрд рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ удалось привлечь в Нижегородскую область в этом году. Заявка на предоставление льготного финансирования была поддержана на заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации. Средства направят на модернизацию тепловых сетей и котельных.
Михаил Морозов,
министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области
Выгодное вложение

Не секрет, что изношенность энергетических сетей, а также сетей тепло- и водоснабжения в регионе достаточно высокая. Более того, проблема эта носит всероссийский характер, потому что на протяжении длительного времени инженерными коммуникациями никто не занимался. Сейчас ситуация кардинально меняется. Доказательство тому – снижение технологических нарушений. Так, если сравнивать два последних отопительных периода, то их стало меньше примерно на 2%. Во многом благодаря тому, что предприятия стали вести системную работу по замене сетей.

– Что касается Нижегородской области, то изношенность тепловых сетей в прошлом году составляла 50%, сейчас – 47%, изношенность сетей водоснабжения и водоотведения снизилась с 50% до 48%. Чтобы ускорить работы по замене сетей, на федеральном уровне разработан ряд механизмов. Один из них – предоставление льготного кредита по линии Фонда национального благосостояния. Кредит выдаётся под 3,5% годовых, – рассказал региональный министр Михаил Морозов.

Нижегородская область не преминула воспользоваться выгодным экономическим предложением и вошла в число первых регионов, подавших заявки на получение льготного кредита.

– Мы провели достаточно большую работу совместно с ресурсоснабжающими организациями – «Теплоэнерго», «Нижегородским водоканалом», «Нижегородской областной коммунальной компанией», «Т Плюс». Предприятия подали заявки в государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ», и нам удалось в этом году привлечь достаточно крупную сумму – порядка 4 млрд рублей, – отметил Михаил Юрьевич. – Средства будут направлены на обновление основных фондов. В приоритетном порядке – замена и реконструкция сетей. Всего предполагается заменить больше 100 километров. Также планируется обновить 19 котельных, многие из них очень старые и, естественно, ни о какой экономической или энергетической эффективности этих котельных пока говорить не приходится. Обновление этих фондов позволит уйти от проблем аварийности.

Также министр отметил, что в 2023 году работа продолжится – на федеральном уровне уже идёт проработка механизмов по другим направлениям, и наш регион однозначно будет участвовать во всех программах.


Газ идёт

Одновременно в Нижегородской области реализуется программа догазификации. На 15 ноября заключено практически 17 тысяч договоров на техническое присоединение к сетям. Исполнены обязательства по 9913 заявкам. Это значит, что всем жителям, подавшим заявки, газовые сети до границы участков доведут бесплатно. 4225 домохозяйств уже подключены к голубому топливу.

– Жители этой программой пользуются, причём достаточно активно. Мы видим, что с каждым днём интерес к ней растёт, – отметил Михаил Морозов. – Однако кроме интереса есть ещё и финансовая составляющая, потому что для того, чтобы газифицировать своё домовладение, требуются достаточно серьёзные вложения. У нас действует целый комплекс мер социальной поддержки. Одна из них – предоставление социальной выплаты на погашение части процентной ставки кредита, который собственники берут на газификацию домовладений.

Ещё одна мера – использование средств регионального материнского капитала, есть разовые компенсации до 15 тысяч рублей – они выплачиваются муниципалитетами в качестве социальной помощи. Целый комплекс мер запущен в этом году – выделено 18 категорий граждан, которым положена компенсация на строительство газопровода внутри дома и приобретение газового оборудования. Она составляет от 60 до 160 тысяч рублей. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении суммы.

И, наконец, с 29 сентября по поручению губернатора Нижегородской области при заключении гражданами комплексного договора догазификации (когда компания по договору доводит газопровод не только до границы земельного участка, но и к дому, а также выполняет работы внутри жилого помещения), жителям бесплатно строят газопровод до цоколя дома. Не случайно Нижегородская область является одним из лидеров по предоставлению мер социальной поддержки по программе догазификации.
Денис Скалкин,
директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода
О парковках у дома

– Самый простой способ решения вопроса нехватки парковочных мест во дворах – принятие собственниками решения о благоустройстве территории с расширением парковочной зоны. Работы в таком случае производятся за счёт средств собственников, собранных на текущий ремонт. Однако зачастую жители предпочитают потратить финансовые средства на решение проблем внутри дома – ремонт внутренних конструктивных элементов.

Администрация города Нижнего Новгорода, участвуя в программах, направленных на благоустройство территории, дворовой или общего пользования, программах по ремонту дорог, выполняет работы по расширению парковочного пространства при наличии необходимости (обращения граждан, организаций) и технической возможности.

О шлагбаумах

– Решение об установке шлагбаума должно приниматься на общем собрании собственников жилья. Если такое решение принято, то оно подлежит исполнению в рамках тех средств, которые имеются у дома по статье «Текущий ремонт» или собраны в качестве дополнительного взноса. При этом нужно помнить, что, устанавливая шлагбаум, необходимо обеспечить доступ пожарных машин, скорой помощи, транспорта МЧС в любое время суток.

