Илья Миллер
«Мне очень приятно, когда, например, садишься в такси, где играет наша радиостанция, слышишь себя в эфире – и вдруг водитель звук прибавляет. Я сразу такой: «Е-е-е!»
ведущий радиостанций «Европа Плюс», «Ретро FM» и «Дорожное радио» в Нижнем Новгороде
– Вы работаете на радио 10 лет, то есть почти треть своей жизни. И как вам эта работа?
– Нравится! Если сравнивать, что мне было нужно как радиоведущему для самореализации 10 лет назад и сейчас, то кажется, что в целом мало что изменилось. Хочется делать хорошие программы, нравиться своей аудитории. Конечно, ощущаешь разницу – как ты сегодня организуешь свою работу в связи с полученным опытом.
– Как начинался ваш профессиональный путь?
− Он начинался забавно. Я учился в университете, на факультете, который абсолютно не связан с журналистикой. Летом после 4-го курса отдыхал в студенческом лагере «Заря». Мы с друзьями куролесили там, у нас была классная смешная компашка, мы показывали по вечерам какие-то сценки, номера. У меня к тому времени был опыт работы в КВН, я был «подающим». Это тот человек, который перед миниатюрой выходит на сцену и объявляет суть номера. В общем, в лагере я все это использовал, не зная, что на меня в это время внимательно смотрит преподаватель радиожурналистики ННГУ, известный нижегородский радиожурналист Светлана Новаторова. Видимо, что-то она во мне разглядела, потому что пригласила после смены прийти к ней и попрактиковаться в радиостудии. После этого она меня рекомендовала в качестве ведущего на радио «Спорт FM».
− И как работалось на спортивной радиостанции?
− На самом деле, начинать там было здорово. Меня сразу пригласили на стажировку в Москву к Александру Кузмаку – бывшему пресс-атташе олимпийской сборной России по хоккею и тогдашнему программному директору «Спорт FM». Это был крутой, матерый спортивный журналист. Он, конечно, меня в пух и прах разнес, потому что у меня самомнение было тогда нереальное. Сейчас, когда слушаю свои первые эфиры, я понимаю, что это кошмар…
На «Спорт FM» я делал авторскую программу «Разговор вне правил». Это были такие забавные интервью, наполненные спортивными метафорами. Удалось пообщаться с интересными людьми. Например, в гостях у меня был многократный чемпион, бывший министр спорта Сергей Юрьевич Панов. Пловцы, бадминтонисты, чемпионы Европы и мира. Кстати, когда я недавно выложил в соцсетях пост о 10-летии своей работы на радио, в числе первых пришло уведомление «нравится» от многократного чемпиона Европы по плаванию на короткой воде Олега Костина. Вот это было очень приятно.
«Спорт FM» был, так сказать, нишевой радиостанцией, аудитория у нее была хоть и небольшая, но качественная. Но поскольку радио – это еще и бизнес, где нужно зарабатывать, собственники проекта сделали ставку на другие, более широкие по аудитории, станции. В итоге я года два там проработал, а после этого началась «Европа Плюс», спустя некоторое время еще добавилось «Ретро FM».
– Какие компетенции необходимы сегодня радиоведущему?
– В эфире радио должен работать человек, который любит читать и умеет рассказывать. И еще следует отметить – высокорейтинговые музыкальные радиостанции из Москвы очень требовательно относятся к своему региональному эфиру. Время нахождения региональных ведущих в эфире федеральных радиостанций очень ограничено. И если вдруг слушателю в этот короткий момент станет неинтересно, то он переключит радиоприемник на другую частоту. Так что за пару минут нужно выдать максимально качественный продукт. Поэтому я, к примеру, предпочитаю выдавать в эти короткие промежутки «регионального времени» либо новости, связанные с регионом, либо полезную для нижегородцев бытовую информацию.
− Вы работаете только на Нижегородский регион?
− У меня был опыт работы и в других регионах. Например, почти год я в удаленном режиме работал в эфире в городе Сочи. И еще был опыт, когда приходилось вещать сразу на три города – Нижний, Сочи и Тольятти. Причем в Нижнем Новгороде был задействован на трех станциях: «Европа Плюс», «Ретро FM» и «Дорожное радио».
