Как бывший топ-менеджер Ольга Ежова успешно «заварила» свой вкусный бизнес
Скажите:
«Сыр!»
Частная сыроварня — непростой, но вкусный бизнес. Четыре года назад Ольга Ежова, увидевшая как делают сыр на семейных предприятиях на границе Франции и Швейцарии, решила повторить его производство в Нижегородской области. Так топ-менеджер и HR-директор сделала крутой поворот в своей жизни. Во многом, считает Ольга, она тогда просчиталась, но в главном не ошиблась. Выбранный путь оказался правильным, а сыры,которые теперь выпускают в ее сыроварне, - отменного качества.
Сейчас в ассортименте Alpenville 13 видов сыра — от рассольных до твердых и с белой плесенью
Три причины для собственного дела
Идея выпускать сыр пришла к Ольге Ежовой неожиданно. Вместе с мужем она поехала в гости к бывшей коллеге. Та, вышла замуж за француза, семейный бизнес которого - поставка оборудования для молочных ферм. Cловно на экскурсию российские гости отправились посмотреть, как это оборудование работает. И увидели весь сырный путь, начиная с дойки коров до упаковки и продажи готового продукта.

Особенно вдохновила одна семейная ферма, которая располагалась в помещении площадью с большой гараж. Так вот мощности «гаражика» хватало, чтобы обеспечить сыром все сетевые магазины региона. Не скрывая, что хочет повторить их технологию в России, Ольга расспрашивала владельцев обо всем.

- Это мой принцип делать все честно, а не втихаря, не выпытывать тайно. Тогда шансов, что все получится - больше, - рассказывает предпринимательница. - Французы ничего и не скрывали, приговаривая: «У вас все равно ничего получится».

Ольга этим словам особого значения не придала. То, как легко французы управлялись на своей ферме, перекладывали головки сыра просто завораживало. Мысль создать свой маленький сырный заводик не отпустила и по возвращению в Россию. Ольга считает, что этому было несколько причин.

Во-первых, желание создать реальный продукт, который можно потрогать руками и которым можно гордиться. Во-вторых как раз начался процесс импортозамещения, и было понятно, что на российском рынке образуется ниша. В-третьих, пришла пора задуматься, что делать дальше. У Ольги появились мысли о собственном бизнесе и деньги, которые она получила как бонус за завершение крупного проекта. В-общем, можно было позволить себе рискнуть, что Ольга и сделала, зарегистрировав свой бизнес - сыроварню «Alpenville».
Правильное хранение и созревание — одно из важных условий производства качественного сыра.
Маленький сырный заводик
Чужая работа всегда кажется легкой — первый вывод начинающей предпринимательницы Ольги Ежовой. До вкусного бизнеса было еще неблизко, а проблем — через край. Купленное заграничное оборудование полгода дожидалось растаможки. Затянулись и поиски поставщика сырья. Молоко для производства сыра должно быть самой первой свежести и стабильных параметров. Агропредприятия привозили на лабораторную «пробу» сырье прекрасного качества, которое, увы, ухудшалось, как только поставки становились регулярными.

В конце концов оборудование все таки пришло, нашли надежного поставщиков молока. Но сыра, такого какого хотелось, не получалось, пока в нужное время и в нужном месте не встретился чудесный главный технолог, который к своей работе относится творчески и с душой.

- Мы стали выпускать под тридцать сортов сыра, которые всем очень нравились. - продолжает Ольга Ежова, - только непонятно было, где и кому мы будем их продавать. Во-первых, 30 сортов сыра — звучит круто, но это не про бизнес. Обеспечить каждому сорту свои условия для созревания и хранения невозможно. Кроме того, не на все их виды найдется покупатель.

С одним из сыров взяли немало призов на разных конкурсах, но он был таким затратным по технологии и времени, что стоимость его могла доходить до 8 тысяч рублей. При этом Ольга точно знает, сколько человек в Нижнем Новгороде его постоянно покупали — 16. Экономическая эффективность этого сорта сыра — минус, уходящий в бесконечность. Сейчас Ольга всем начинающим предпринимателям дает один совет: «Начиная свое дело, - все просчитайте. Для успеха одного энтузиазма мало».
Фету в оливковом масле со специями в сыроварне делают по собственному рецепту.
По пути до прилавка
Продажи через интернет, маленькие торговые точки совладелицу и директора «Alpenville» не устраивали, масштабы не те. Образцы продукции представили в сети крупных супермаркетов. Сыры понравились. А потом началось: заполните вот эту форму, а теперь вот эту, затем — декларацию, сертификат. На все это нужны деньги, время, люди. Перспектива есть, результата нет.

...Закончилась инвестиционная стадия. Непросто складывались отношения с деловым партнером – лучшим другом семьи, который тоже вложил деньги в этот бизнес, но больше делать этого был не готов, хотя и поддерживал.