О домах

– Жители многоквартирных домов не останутся без управления, если их управляющие компании лишат лицензий. В рамках постановления от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» будет назначена временная управляющая организация до момента проведения самих конкурсных процедур.
Игорь Сербул,
руководитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
Об обращениях

– На данный момент в инспекцию поступило 43 тысячи обращений от жителей. Это на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 40% жалоб приходится на содержание и текущий ремонт, 30% – на качество предоставляемых коммунальных услуг, 20% – на вопросы, связанные с начислениями платы и 10% – иные вопросы. Речь идёт о заявлениях, которые поступают официально. Кроме этого у нас работает горячая телефонная линия, на неё с начала года потупило более 6000 обращений. Также мы активно присутствуем в социальных сетях – порядка 2000 обращений поступило через соцсети.

О лишении лицензий

– Управляющие компании осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Срок её составляет пять лет. Соответственно, у ДУКов, которые получили лицензии в период до 1 января 2018 года, по действующему законодательству, срок лицензии истекает 11 января 2023 года. Для того чтобы лицензию продлить, компании должны обратиться в жилищную инспекцию с пакетом документов. Кроме этого они должны соответствовать лицензионным требованиям и не иметь грубых нарушений. К грубым нарушениям относятся отсутствие договоров на обслуживание внутридомового газового оборудования, лифтового оборудования, наличие задолженности перед ресурсо-снабжающими организациями. У нас есть управляющие компании, грубо нарушившиеся лицензионные требования. Мы предполагаем, что им в продлении лицензии будет отказано.

О температуре в квартирах

– По нормативам в отопительный период в жилых помещениях температура должна быть 18 градусов, в угловых комнатах – плюс 20. Если температура не соответствует нормативам, то обращаться следует в управляющую компанию. Когда меры не принимаются – в жилищную инспекцию. Существует порядок, где и как измерять температуру. Это вправе сделать и жители бытовыми приборами. Они могут составить акт, который подписывается как минимум двумя собственниками. Но потом эти данные могут оспорить представители управляющей компании. Наши инспекторы выполняют замеры сертифицированными и поверенными приборами, на основании чего составляется акт. Он направляется в управляющую компанию для выполнения перерасчёта за предоставление услуг ненадлежащего качества. Кроме этого ДУКу выдаётся предписание о нормализации температурного режима.
Горячая пора
Жителям рассказали, почему надо платить за отопление летом
Больше 15 вопросов задали нижегородцы во время горячей телефонной линии директору по реализации компании «Теплоэнерго» Александру Боброву. Речь шла о качестве коммунальных услуг, порядке начисления и способах оплаты ресурсов. Ответы на самые интересные вопросы читайте в нашем обзоре.
Александр Бобров,
директор по реализации компании «Теплоэнерго»
Водный баланс

– Куда обращаться жителям, если они считают, что горячая вода мутная, а её температурный режим не соответствует нормативам?

– Прежде всего следует обратиться в управляющую компанию, потому что все внутридомовые сети, в том числе сети горячего водоснабжения, эксплуатирует, обслуживает управляющая компания. Если с качеством или температурой воды что-то не так на входе в дом, то управляющая компания информирует об этом поставщика ресурса.

Кроме этого житель может инициировать проверку качества горячей воды и температурного режима. На такую проверку приглашаются сотрудники управляющей компании, «Теплоэнерго», жилищной инспекции. Специалисты выходят на место, составляют акт о нарушении, если оно имеется, берут пробы воды, чтобы впоследствии выполнить технические анализы – на цветность, мутность, содержание железа. В «Теплоэнерго» имеется лаборатория, где такие анализы проводятся.

Дальше выясняются причины, устраняется проблема, делается перерасчёт, если поставлялась услуга ненадлежащего качества.

– На сколько дней летом полагается отключать воду? И можно ли сократить сроки отключения?

– По закону мы можем отключать воду в течение года на 14 дней. При этом в последнее время по некоторым источникам, где есть возможность, стараемся сокращать сроки – отключать на 3–5 дней после окончания отопительного сезона и на столько же – перед началом следующего сезона. Там, где приходится останавливать источник, чтобы произвести ремонт, реконструкцию, подача горячей воды приостанавливается на 14 дней.
Точно по схеме

– Почему мы платим за отопление круглый год?

– Законодательством предусмотрено, что региональное правительство принимает решение – по какой схеме жители будут платить за отопление. Наше правительство приняло решение, что в Нижегородской области установлен способ оплаты 1/12. Соответственно, мы платим исходя из норматива, если нет общедомового прибора учёта, или исходя из показаний общедомового прибора учёта за прошлый год ежемесячно с последующей годовой корректировкой.

– В следующем году вновь будет производиться перерасчёт за отопление. Что влияет на сумму перерасчёта и куда обращаться, если жители считают, что начислено слишком много?

– В течение года житель ежемесячно получает квитанции, в которой указана 1/12 от годового объёма потребления ресурса в прошлом году, вычисленного по общедомовому прибору учёта. По истечении года производится корректировка в сторону увеличения или уменьшения, опять же на основании показаний общедомового счётчика. Все эти данные внимательно собираются и проверяются. Если потребители с чем-то не согласны, то они могут обратиться в свою управляющую компанию, чтобы проверить, правильно ли переданы показания общедомовых приборов, к нам, в «Теплоэнерго» – для получения расчёта и, наконец, в контрольно-надзорный орган – в жилищную инспекцию.