– И все это вы делали в прямом эфире?
– В большинстве случаев – в записи, поскольку материала было много, а сделать контент нужно было чисто и с учетом временных шаблонов головных станций. В общем, это технология, слушателю это неинтересно, ему важно, чтоб эфир шел гладко, четко, без сбоев. Но честно скажу – работать одновременно на пяти-шести станциях разного формата очень тяжело, поскольку весь новостной материал ты готовишь самостоятельно.
Поэтому, конечно, стараешься выбрать информацию, которая будет актуальна для широкой аудитории.
– А можно привести пример, как делать информацию универсальной для нескольких радиостанций?
– К примеру, проходит в Нижнем какой-то музыкальный фестиваль, на разных сценах выступают разные артисты. Одни артисты подходят для аудитории «Европы Плюс», другие - – для «Ретро FM». В таком случае ты делаешь общую новость о фестивале, а дальше в качестве хэдлайнеров представляешь разных артистов на разных радиостанциях.
− Раз у вас такая большая нагрузка, как же вы выбираете время для работы ведущим массовых мероприятий?
− Обычно люди из сферы ивента приходят на радио, поскольку, когда твоя профессия – развлекать большую аудиторию, ты как-то автоматически этот навык прокачиваешь. И ищешь себе новое применение, думаешь, где можно это использовать. В моем случае так и случилось – радио началось уже после того, как я начал вести мероприятия.
Мне очень нравится то, как эти два дела друг с другом совмещаются. Потому что, работая весь день с информацией, успеваешь от нее устать. Выходишь из студии, садишься в машину и едешь на мероприятие. И через минут 15 после начала мероприятия ты уже в норме, потому что люди подзаряжают тебя своей позитивной энергией.
− Что вы можете пожелать тем, кто только надевает наушники и садится за микрофон, то есть начинающим?
− Наверное, не лениться. Прокачивать речевые навыки. У меня же есть авторский курс по технике речи, начал его разрабатывать только тогда, когда осознал, что провел большую работу над собой. Так что надо трудиться, при этом любя то, что делаешь. Потому что здесь, на радио, без любви делать нечего. Вот это я точно могу сказать.
– Нравится! Если сравнивать, что мне было нужно как радиоведущему для самореализации 10 лет назад и сейчас, то кажется, что в целом мало что изменилось. Хочется делать хорошие программы, нравиться своей аудитории. Конечно, ощущаешь разницу – как ты сегодня организуешь свою работу в связи с полученным опытом.
– Как начинался ваш профессиональный путь?
− Он начинался забавно. Я учился в университете, на факультете, который абсолютно не связан с журналистикой. Летом после 4-го курса отдыхал в студенческом лагере «Заря». Мы с друзьями куролесили там, у нас была классная смешная компашка, мы показывали по вечерам какие-то сценки, номера. У меня к тому времени был опыт работы в КВН, я был «подающим». Это тот человек, который перед миниатюрой выходит на сцену и объявляет суть номера. В общем, в лагере я все это использовал, не зная, что на меня в это время внимательно смотрит преподаватель радиожурналистики ННГУ, известный нижегородский радиожурналист Светлана Новаторова. Видимо, что-то она во мне разглядела, потому что пригласила после смены прийти к ней и попрактиковаться в радиостудии. После этого она меня рекомендовала в качестве ведущего на радио «Спорт FM».
− И как работалось на спортивной радиостанции?
− На самом деле, начинать там было здорово. Меня сразу пригласили на стажировку в Москву к Александру Кузмаку – бывшему пресс-атташе олимпийской сборной России по хоккею и тогдашнему программному директору «Спорт FM». Это был крутой, матерый спортивный журналист. Он, конечно, меня в пух и прах разнес, потому что у меня самомнение было тогда нереальное. Сейчас, когда слушаю свои первые эфиры, я понимаю, что это кошмар…
На «Спорт FM» я делал авторскую программу «Разговор вне правил». Это были такие забавные интервью, наполненные спортивными метафорами. Удалось пообщаться с интересными людьми. Например, в гостях у меня был многократный чемпион, бывший министр спорта Сергей Юрьевич Панов. Пловцы, бадминтонисты, чемпионы Европы и мира. Кстати, когда я недавно выложил в соцсетях пост о 10-летии своей работы на радио, в числе первых пришло уведомление «нравится» от многократного чемпиона Европы по плаванию на короткой воде Олега Костина. Вот это было очень приятно.
