МАРШРУТ ПОСТРОЕН
Метро в Сормово: от первых планов до отдельной ветки
Нижегородский метрополитен вышел на новый этап своего развития. В 2022 году стартовали работы по строительству сразу двух станций в нагорной части города, а также было принято важнейшее решение по возведению такой долгожданной для нижегородцев «Сормовской». Первые пассажиры спустятся в «подземку» на улице Станционной уже в 2026 году. Редакция сайта Pravda-nn.ru проследила за историей сормовской ветки метро и узнала, почему улица Станционная – оптимальное место для новой станции метро «Сормовская».
Нижегородское метро: как все начиналось
История строительства станций Нижегородского метрополитена берет свое начало более полувека назад, когда наш город еще назывался Горьким. Тогда население как раз достигло отметки в 1 млн человек, что было обязательным условием для появления «подземки». Первые строительные сваи были вбиты в котлован станции «Ленинская» в 1977 году.
По первоначальному проекту, разработанному в институте «Горьковметропроект», под городом в перспективе должны были раскинуться две ветки. Первая - «Автозаводско-Мещерская» - проложила бы путь от проходных ГАЗа до жилого массива у Мещерского озера. Вторая - «Сормовско-Нижегородская» - должна была связать между собой Сормово, Московский вокзал, площади Горького, Свободы и Советскую.
Возведение шести станций - «Московской», «Чкаловской», «Ленинской», «Заречной», «Двигатель Революции» и «Пролетарской» заняло 8 лет. Только в 1985 году первые пассажиры смогли воспользоваться «подземкой».
Строительство следующих станций автозаводского направления велось активным темпами: к распаду СССР вагоны останавливались уже на 10 точках. А в 1993 году работы продвинулись и в сормовском направлении – были открыты станции «Канавинская» и «Бурнаковская». Но затем проект продления «подземки» столкнулся с проблемами нехватки финансирования.

На открытии станции метро «Канавинская» собралось множество нижегородцев
Только в конце 1990-х годов метрополитен снова начали развивать. В сентябре 2002 года была торжественно открыта станция метро «Буревестник» в Московском районе. Сормовичи ждали дальнейшего продления линии – до остановки «Спортивная», а затем и центра района. Но все развитие метро сосредоточилось на центре города: пассажиропоток «подземки» стремительно падал, а на мостах тем временем скапливались автомобильные пробки из нижегородцев, добирающихся из нагорной части в заречную и наоборот. Было очевидно, что метро позволит разгрузить дороги и сократит время пассажиров в пути, тем самым связав два берега.
Но из-за недостатка бюджетных средств метромост через Оку на несколько лет превратился в долгострой. Только в 2012 году поезда, наконец, начали ездить от станции «Московская» до «Горьковской».
А спустя 6 лет в городе заработала станция «Стрелка». В 2018 году Нижний Новгород принимал игры в рамках Чемпионата мира по футболу. И удобная транспортная развязка вблизи нового стадиона была вопросом международного престижа. С тех пор на картах Нижегородского метрополитена появилось две ветки.
Схема Нижегородского метрополитена с 2018 года
Все эти годы ходило множество слухов о продлении метро в Сормово. Одни источники утверждали, что поезда начнут ходить даже до отдаленных микрорайонов, находящихся за железнодорожными переездами, другие – что, напротив, от проекта «подземки» решено отказаться в пользу наземного трамвая. И только в 2022 году после 20-летней заморозки проекта станция метро «Сормовская» вновь обрела будущее.
1970-й год
Разработка первой очереди нижегородской «подземки» проектировщиками московского института «Метрогипротранс»
17 декабря 1977-го года
Старт строительства метро
1984-й год
Образование Управления Горьковского метрополитена
20 ноября 1985-го года
Начало регулярного пассажирского движения в метро на 6 станциях
1991-й год
Запуск станций «Кировская» и «Парк культуры»
1993-й год
Открытие станций «Канавинская» и «Бурнаковская»
2012-й год
Запуск поездов по метромосту поехали до станции «Горьковская»
2018-й год
Открытие станции «Стрелка»
2022-й год
Начало строительства новых станций метро
Новый этап «Сормовской ветки»
В августе 2022 года было подписано соглашение с компанией «Моспроект-3» на проектирование и строительство нового участка метро Сормовско-Мещерской ветки.
  • 19,4
    миллиардов рублей

    планируется потратить за пять лет на продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена
Реализация столь крупного инфраструктурного проекта стала возможна благодаря планомерной и грамотной работе правительства Нижегородской области, а также поддержке на федеральном уровне. В мае прошлого года президент Владимир Путин заявил о введении нового инструмента развития регионов – инфраструктурных бюджетных кредитов. По словам губернатора Глеба Никитина, заявка региона на предоставление ИБК была сформирована в числе первых в стране, что позволило области попасть в число пилотных субъектов на получение средств. До конца 2025 года планируется построить станции «Площадь Свободы» и «Сенная», а спустя год открыть и «Сормовскую».
А спустя два месяца было определено и место размещения станции «Сормовская».