Величина начислений зависит от многих факторов: продолжительности отопительного сезона, температуры наружного воздуха, состояния дома. Кроме этого нужно учитывать, что если общедомовой прибор учёта не работал три месяца, то расчёт делается по среднемесячному потреблению за предыдущий отопительный сезон, если больше трёх месяцев – по нормативу. Поэтому один из механизмов контроля со стороны жителей – проверять, работает ли прибор, исправно ли сотрудники ДУКа передают показания счётчика.

– Из чего складывается плата за отопление? Можно ли снизить её, установив индивидуальный счётчик?

– Плата включает в себя мощность системы отопления и непосредственно потребление. Если установлен общедомовой прибор учёта, то все расчёты за отопление производятся на основании показаний этого счётчика. Что касается индивидуальных приборов, то если весь дом ими оборудован, показания учитываются при расчёте. Если кто-то установил единолично у себя в квартире, то законодательно мы не можем принять такие показания при расчётах.


Без долгов и без комиссии

– Где можно оплатить квитанции за отопление без комиссии?

– Это возможно сделать в центрах обслуживания клиентов (всего их 11), адреса указаны на оборотной стороне квитанции. В центрах имеются банкоматы, в которых возможно произвести оплату как наличным, так и безналичным способом. Кроме этого прорабатывается способ оплаты без комиссии в личном кабинете.

– Как стать участником акции «В Новый год без долгов»?

– Если на 1 ноября у вас имеется просроченная задолженность перед «Теплоэнерго» за тепло и горячую воду, то вы можете стать участником нашей акции. Для этого необходимо погасить задолженность, в том числе взысканную судебными актами, и зарегистрироваться как участник акции через личный кабинет на сайте «Теплоэнерго».

И если вы соблюли два простых условия и на 31 декабря 2022 года у вас не будет просроченной задолженности, то в январе 2023 года «Теплоэнерго» отменит все пени.

Однако условия акции не распространяются на пени, подтверждённые судебными актами.
Тепло и надёжно
При подготовке к отопительному сезону Нижегородский филиал ПАО «Т Плюс» реализовал рекордную по объёму инвестпрограмму. Масштабная перекладка тепловых магистралей Дзержинска и Кстова выполнена благодаря подписанному в мае соглашению о софинансировании между Фондом содействия реконструкции ЖКХ, ПАО «Т Плюс» и правительством области.
В этом году филиал выполнил проекты первого года двухлетней программы. В Дзержинске переложили 4,4 км трубопроводов магистральных тепловых сетей, в Кстове – 1,7 км, общий объём инвестиций в проекты составил 341 млн рублей.

Завершится реализация программы в 2023 году: в Дзержинске в её рамках переложат ещё 2 км тепловых магистралей.

– Программы Фонда ЖКХ стали для нас хорошим подспорьем в сложных условиях западных санкций, – отмечает директор филиала Александр Фролов. – Нижегородская область стала первым регионом работы «Т Плюс», где был применён такой механизм. Оперативно привлечь средства Фонда для реконструкции теплосетей очень помогло содействие областных властей и лично губернатора Глеба Никитина. Для перекладки были выбраны участки трубопроводов с высоким уровнем износа и повреждаемости, а также с недостаточной пропускной способностью для подключения новых потребителей.
Масштабная реконструкция проводилась с использованием самых современных технологий.
Также в этом году в Дзержинске переложено 4,8 км квартальных тепловых сетей и 2,3 км трубопроводов абонентских вводов, в Кстове – 1,8 км трубопроводов квартальных тепловых сетей.

Для замены трубопроводов на всех объектах компания использует современные предварительно изолированные трубы с системой оперативно-диспетчерского контроля. Это позволяет быстро и с большой точностью находить места возможных утечек и оперативно их устранять.

Одним их крупнейших проектов года стала полная реконструкция павильона № 3 магистральных тепловых сетей Дзержинска. В новом здании, построенном на месте снесённого старого павильона, разместился комплекс высокотехнологичной запорной арматуры, оснащённый системой регулирования и приборами индикативного онлайн-учёта теплоносителя с выводом параметров в диспетчерскую ДТС. Новый павильон работает в автоматическом режиме. Стоимость инвестиционного проекта составила 30,7 млн рублей.

Отопительный сезон в этом году стартовал раньше обычного, но уже к концу августа все реконструированные объекты были готовы к приёму теплоносителя.

В Кстовском муниципальном округе в 2022 году компания «Т Плюс» провела полное техническое перевооружение пяти котельных: в Чернухе, Шёлокше, Запрудном, Новоликееве и Ближнем Борисове. Фактически эти сёла в новом отопительном сезоне отапливают новые котельные, оснащённые современным оборудованием с КПД выше 90%, а котельная села Подлёсово была автоматизирована. Общая стоимость проектов составила 113 млн рублей.

В итоге компания завершила работу по реконструкции и автоматизации всех котельных в сельских населённых пунктах, находящихся в управлении «Т Плюс» по концессии. До этого, в 2019–2021 годах, было модернизировано 18 котельных.