«Спорт FM» был, так сказать, нишевой радиостанцией, аудитория у нее была хоть и небольшая, но качественная. Но поскольку радио – это еще и бизнес, где нужно зарабатывать, собственники проекта сделали ставку на другие, более широкие по аудитории, станции. В итоге я года два там проработал, а после этого началась «Европа Плюс», спустя некоторое время еще добавилось «Ретро FM».
– Какие компетенции необходимы сегодня радиоведущему?
– В эфире радио должен работать человек, который любит читать и умеет рассказывать. И еще следует отметить – высокорейтинговые музыкальные радиостанции из Москвы очень требовательно относятся к своему региональному эфиру. Время нахождения региональных ведущих в эфире федеральных радиостанций очень ограничено. И если вдруг слушателю в этот короткий момент станет неинтересно, то он переключит радиоприемник на другую частоту. Так что за пару минут нужно выдать максимально качественный продукт. Поэтому я, к примеру, предпочитаю выдавать в эти короткие промежутки «регионального времени» либо новости, связанные с регионом, либо полезную для нижегородцев бытовую информацию.
− Вы работаете только на Нижегородский регион?
− У меня был опыт работы и в других регионах. Например, почти год я в удаленном режиме работал в эфире в городе Сочи. И еще был опыт, когда приходилось вещать сразу на три города – Нижний, Сочи и Тольятти. Причем в Нижнем Новгороде был задействован на трех станциях: «Европа Плюс», «Ретро FM» и «Дорожное радио».
– И все это вы делали в прямом эфире?
– В большинстве случаев – в записи, поскольку материала было много, а сделать контент нужно было чисто и с учетом временных шаблонов головных станций. В общем, это технология, слушателю это неинтересно, ему важно, чтоб эфир шел гладко, четко, без сбоев. Но честно скажу – работать одновременно на пяти-шести станциях разного формата очень тяжело, поскольку весь новостной материал ты готовишь самостоятельно.
Поэтому, конечно, стараешься выбрать информацию, которая будет актуальна для широкой аудитории.
– А можно привести пример, как делать информацию универсальной для нескольких радиостанций?
– К примеру, проходит в Нижнем какой-то музыкальный фестиваль, на разных сценах выступают разные артисты. Одни артисты подходят для аудитории «Европы Плюс», другие - – для «Ретро FM». В таком случае ты делаешь общую новость о фестивале, а дальше в качестве хэдлайнеров представляешь разных артистов на разных радиостанциях.
− Раз у вас такая большая нагрузка, как же вы выбираете время для работы ведущим массовых мероприятий?
− Обычно люди из сферы ивента приходят на радио, поскольку, когда твоя профессия – развлекать большую аудиторию, ты как-то автоматически этот навык прокачиваешь. И ищешь себе новое применение, думаешь, где можно это использовать. В моем случае так и случилось – радио началось уже после того, как я начал вести мероприятия.
Мне очень нравится то, как эти два дела друг с другом совмещаются. Потому что, работая весь день с информацией, успеваешь от нее устать. Выходишь из студии, садишься в машину и едешь на мероприятие. И через минут 15 после начала мероприятия ты уже в норме, потому что люди подзаряжают тебя своей позитивной энергией.
− Что вы можете пожелать тем, кто только надевает наушники и садится за микрофон, то есть начинающим?
− Наверное, не лениться. Прокачивать речевые навыки. У меня же есть авторский курс по технике речи, начал его разрабатывать только тогда, когда осознал, что провел большую работу над собой. Так что надо трудиться, при этом любя то, что делаешь. Потому что здесь, на радио, без любви делать нечего. Вот это я точно могу сказать.