Выпускник финансового факультета Сергей Щавлев занялся продажей, а потом выращиванием овощей и фруктов
Секрет
красивой
моркови
После окончания финансового факультета ННГУ Лобачевского Сергей Щавлев и не думал, что будет заниматься сельским хозяйством. Но вот уже 20 лет все силы отданы именно ему. Началось всё с продажи яблок, затем ассортимент дополнили и другие фрукты, а четыре года назад Сергей открыл крупный агрокомплекс «Ветлуга», который занимается тем, что выращивает морковь и поставляет её в торговые сети.
Надо суметь сохранить урожай
Агрокомплекс «Ветлуга» начался с овощехранилища – несколько больших высоких ангаров, в которых поддерживается определённая температура. Ведь овощи мало вырастить, нужно ещё уметь сохранить урожай. Период продаж должен быть пролонгирован по времени. Тот урожай, который агрокомплекс снимает в сентябре, сразу реализовать нереально. Надо обеспечить грамотное хранение.

Четыре года назад приобрели оборудование по мойке и фасовке овощей. Это белорусская техника, простая, не очень дорогая, но при этом качественная. Сергей уверен: чтобы сделать хороший продукт, не всегда нужно покупать что-то супердорогое. На этом оборудовании морковь моют, потом полируют, а затем – сортируют. Ведь торговым сетям нужна морковь стандартного размера – это 12-25 см. Красивая, ровная морковь фасуется по пакетам, всё остальное идёт на переработку – например, на производство корейской моркови.

Агрокомплекс поставляет свою продукцию во многие торговые сети: «Пятёрочка», СПАР, «Магнит», «Лента». Работают с разными регионами: Нижний Новгород, Самара, Казань, Киров, Москва. При этом на производстве заняты всего 18 человек!
Экологически чистый Краснобаковский район
Каждый год выращивают морковь на площади 40–45 га. Всего у агрокомплекса три поля, которые необходимо чередовать, потому что морковь нельзя выращивать на одном и том же поле несколько лет подряд.

Почему выбрали Краснобаковский район?

– У нас здесь были свои базы, но основное – команда, ведь в бизнесе главное – люди, – считает Сергей. – Кроме того, здесь экологически чистое место, по соседству с нами нет других производств. Очень важно, что в районе хорошая вода. В производстве моркови большое значение имеет полив. А тут поблизости около 40 родников, и фактически мы поливаем морковь родниковой водой. Да и земля подходящая, много песка, поэтому морковь получается не только вкусной, но и красивой.

Но полей уже не хватает, планируем расширяться. Леса поблизости – это бывшие советские поля, которые раньше давали неплохой урожай. Они и сейчас могут давать урожай, но нужно привести их в порядок. Необходима и техника для расчистки полей. Сейчас разработана неплохая региональная программа на приобретение техники – возмещается 50 процентов. Будем тоже подавать заявки на участие. Ведь в планах не только выращивание моркови, но и развитие садоводства. Уже высаживаем смородину и облепиху, скоро будем собирать первый урожай.
Малый бизнес поверил в сельхозпроизводство
Если раньше больше работали с поставками из-за границы, например, везли яблоки из Польши, то сейчас, по мнению Сергея Щавлева, быстро развивается и отечественный производитель – во многом благодаря тому, что у малого и среднего бизнеса есть хорошая поддержка от государства.

–По многим позициям, например, по яблокам, нашего производства хватает на шесть-семь месяцев, остальное покупаем в Беларуси. Думаю, пройдет три-четыре года, и мы сможем обеспечивать наших покупателей яблоками весь год, – считает Сергей. – Что касается моркови, то наших оборотов хватает месяцев на девять. Такого давно не было. Пять лет назад мы искали морковь в Польше, Литве, Финляндии. И меня это всегда удивляло: в России столько ресурсов, а мы не можем обеспечить себя обыкновенной морковью. А сейчас можем, и не только морковью. Вся сельскохозяйственная отрасль быстро развивается.

Поддержка от государства – это, прежде всего, помощь в обеспечении семенами. Качественные семена стоят недёшево, и часть затрат берёт на себя государство. Разработаны программы поддержки и федерального, и регионального уровней.

– Мы сотрудничаем с Министерством сельского хозяйства РФ, –рассказывает Сергей Щавлев. – Есть программы финансирования, информационная поддержка, сотрудничаем и с нашим, нижегородским министерством. Начинающим предпринимателям, прежде всего, советую смотреть свободные ниши. Не стоит выбирать те отрасли, где нужны большие финансовые вложения. В сельском хозяйстве можно потратить миллиард и не заметить, а эффекта не будет. А ещё стоит обратить внимание на государственные программы поддержки агростартапов. Они действительно помогают.

Текст: Юлия ЩЕРБАКОВА
Фото: Кирилл МАРТЫНОВ
Видео: Ксения САМСОНОВА
Разобраться в различных мерах господдержки, составить индивидуальную программу развития бизнеса и получить консультации предприниматели могут по телефону горячей линии «Мой бизнес» 8-800-301-29-94.
Центр поддержки предпринимателей «Мой бизнес» - Нижний Новгород, ул. Академика Сахарова, д. 4 (технопарк «Анкудиновка»)