Общий объём ремонтной и инвестиционной программы Нижегородского филиала «Т Плюс» в 2022 году превысил 2,5 млрд рублей. Это на 0,2 млрд рублей больше, чем в 2021 году.
На законных основаниях
10 вопросов о начислениях платы за холодную воду и поверке счётчиков
С 1 сентября этого года для россиян изменился порядок оплаты за общедомовые нужды. Отныне сверхнормативные платежи возложены на собственников, а не на управляющую компанию, как это было ранее. Кого коснулись нововведения, как производится расчёт ОДН и есть ли у жителей право выбора при оплате общедомовых нужд? На эти и другие вопросы на пресс-конференции ответила заместитель начальника управления по расчётам компании «Нижегородский водоканал» Елена Куликова.
Елена Куликова,
заместитель начальника управления по расчётам компании «Нижегородский водоканал»
Про начисления

Что такое общедомовые нужды?

– Общедомовые нужды, или сокращённо ОДН, – это затраты на содержание инфраструктуры дома за пределами отдельной квартиры. Если мы говорим о холодной воде, то ресурс может расходоваться на полив клумб, промывку и опрессовку систем отопления, устранение аварий систем водопровода и канализации на сетях дома.

Какая организация выставляет жителям плату за ОДН? Чем регламентирован этот процесс?

– ОДН потребителям начисляет и выставляет управляющая организация. При отсутствии управляющей организации в многоквартирном доме ОДН начисляет ресурсоснабжающая организация.

«Нижегородский водоканал» начисляет плату за ОДН только по холодной воде и водоотведению и только жителям многоквартирных домов с непосредственной формой управления или жителям многоквартирных домов, где способ управления не выбран.

При возникновении вопросов по расчёту ОДН за холодную воду и водоотведение жителям следует обратиться в свою управляющую компанию, если управляющей компании в доме нет – в «Водоканал».
В компании «Нижегородский водоканал» всегда готовы к диалогу с потребителями.
Про оплату

В чём суть изменений, вступивших в силу с 1 сентября 2022 года?

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 года
внесены изменения в части расчёта платы за ОДН.

Что касается «Водоканала», то для жителей домов с непосредственной формой управления и без выбранного способа управления никаких изменений в расчётах не будет.

Изменения коснутся тех жителей, чьи дома находятся под управлением той или иной компании и оснащены общедомовыми приборами учёта.

Суть изменения в том, что с 1 сентября 2022 года жителям начисляется плата в текущем периоде по нормативу, а в I квартале следующего года делается перерасчёт в зависимости от показаний общедомового прибора учёта. Если потреблено больше на общедомовые нужды, чем оплачено, то жителям будут сделаны доначисления, если меньше – вернут средства. При этом у жителей есть право принять решение о начислении ОДН по показаниям общедомового прибора учёта ежемесячно, как было ранее, или из расчёта среднемесячного потребления. По вопросам расчётов следует обращаться в свои управляющие компании.

В какие сроки должна производиться оплата за ОДН?

– Плата за холодную воду, водоотведение, в том числе предоставляемые и на общедомовые нужды, вносится до 10 числа месяца, следующего за расчётным.

Про счётчики

Что такое поверка счётчика?

– Это обязательная процедура, проводимая для подтверждения соответствия прибора метрологическим характеристикам. Она является основанием для принятия прибора учёта к расчёту.

Кто занимается поверкой приборов учёта?

– Проводить поверку счётчиков вправе только аккредитованные организации, внесённые в Единый реестр Росстандарта. Если компании в реестре нет, то результаты её работы не имеют юридической силы.

С 24 сентября 2020 года прибор учёта коммунальных услуг считается прошедшим поверку только в том случае, если запись об этом внесена в электронный реестр Росстандарта.

Все записи отражаются в ФГИС «Аршин», являющейся онлайн-системой Росстандарта.

Как узнать срок проведения поверки?

– Срок проведения изначально устанавливается заводом-изготовителем и указан в технической документации прибора учёта. С сентября 2020 года информация о поверках отражается в ФГИС «Аршин».

С какой периодичностью проводятся поверки и кто должен контролировать сроки проведения поверки счётчика?

– Поверка счётчика на холодную воду осуществляется каждые шесть лет, но в пределах срока эксплуатации прибора учёта. Обязанность по соблюдению сроков поверки приборов учёта возложена на собственника прибора учёта, то есть на потребителя.

Как производятся начисления при нарушении сроков поверки?

– Если у прибора учёта закончился срок поверки, то такой прибор считается нерасчётным. В таком случае начисления производятся по среднемесячному потреблению в течение трёх месяцев, далее по нормативу.

После проведения поверки нужно ли уведомлять «Водоканал» и каким образом?

– Уведомлять «Водоканал» нужно в обязательном порядке, иначе расчёты по прибору учёта производиться не будут. В «Водоканал» достаточно направить обращение о проведении поверки прибора учёта с указанием адреса жилого помещения и номера прибора учёта, желательно с приложением документов, подтверждающих проведение поверки.
Красивые, чистые, светлые
Выксунская управляющая компания «Иверское» одна из первых в регионе и первая в Выксе благоустроила дворы по региональной программе благоустройства «Вам решать»
Почти все дома под управлением компании «Иверское» города Выкса оснащены светодиодными светильниками с датчиками движения, что позволяет жильцам экономить до 50% на общедомовые нужды и при этом иметь всегда хорошо освещённые подъезды и дворы. Новые материалы, которые использует компания, делают ремонт домов более долговечным, а проживание в них более комфортным.