Ольга призналась себе, что просчиталась - к сожалению, инвестиции были по-прежнему нужны. Ведь, даже если ты ничего не продаешь, должен платить зарплату сотрудникам, налоги, аренду, коммунальные платежи.

Спасало то, что она все еще работала наемным сотрудником, и вкладывала свою весьма немаленькую зарплату в сыроварню.

- Все заработанные деньги от проводимых мной коуч-консультаций, тоже шли сюда. Еще и кредит взять пришлось, - вспоминает Ольга Ежова. - Ремонт в нашей квартире был остановлен на все эти года! Очень трудное это было время, и если бы не моральная поддержка моей семьи, и вера в то, что я иду правильным путем, ничего бы не получилось.

Контракты «выстрелили» через 9 месяцев. Марку «Alpenville» можно увидеть в крупной федеральной сети, пусть пока один сорт. Несколько видов продаются в магазинах крупных сетей в Нижнем Новгороде и в местной региональной сети, в винных бутиках.

Сейчас постоянно выпускают 13 видов сыров, которые можно поделить на несколько групп.

Изысканные разработки: «Том и «Томик», доработанные на базе привезенных из Франции рецептов. Специалитеты, созданные по собственным рецептам, - фета в оливковом масле со специями, фермерский творожный сыр тоже в оливковом масле. Оба они продаются в стеклянных банках, и это готовая добавка к салатам, пасте, овощам. Из полутвердых идеален по соотношению цены и качества, «Зольненский». Этот вид больше никто не выпускает. Рассольные сыры —брынза, имеретинский. Для утонченных ценителей производят разные виды качотты, сыр с белой плесенью.

И по-прежнему приходится пробиваться к своим покупателям. В Министерстве сельского хозяйства Нижегородской области к сыроварам отнеслись с большим пониманием и помогают. Например, приглашают на закупочные сессии, куда так просто, с улицы , не попадешь. Между тем, именно там можно лицом к лицу встретиться представителям торговых сетей. Показать свой товар, дать его попробовать, спросить как можно попасть на их прилавки.

Для продвижения своего бренда «Alpenville» использует и онлайн-форматы - группы в популярных социальных сетях, сайт: www .alpenville.ru.
Сырная арифметика
Кстати, по-прежнему пропуском в торговые сети и к постоянным покупателям остается высокое качество продукта. Для себя Ольга выбрала правила, по которым строит свой бизнес: должны быть качественное молоко, хорошие закваски, профессиональные сотрудники и достойная зарплата. Все вместе удерживает качество на определенном уровне. Ну и торговые сети не позволяют успокоиться.

Как-то покупатели одной очень авторитетной сети пожаловались, что сыр одного сорта стал хуже. Чем это грозит? Уходом из сети, потерей рынка сбыта. Стали искать причину изменения качества - она оказалось в смене поставщика закваски. Название у закваски то же, а производитель - другой. Устранили причину и сохранили свое место в сети. По мнению Ольги, главное - если люди говорят тебе о недостатках, значит хотят, чтобы ты их исправил, и остался с ними. Нельзя успокаиваться на достигнутом, нужно постоянное развитие.

Бывает потенциальные партнеры говорят Ольге Ежовой: «Такой классный сыр — готов брать его процентов на 50 дешевле, чем вы предлагаете».

- Только я не могу делать продукт, который будет стоить 300 рублей. Не могу — он не качественный, - объясняет предпринимательница, - Его изготовили из восстановленного молока, сухого, нормализованного и других хитростей. Посчитать это очень легко. Литр молока стоит 35-40 рублей, на килограмм сыра нужно «грубо» 10 литров. И это стоимость только сырья. Уже не сходится! А прибавьте затраты электроэнергии, сертификацию, налоги, белые зарплаты работников, упаковку...

Успех складывается из многих слагаемых. Ольга Ежова самым главным считает — свою команду. Это люди, которые готовы работать семь дней в неделю и даже по ночам, чтобы выпустить сыр. Они понимают: как поработаешь, такую и зарплату получишь.

- Осталось добиться, чтобы выручка стала такой, какую мы запланировали, - добавляет Ольга. - А самая крутая цель — люди должны знать, что в России есть вкусный и полезный сыр «Alpenville". И чтобы только его покупали!

Текст: Юлия Майорова.
Фото: предоставлены Ольгой Ежовой.

Каждый участник проекта «Популяризация предпринимательства» может проверить свои предпринимательские навыки, заявить о бизнес-идее, реализовать проект при помощи опытного ментора, а также пройти обучение у профессионалов и получить доступ к уникальным вебинарам. Для этого необходимо зарегистрироваться и пройти тестирование на сайте mybiznn.ru. Участие в проекте "Популяризация предпринимательства" бесплатно для всех. Вопросы можно задать по телефону «горячей линии» 8-800-201-52-80.