Проектировщики выбирали из трех вариантов:
  • улица Коминтерна в районе остановки Дарьино
  • бульвар Юбилейный на углу с улицей Коминтерна
  • улица Станционная около железнодорожной станции
Однако первые две точки не подходили по ряду причину: пришлось бы на три года сужать главную магистраль района — улицу Коминтерна, что непременно привело бы к километровым пробкам. Изменения коснулись бы и трамвайного движения, которое служило помехой строительной площадке. Кроме того, работы снова рисковали затянуться из-за необходимости выноса многих коммуникаций, сноса зданий и работы с объектами культурного назначения.

В результате, за основу был принят вариант с размещением станции на улице Станционной.
От центра Сормово до улицы Станционной всего около 6 минут ходьбы, и эта точка обладает рядом преимуществ.
  • Во-первых, стройка почти не заденет главные магистрали, а значит жителям Сормова не грозит транспортный коллапс. Более того, для строительства станции метро проложат новую дорогу-дублер как ветку улицы Коминтерна, которая останется и разгрузит центр района.
  • Во-вторых, до метро можно будет легко добраться на электричке. А это плюс уже не только для сормовичей, но и для жителей Заволжья и Балахны, которые ездят в Нижний Новгород на работу – около 8700 человек ежедневно.
Станция метро в центре Сормова, расположенная в непосредственной близости от остановки городских и пригородных электричек, позволит многим сормовичам, в том числе из шестого и седьмого микрорайонов, сделать выбор в пользу внеуличного транспорта. При выборе места расположения станции эксперты учли перспективы комплексного развития всего этого направления, сохранение исторических зданий в центре Сормова и зеленой зоны вдоль улицы Коминтерна, которую пришлось бы значительно сократить при реализации альтернативного варианта.

Глеб НИКИТИН
губернатор Нижегородской области
  • В-третьих, территория, которая некогда была жемчужиной района, вновь получит импульс к развитию. В XIX веке на улице Станционная был элитный микрорайон — именно здесь находился «городок» под названием «Заводской парк», где проживали руководители сормовских заводов. Микрорайон был обнесен забором, в воротах стоял привратник.
В советское время место по-прежнему оставалось одним из самых благоустроенных и утопало в зелени. Несло оно и важную транспортную нагрузку: именно отсюда ходили «вагончики» и паровоз, которые подвозили рабочих от нынешнего Московского вокзала до Станционной. Каждый день сотни и тысячи жителей Канавина, Гордеевки, Варихи и других деревень ездили на работу и обратно домой.
Улица Станционная в прошлом была вовлечена в активную жизнь района
Но сейчас от оживленной территории остались пустыри, гаражи, ветшающие здания и остатки промзоны. А ведь это всего 450 метров от центра района. После появления новой станции произойдет модернизация микрорайона, появятся новые жилые постройки, торговые зоны, рабочие места.
Площадка на улице Станционной является перспективной с точки зрения комплексного развития всей расположенной рядом территории. От центра Сормова — всего шесть минут пешком. Важно, что данный вариант позволит нам построить новую станцию в максимально короткие сроки без значительного причинения неудобств жителям района и при этом учесть интересы всего Сормова, а не только тех, кто сейчас живет в пешей доступности до будущей станции метро. И это еще один шаг к созданию транспортной системы Нижегородской агломерации, основой и базой которой является экологичный и комфортный городской электротранспорт.

Сергей МОРОЗОВ
заместитель губернатора Нижегородской области
Кроме того, так как «Сормовская» расположится возле железнодорожной станции, то будет создан настоящий транспортный хаб с пересадкой по принципу «сухие ноги». Пересесть с одного вида транспорта на другой нижегородцы смогут не выходя на улицу, а пользуясь крытыми пешеходными галереями, защищающими от капризов погоды. Рядом со станцией проложат новые маршруты и появится новая конечная автобусов.
Улица Станционная находится в 450 метрах от центра Сормова
Проектирование метро в Сормово займет примерно год. Завершить работы по строительству станции «Сормовская» планируется в 2026 году.

Светлана ЛЁВКИНА.