Секретами успешного управления домами с нами поделился заместитель директора компании «Иверское» Александр Селезнёв.
Александр Селезнёв,
заместитель директора компании «Иверское»

Нельзя только зарабатывать

Когда УК «Иверское» семь лет назад начинала свою работу, под управлением у неё было небольшое количество домов. Сейчас уже 76 домов. Причём это дома разного типа – девятиэтажные, пятиэтажные, двухэтажные.

– Мы не боимся и маленькие дома брать в управление, – говорит заместитель директора компании Александр Селезнёв. – Мы даже взяли в управление общежитие! Конечно, понимали, что общежитие не несёт прибыли, но нельзя только зарабатывать, нужно нести и социальную нагрузку. Поэтому, когда жители общежития обратились к нам с просьбой взять их в управление, мы предложили им переходить на прямые договоры с ресурсо-снабжающими организациями, а с нами заключить договор на содержание и текущий ремонт, а также открыть спецсчёт на капремонт на этот дом.

Благодаря спецсчёту они перевели эти средства из фонда капремонта и сделали капитальный ремонт кровли, и вот уже года три протечек нет. Был случай, когда жители захотели своими силами отремонтировать коридор общежития – а там живут маляры и штукатуры – мы только закупили материалы. Получилось и красиво, и незатратно.

Спецсчета по капремонту помогают компании проводить глобальные работы по восстановлению отопления, кровли, замене бетонных козырьков над подъездами на скатные, с защитой от снега и мусора.

– Дома не новые, средний срок службы – около 40 лет, но они в очень хорошем состоянии, – объясняет Александр Селезнёв. – Стараемся следить за новинками материалов, чтобы их использовать при производстве ремонтных работ – за счёт этого увеличивается наш межремонтный срок, теплопроводность ниже, в результате не промерзают ни кровли, ни фасады. А ещё высокая износостойкость и более высокие гарантийные обязательства поставщика.
Вам решать!

У компании есть очень удобный современный сайт, с помощью которого тесно налажена коммуникация с жителями домов, а необходимые для дома вопросы решаются онлайн-голосованием. Это очень удобно, так как у работающих людей мало времени для участия в общедомовых собраниях.

– Выкса активно участвует в программах по благоустройству парков и скверов, набережной, появляются новые дороги и тротуары, ремонтируются дворы. В этом году мы попробовали зайти в программу «Вам решать», которая даёт шанс жителям благоустроить свой двор на бюджетные средства. Мы зашли в программу с тремя дворами, четыре дома в ней участвуют. Работы уже подходят к концу – сделали асфальтовое покрытие подъездных путей и расширили их, брусчатые тротуары, поставили красивые лавочки – смотрится изумительно. Сейчас монтируется ограждение и устанавливаются новые светодиодные светильники.

Кстати, компания все 7 лет использует светодиодные светильники нижегородского производства и очень довольна их качеством. Теперь для освещения придомовой территории хватает 20-ваттных светильников, при этом вечером во дворах светло как днём.

Каждый день по красной дорожке

– Для Выксы это пилотный проект – до этого администрация занималась благоустройством, поэтому мы старались подобрать профессиональных подрядчиков, которые этим живут, – продолжает Александр. – Например, на одном из объектов подрядчик сделал очень красивый тротуар из красной брусчатки, теперь жители шутят, что каждый день ходят по красной ковровой дорожке, им очень нравится.

Конечно, после такой трансформации территории стоимость её обслуживания несколько увеличивается. Но и управляющая компания берёт на себя повышенные обязательства – по очистке подъездных путей от снега, от мусора и так далее.

Меняются подходы, технологии, меняется и ответственность людей. Сначала люди считали своими только квартиры, потом – и свой подъезд, а вот сейчас они берут ответственность и за общедомовое имущество, сами следят за чистотой.

А ещё, по мнению Александра Селезнёва, очень важно, чтобы тарифы на содержание и текущий ремонт устанавливал регион, чтобы они были единообразными в зависимости от типа и состояния дома. Тогда и люди будут понимать, за что они платят, и будут более ответственно и по-хозяйски относиться к своему дому и окружающей его территории.
«На рынке ЖКХ давно нужны изменения»
Ухоженная территория на зависть соседям, чистые и тёплые подъезды, проверенные партнёры с отличными штатом профессионалов, открытость в общении с жителями – вот уже год на рынке ЖКХ новые стандарты качества обслуживания многоквартирных домов внедряет УК «Качество жизни». О том, как можно и нужно повышать качество жизни нижегородцев, мы поговорили с директором управляющей компании Алексеем Шуваловым.
Алексей Шувалов,
директор управляющей компании
Новый уровень

– Алексей Владимирович, как удалось убедить собственников доверить управление дома компании, которую на тот момент никто не знал?

– На первом собрании мы устраивали презентацию, пригласили всех подрядчиков, с которыми плодотворно сотрудничаем. Нашей задачей в новостройке было сохранить дом в первозданном виде при условии выполнения одновременных ремонтов в 50 квартирах. А также обеспечить нашим клиентам комфортное проживание.

