Первые предпринимательские шаги Александра Матвейкина делала еще в декрете
«Стоп Угроза»:
Как научить
ребёнка правилам
безопасности
К идее собственного бизнеса Александра Матвейкина пришла после декретного отпуска. Тема детской безопасности показалась ей очень интересной и как предпринимателю, и как маме двоих детей. Сегодня Александра – руководитель школы «Стоп Угроза» в Нижнем Новгороде, финалист конкурса «Молодой предприниматель России».
Почему решили заняться темой детской безопасности?

– Я окончила иняз и экономический факультет ННГУ, а магистратуру проходила во Франции по теме инноваций на предприятии. Потом пошла работать по специальности. После рождения первого ребенка возвращаться к прежней работе не хотелось, и я начала делать первые предпринимательские шаги.

Началось всё с бизнес-идеи. Но она, как показало время, была далека от того, что получилось. Пошла на курсы «Ты – предприниматель», которые проходили в Торгово-промышленной палате Нижегородской области. Это образование было бесплатным и для меня очень полезным. Курсы стали первой «прокачкой» мозгов в сторону предпринимательства. Именно после них я поняла, что главное – найти свою нишу. Для детей сейчас множество услуг, развлечений, образовательных программ, а тема безопасности оставалась долгое время за бортом. Мне эта тема показалась интересной и перспективной, тем более тогда в Нижнем Новгороде эта ниша была практически никем не занята. Поэтому стала искать, как можно реализовать эту идею.

И нашла школу безопасности «Стоп Угроза». Это московская компания, мы работаем по франшизе. Мне сразу понравился их серьёзный подход, большой состав тренеров, сертифицированные программы. Поэтому выбор пал именно на них.
С чего всё начиналось?

– С сотрудничества с Центром инноваций социальной сферы Нижегородской области, который поддерживает все социально ориентированные инициативы. От них мы получали информацию, какими мерами поддержки мы можем воспользоваться. Первым стало обучение по программе «Бизнес-старт». Она позволила посмотреть на наш проект со стороны, проанализировать целевую аудиторию, конкурентов, способы продвижения. Мы защитили наш проект, вошли в пятёрку лучших по нашему потоку и получили возможность обучиться по программе социального предпринимательства.

Затем было участие в конкурсе социальной рекламы «Взгляд в будущее», в котором мы выиграли эфир на экранах города. В течение двух месяцев нашу рекламу транслировали на 60 экранах города, было более 100 показов в день. Это существенно добавило узнаваемости нашему бренду в Нижнем Новгороде.
Когда вы запустили проект в Нижнем Новгороде?

– Мы открылись в 2017 году, то есть уже почти два года занимаемся проблемами детской безопасности в Нижнем Новгороде. Открылись мы как филиал федеральной сети, головной офис в Москве, там же обучались и проходили сертификацию наши тренеры.

Как проходит обучение в вашей школе? На какие темы вы проводите тренинги и в какой форме?

– Все наши тренинги проходят в интерактивном формате: мы не читаем лекцию, а разбираем с ребятами истории, даём им время подумать, слушаем ответы и сравниваем, что тоже очень важно. Это работа в группе, когда дети слушают друг друга – ведь кто-то с чем-то согласен или нет, – и аккуратно направляем к верному решению.
Больше всего наши тренеры работают на выездах, в классах, в детских садах, где дети уже в своём привычном коллективе, родном классе, не отвлекаясь на постороннее помещение, могут впитать максимум информации и потренироваться. Потом они доносят эту информацию до родителей, а в своём классе они могут поиграть на эти темы. Учитель может их направить в нужное русло, самостоятельно прослушав тренинг, что тоже очень важно. Создаётся смена микрокосмоса коллектива, что благоприятно и важно для темы безопасности.

Родительские семинары и уроки с педагогами – бесплатные. Тренер выезжает либо в школы, либо в детские сады и другие места сборов родителей, проводит семинары. Иногда на узкие темы, например, на тему интернет-безопасности, темы травли и воспитания подростков.

Как часто вы рекомендуете проходить ваши тренинги?

– Конечно, всё зависит и от возраста, и от дальнейшей родительской работы дома. Чем младше ребёнок, тем чаще должна быть повторяемость. Например, тренинг защиты от похитителей в детском саду мы рекомендуем проводить раз в полгода, чтобы у ребёнка эта информация обновлялась и заново усваивалась. Родители и сами могут устраивать дома семейные тренинги и помогать усваивать навыки. Но, к сожалению, они этого практически не делают.