Мы могли убеждать только словами: либо верят, либо не верят. Нам поверили. На данный момент в лицензии у нас находится три многоквартирных дома. Есть договорённости ещё по трём новостройкам в верхней части города. Работаем с населением и в других районах города на перспективу. Людям надоело, что они платят большие деньги, а жилой фонд становится всё хуже, и ничего не меняется. Мы готовы менять к лучшему!

– Для работы с территорией у дома № 19 на улице Родионова вы приглашали ландшафтных дизайнеров. А для уборки привлекли клининг. Как сильно такой уровень сервиса отражается на платёжках жителей МКД?

– Совсем недавно к нам в управление перешёл клубный дом в центре города. В бывшем ТСЖ работал дворник и уборщица, а мы привели своих партнёров – клининговую компанию.

Когда пришли профессионалы, первое, с чего они начали, – собрали паутину со всех углов, помыли окна, провели влажную уборку всех поверхностей подъезда. Привели в полный порядок прилегающую территорию. Качество оказанной услуги значительно повысилось, что было отмечено жителями дома. Дополнительных затрат жители не понесли, потому что все услуги заложены в текущий тариф по содержанию жилья. А что касается благоустройства территории, то это задача УК «Качество жизни» – сделать территорию домов самой красивой всем соседям на зависть!


Запрос на перемены

– Как найти общий язык с собственниками? Трудно угодить всем. Общедомовой чат, например, реально помогает в коммуникации?

– Крайне важна работа с населением, а способы разные – общедомовой чат, собрание собственников, работа с активом. Главное, что эти действия приводят к правильным результатам, а именно – к информированности собственников.

В нашем случае управления новостройками клиентами являются молодые, современные люди, у которых нет времени ходить в управляющую компанию. Поэтому через чат приходит информация как со стороны жителей, так и со стороны УК. Коммуникация быстрая. Например, у одного жителя возник вопрос, и мы, отвечая на него, сняли напряжённость у многих людей, у которых были такие же проблемы.


– У многих нижегородцев не самые лестные представления об управляющих компаниях. У нас как-то принято их по большей части ругать, нежели хвалить. Как это изменить?

– По моему мнению, нужно больше рассказывать о конкурентоспособных управляющих организациях, которых много. Работают давно и честно. Только в Нижегородском районе успешно управляют домами около 10 УК. А что мы о них знаем? Ничего! Так как небольшим компаниям сложно быть услышанными. Вот и получается замкнутый круг. Нет информации, а значит нет возможности изменить свою жизнь к лучшему.

Когда вы выходите из своей квартиры в грязный подъезд или нечищенный двор, настроение ухудшается, а качество жизни снижается. Вопрос в том, хотят ли сотрудники УК, которым вы доверили своё жильё, действительно повысить качество вашей жизни или делают это для галочки. Мы – хотим!

Я считаю, что на рынке ЖКХ давно нужны изменения, и достичь их можно через создание объединения управляющих компаний, которые качественно выполняют свою работу, плотное взаимодействие с органами власти и работу с населением. Потому что именно жители определяют качество своей жизни, а мы стараемся улучшить его вместе с ними.
Зелёный свет
В Дзержинске возрождают уникальный дендропарк
Дзержинский дендрарий ждёт полная перезагрузка. Команда дендрологов уже провела полную инвентаризацию зелёных насаждений, которая ляжет в основу дальнейшего развития этого уникального комплекса. Парк станет новой точкой притяжения горожан и туристов.
Лёгкие города

Дендропарк на окраине города химиков был заложен 22 октября 1951 года. Его основателем стал заслуженный лесовод РСФСР Иван Никифорович Ильяшевич. Коллекция растений накапливалась постепенно. В парке появились деревья и кустарники, несвойственные средней полосе России. Всего в дендрарии было высажено почти 250 видов экзотических растений, и более 200 из них – представители Северного полушария. За семенами и саженцами к Ильяшевичу приезжали лесоводы из разных районов, и он щедро делился тем, что вырастил.
В дендропарке имени Ильяшевича лучше всего сохранились аллеи лиственницы.
Накопленный опыт и саженцы использовались и в озеленении Дзержинска. В итоге для города химиков дендрарий стал настоящими лёгкими. Кроме этого известно, что город строился на пустынной территории, он не был защищён летом от песчаных бурь, а зимой от снежных заносов. Для решения этой проблемы вокруг Дзержинска были высажены тысячи деревьев, выращенных в том числе в питомнике.

Сам дендрарий имеет тщательную планировку. Территория разбита на кварталы, окаймлённые аллеями. Впрочем, сейчас участки отличаются плотностью произрастания деревьев и кустарников. А всё потому, что примерно четверть века дендрарием никто не занимался, что существенно сказалось на его состоянии.


Забвение и возрождение

В 2009 году государственное предприятие «Лесхоз» было ликвидировано. Какое-то время дендрарий находился в ведении частников, а потом и они оставили зелёную зону. Территория стала зарастать, приходить в упадок, постепенно её начали отдавать под индивидуальное жилищное строительство. Возможно, сегодня от дендрария ничего бы не осталось. Спасло его то, что территории присвоили статус памятника природы.
Иван Носков,
глава Дзержинска
В июне 2019 года по инициативе главы Дзержинска Ивана Носкова была создана рабочая группа по развитию дендропарка. А 12 ноября того же года постановлением правительства Нижегородской области был утверждён паспорт на памятник природы регионального значения «Дендропарк им. И. Н. Ильяшевича» площадью чуть более 47 гектаров. Можно сказать однозначно, что с этого момента для дендрария начался этап возрождения.

Планы на памятник природы, несомненно, большие, но чтобы реализовать задуманное, сделать предстоит немало. И первое, с чего следовало начать, – инвентаризация имеющихся в парке зелёных насаждений. Право выполнить эти работы выпало специализированной организации «Экострой» (Ростов-на-Дону). Нужно отметить, что у компании большой опыт в этой сфере. Дендрологи «Экостроя» участвовали в обследовании музея-усадьбы «Архангельское» и дворцового парка «Гатчина», провели работы по инвентаризации зелёных насаждений более чем в 100 городах по всей стране. Экспертам предстояло определить количество, породы деревьев и кустарников, их диаметр, возраст, высоту, описать состояние, наличие различных повреждений, указать больные и сорные растения. Отдельно обозначить редкие, коллекционные и экзотические породы.

– Эти сведения лягут в основу разработки мероприятий по благоустройству этого парка, потому что без понимания того, что происходит, в каком состоянии находятся насаждения, невозможно приступать ни к каким работам, – рассказал генеральный директор ООО «Экострой» Андрей Статов.

Нашли редкие и ценные

Андрей Викторович отмечает, что в парке несомненно есть интересные растения, которые заслуживают внимания.

– Задача Ильяшевича была в том, чтобы на территории парка высадить и дать жизнь растениям, которые нетипичны для Нижегородской области и средней полосы России. Допустим, шелковица – в южных районах на неё вообще никто не обращает внимания, а для средней полосы это диковинка. И таких примеров довольно много, – говорит Андрей Статов.

При этом эксперт обращает внимание, что возможность оценить состояние парка осложняла непроходимость территории. Впрочем, трудность эта, несомненно, преодолимая – просто поработать пришлось немного больше.

– В нашей компании работают профессиональные дендрологи, кандидаты сельскохозяйственных и биологических наук, мы глубоко погружены в эту тему, – отметил Андрей Статов. – Инвентаризация позволяет муниципалитетам планировать дальнейшую деятельность в плане развития зелёных насаждений более осознанно и планомерно. Главная задача состоит в том, чтобы подобные объекты ввести в рекреационно-культурную деятельность города без ущерба её экологической составляющей. Это кредо нашей организации. И было приятно, что администрация города разделяет эту позицию. Этот объект может нести очень полезную нагрузку, в том числе образовательную. Насколько я знаю, администрация планирует разместить в дендропарке базу экологического молодёжного движения. В дендропарке довольно ценная коллекция, но, разумеется, её нужно привести в порядок.
Дендрарий важен не только для Дзержинска, но и в целом для науки
Для отдыха и образования

И это уже следующий этап возрождения этого уникального пространства.

– Дендропарк всегда пользовался популярностью у жителей Дзержинска. Это место может стать действительно красивым, безопасным и доступным для прогулок и отдыха жителей и гостей города, а также для просвещения наших школьников, – прокомментировал первый заместитель главы Дзержинска Глеб Андреев. – К сожалению, долгое время территория парка была заброшена: ни содержания, ни ухода за растениями не было десятки лет. Как превратить эти джунгли в настоящий ботанический сад, покажет проект развития территории. Проект должен включить в себя также учебный центр и биостанцию для детей и подростков. Мы должны восстановить исторический замысел парка, сделать его таким, как хотел Иван Ильяшевич – для природы и людей.

Таким образом, впереди – разработка проекта благоустройства и развития дендропарка, а также проектирование учебного комплекса для занятий школьников.

Неслучайно часть земельного участка парка передали Эколого-биологическому центру Дзержинска. В новом центре будут библиотека, лаборатория, конференц-зал, учебные аудитории. На крыше оборудуют открытую площадку, где можно будет проводить занятия в тёплое время года. Рядом предполагается построить теплицу, а может, и не одну, для выращивания рассады, гараж для сельхозтехники и подсобные хозяйственные помещения. В планах – строительство круглогодичной оранжереи для выращивания экзотических растений.

Кстати, образовательной деятельностью в дендрарии специалисты

Эколого-биологического центра занимаются с 1993 года. И сейчас в дендрарии проводятся экскурсии для школьников, с удовольствием гуляют по территории и взрослые. Просто очевидно, что благоустройство и приведение территории в порядок даст дендрарию возможность дальнейшего развития, а горожанам позволит стать ближе к уникальным уголкам природы.
Ледниковый период
Кто компенсирует убытки автовладельцам, чьи машины пострадали во время непогоды
На прошлой неделе только в Нижнем Новгороде коммунальщики насчитали 575 поваленных деревьев. Таковы последствия ледяного дождя, который сковал стволы и ветки ледяным панцирем. Деревья под тяжестью льда падали на дороги, тротуары, заборы и, конечно, автомобили. Автовладельцы, чьи машины получили значительные повреждения, всерьёз задумываются о том, с кого спросить за причинённый вред.
Подсчитывают ущерб

Утро 23 ноября точно не стало добрым для автовладельцев, чьи машины были припаркованы во дворе многоквартирных домов по улице Надежды Сусловой.