Используете ли соцсети в своей работе?

– Мы пытаемся делать максимально информативные посты. Рассказывать о том, что важно. На пике опасности для школьников сейчас – снюсы (бездымный никотинсодержащий продукт, может быть в виде конфеты, в составе которого измельчённый увлажнённый табак), которые формируют привязанность детей к никотину. Они уже запрещены в Европе, а в России их продажа только начинает набирать обороты. Мы делимся этой информацией, хотим, чтобы максимальное количество родителей обращали внимание на то, как проводит время ребёнок, какие отношения у него в классе. Эти темы находят отклик. Нас читают, комментируют, задают вопросы, запрашивают информацию.

Какие тренинги пользуются наибольшей популярностью?

– Самый популярный тренинг для младших детей – это защита от похитителя и правила поведения с незнакомыми людьми. К сожалению, эта проблема очень остро стоит в нашем обществе. С более взрослыми детьми актуальны тренинги на тему интернет-безопасности. Кибербуллинг – преступления через интернет – набирает обороты. Мошенники придумывают с каждым днём всё более новые и совершенные методы, поэтому необходимо освещать эту тему превентивно.

Актуальна и тема буллинга, причём не только для подростков, но и для младших детей. На эту проблему нельзя махать рукой и отдавать её решение детям. Мы помогаем предотвращать травлю и даём рекомендации, как решить эту проблему, если она уже возникла.

Очень хочется развить тему оказания первой медицинской помощи. Есть запросы на тренинги и для родителей, и для детей. Также были запросы на тренинги по азам самообороны, что актуально и для девочек, и для мальчиков.

Какие рекомендации вы могли бы дать родителям? Как правильно разговаривать на тему безопасности с ребёнком дома?

– Я бы порекомендовала родителям не транслировать детям свой родительский страх. И не переводить разговоры о безопасности в разряд наставлений, запретов, нервных угроз, которые начинаются с «не». Дети это не слушают, это не работает. Надо давать чёткие рекомендации на примерах кейсов, рассказывать истории. Например, мама может рассказать историю про дочку коллеги и спросить: «А что бы ты сделала на её месте?»

Очень важно не начинать сразу кричать, что можно, что нельзя, а слушать своего ребёнка. Если вам кажется в его ответе что-то некорректное или неправильное, нужно направлять его, чтобы он сам приходил к выводам. Важно отрабатывать навыки. Не просто говорить ребенку: «Не разговаривай с незнакомцем», а что конкретно делать, как отвечать. Дать чёткие инструкции и показать на собственном примере, например, когда кто-то подошёл сзади у лифта. Научить ребёнка действовать в критических ситуациях, элементарно научить его кричать, и не просто кричать, а выбирать определённые фразы в опасных ситуациях.

И таких кейсов эффективного поведения ребёнка очень много. Сначала родители должны их выучить. Поэтому мы всегда с радостью проводим в любых центрах, на фестивалях и на любых открытых площадках наши родительские семинары. Делимся всей информацией, всегда пересылаем материалы и книги, авторские методики, даём ссылки на YouTube-каналы, чтобы родители могли изучать и грамотно транслировать информацию детям.

В чём вы видите миссию своего бизнеса?

– Наша миссия, наверное, понятна, – это защита детей всех возрастов. Я не выбирала социальное предпринимательство, оно само пришло ко мне. Когда я начинала этот проект, я ещё не знала о существовании даже понятия о социальном предпринимательстве. Потом уже поняла, что мой проект социально ориентированный. Часть наших услуг – на безвозмездной основе, да и вообще, наши тренинги помогают родителям стать более ответственными и воспитывать детей в безопасности.

В прошлом году наш проект вошел в тройку финалистов конкурса «Лучший социальный проект года» в номинации «Культура и просвещение». Также у нас множество благодарственных писем от школ и родителей.

Сейчас «Стоп Угроза» для меня – это уже больше, чем работа. Это дело, которое вдохновляет. Я вижу глаза детей, я слышу слова благодарности родителей и понимаю, что я делаю это не зря.

Текст: Юлия ЩЕРБАКОВА .
Фото: Кирилл МАРТЫНОВ.
Видео: Ксения САМСОНОВА.
Разобраться в различных мерах господдержки, составить индивидуальную программу развития бизнеса и получить консультации предприниматели могут по телефону горячей линии «Мой бизнес» 8-800-301-29-94.
Центр поддержки предпринимателей «Мой бизнес» - Нижний Новгород, ул. Академика Сахарова, д. 4 (технопарк «Анкудиновка»)