Огромное дерево накрыло сразу несколько железных коней. Особенно переживал автовладелец, на чью машину пришёлся основной удар.
Восстановление автомобиля обойдётся в десятки тысяч рублей
– Я подам в суд. Кто-то должен за это ответить, – возмущался мужчина.

На улице Генкиной у дома № 35 дерево упало на два автомобиля, на улице Сергиевской пострадал «Мерседес». Также случаи падения деревьев на авто были зафиксированы на Фруктовой, Невзоровых, Ватутина. А ещё Ветеринарной, Ковалихинской, бульваре Коноваленко. Список можно продолжить.

– Огромное дерево рухнуло прямо на багажник. В итоге разбито заднее стекло, фары, помята крыша. Во сколько обойдётся ремонт, пока точно сказать не могу, но думаю, в несколько десятков тысяч рублей, – поделился владелец иномарки Сергей, чья машина пострадала во время ледяного дождя.

Пользователи соцсетей один за другим выкладывали фото и видео последствий непогоды, коммунальщики убирали упавшие деревья, но поскольку их оказалось несколько сотен, то сразу навести порядок было сложно.

– Ледяной дождь повредил очень много растений – под тяжестью замёрзшей воды ветки и стволы ломаются и падают, в том числе на проезжую часть. Чтобы не допустить остановки движения, рабочие сначала убирают их в сторону, а потом распиливают и вывозят, – комментировал ситуацию первый заместитель главы администрации города Дмитрий Сивохин.
Деревья падали прямо на проезжую часть.
Стихия – не аргумент

И если с деревьями, ветками в итоге удалось справиться, то вот владельцам авто потребуется немало времени и денег, чтобы привести машины в порядок. Юристы утверждают: потребовать компенсацию за повреждённые автомобили можно и нужно, конечно, не с матушки природы, а с тех, кто отвечает за зелёные насаждения. А отвечают за них те, кому принадлежит та или иная территория, кто несёт ответственность за её содержание. Поэтому для начала следует выяснить, чья земля, на которой росло дерево. Если она находится в общедолевой собственности жителей многоквартирных домов, которые обслуживает управляющая компания, то пострадавшему прямая дорога в ДУК. Если земельный участок числится за муниципалитетом, то и исковое требование нужно составлять к мэрии. А всё потому, что деревья не должны расти просто так. Их нужно обследовать, при необходимости кронировать, а сухие и аварийные – убирать.

В России накоплена достаточно приличная судебная практика по решению подобных вопросов. Доходило дело и до Верховного суда. Не так давно служители Фемиды рассматривали спор между владельцем «Мазды», на которую упало дерево во время грозы, и управляющей компанией. Мужчина предъявил иск к коммунальщикам на сумму в 300 тысяч рублей. По его мнению, дерево было сгнившим, а компания, обслуживающая данную территорию, вовремя это не выявила. Районный суд согласился с доводами автовладельца и признал обслуживающую организацию виновной в произошедшем. Последняя оспорила данное решение в городском суде, который встал на сторону коммунальщиков, заявив, что была стихия, а значит, виновных нет. Дело дошло до Верховного суда, который сделал следующий вывод: вина причинителя вреда, которая может заключаться в том, что он не исполнил свои обязанности, предполагается до тех пор, пока лицо, не исполнившее обязанность, не докажет обратное. Другими словами, коммунальщики должны были доказать, что деревья регулярно обследуются, старые и больные вовремя убираются. Этих доказательств не было, зато пострадавший автовладелец представил фото, на котором видно, что сердцевина дерева гнилая. Дело было отправлено на пересмотр.

Буквально на днях стало известно, что нижегородец взыскал через суд с мэрии более 150 тысяч рублей за дерево, упавшее на его машину на улице Федосеенко в декабре прошлого года. Чуть раньше житель Сарова отсудил больше 80 тысяч рублей за ветку, упавшую на автомобиль, из-за чего транспортное средство получило серьёзные повреждения.


Строго по правилам

Какими бы ни были обстоятельства произошедшего, юристы портала гарант.ру рекомендуют прежде всего зафиксировать факт происшествия и описать все повреждения, полученные автомобилем. Для этого нужно вызвать сотрудников полиции.

До приезда полиции можно сфотографировать место происшествия, чтобы зафиксировать общий вид и детали: упавшее дерево, состояние его ствола и веток, характер повреждений. В дальнейшем фотографии можно будет использовать в суде в качестве доказательств того, что дерево было нездорово, а значит – потенциально опасно. Затем нужно обратиться в экспертную организацию, для того чтобы специалист-эксперт осмотрел автомобиль и определил стоимость восстановительного ремонта. Некоторые компании, понимая, что вина в произошедшем лежит на них, могут пойти навстречу потерпевшему и урегулировать спор в досудебном порядке.

– До обращения в суд следует направить причинителю вреда письменную претензию о возмещении ущерба. Лучше это сделать заказным письмом с уведомлением о вручении, предварительно сняв копию с документа и сохранив почтовую квитанцию, – прокомментировали на портале гарант. ру.

Если обращение проигнорировано, самое время обращаться в суд.