Вадим Носов научился зарабатывать там, где, казалось бы, денег нет
«Близкие люди»
– социальный
бизнес
со всех сторон
Сейчас центры под названием «Близкие люди» есть по всей стране – от Москвы до Владивостока. А начиналось всё в Нижем Новгороде – сначала как некоммерческая организация, а уже потом всё больше начали уходить в бизнес… Сейчас «Близкие люди» можно назвать уже IT-компанией, которая предоставляет сервис по уходу за престарелыми людьми на дому.

Можно ли делать бизнес в социальной сфере? Об этом – интервью с руководителем сети социальных центров «Близкие люди» Вадимом НОСОВЫМ.
– Почему вы решили выбрать именно это направление в бизнесе?

– Бизнес, как известно, вещь переменчивая – сегодня твои услуги нужны, а завтра изменилась мода, появились новые технологии – и всё. Поняв это за практически 20 лет бизнес-стажа, к своим 40 годам я искал сферу, в которой мне как бизнесмену можно развиваться всерьёз и надолго.

Так появились «Близкие люди». Мы осуществляем уход за людьми, которые уже не могут выйти из дома. Как правило, это люди, которым за 80 лет, те, кому необходимо постоянное присутствие помощника или же периодическая помощь.

Предположим, у вас есть родственник, который нуждается в постоянном уходе. Вы за ним ухаживаете, тратите время, силы, у вас страдает карьера, вы не можете уехать в отпуск. Наша компания решает эти проблемы. Мы находим сиделок, контролируем, чтобы они приходили по необходимому для вас графику и отчитываемся перед клиентом. Это услуги сиделок, но на современном уровне.

– А в чём новизна подхода?

– Я раньше думал, что в этой сфере нет технологий. Всё оказалось совсем не так. Это та сфера, где технологий не хватает. Нужно учитывать много параметров: заказчики, подопечные, сиделки, кто куда ходил, кто кому сколько должен, без IT-составляющей это невозможно. Каждый месяц внедряем новые функции. Оказалась, что сфера надомного социального обслуживания по всей стране в этом плане очень плохо развита – часто всё на бумажных носителях. Мы ушли далеко вперёд. У нас автоматизирован весь документооборот, есть сайт, на котором у каждого клиента – личный кабинет, CRM-система, call-центр, комплексный учет предприятия внутри: база сиделок, база заказчиков, база подопечных, планирование сложных графиков работ.

Над каждым заказом работают сиделки и менеджер социальных услуг – человек, с которым заказчик поддерживает связь. Это для тех людей, которые хотят общаться лично.

Есть люди, которые предпочитают электронные способы общения. Для этого на сайте есть вся информация – выполненные выходы, запланированные, онлайн-дневник состояния подопечного, время прихода-ухода сиделки. Это удобно для тех, кто живет в другом городе или стране. Такие клиенты могут ежедневно получать полный отчет онлайн.

Социальная сфера сложна в учете. Бывает так, что пять-шесть сиделок обслуживают одного подопечного в течение многих лет. Оцифровать человеческие отношения трудно.
– Можно же просто найти сиделку. В чём ваше преимущество?

– В том, что сиделка – тоже человек, может заболеть, подвести или быть занятой в нужное вам время. И вам придётся под неё подстраиваться. Мы предоставляем те же самые услуги, только организованно.

Удобно и то, что к нам можно присмотреться, почитать отзывы, подумать. Люди долго идут к мысли пустить какого-то человека в дом. Многие пытаются сами ухаживать за своими родственниками. Мы проводим консультации, общаемся по телефону, процесс завоёвания доверия сложный и длительный.
Кстати, в 2019 году проект «Близкие люди» признан лучшей социальной франшизой в России. По нашей франшизе центры работают во многих городах, и спрос постоянно растёт. Это значит, что мы на правильном пути.
Вы в полной мере социальные предприниматели…

– Даже с двух сторон социальные предприниматели! С одной стороны, помогаем людям пожилого возраста. С другой – даём работу и привлекаем в сферу социального обслуживания женщин 45-65 лет, которым сложно найти другую работу. Мы называемся «Близкие люди», и по этому же принципу и работаем. Находим людей, которые сохранили добрые, человеческие отношения к соседям. Когда к нам обращаются за помощью, стараемся найти человека, который живёт по соседству, возможно, в этом же доме и может ухаживать за нашим подопечным под нашим контролем. «Близкие люди» по-настоящему соединяют людей!

Есть ли поддержка государства?

– Да, государство помогает, особенно в информационной, консультационной направляющей, есть много программ поддержки стартового бизнеса. Сотрудничаем с Центром инноваций социальной сферы Нижегородской области. Он очень активно работает, активно организует мероприятия.

Но стоит понимать, что даже на этапе старта действовать всё же нужно самому. Уже в самом названии – индивидуальное предпринимательство – заложено, что это всё на ваш страх и риск.

Мы делаем бизнес в социальной сфере. И в этом и есть наша уникальность, что мы научились зарабатывать там, где, казалось бы, денег нет. Наша модель работы – про то, как делать добрые дела и одновременно зарабатывать так же, как в обычном бизнесе.
– Как продвигаетесь на рынке?

– Продвижение наших услуг имеет специфику. Люди ищут подобные услуги в определённый момент, и надо точно выстраивать рекламную кампанию, чтобы не мелькать постоянно на виду, но так, чтобы информация сразу находилась.

Не стоит забывать и про реальный мир, который никуда не исчез. Мы участвуем в разных мероприятиях – для предпринимателей, врачей, пожилых. Надо общаться с людьми, и мы это делаем.

Что помогает двигаться вперёд?

– Я считаю, что для предпринимателя очень важна социализация, понимание того, что твоё дело – нужно и полезно. Одними деньгами счастлив никогда не будешь. Нужно, чтобы делом можно было гордиться. Это очень сильно вдохновляет. И в этом большой плюс социального бизнеса.

Конечно, вдохновляет и признание заслуг со стороны. У нас было большое количество побед в конкурсах, много отзывов от благодарных клиентов.

Вы порекомендовали бы идти в социальную сферу начинающим предпринимателям?

– Сфера услуг наиболее перспективна, а социальное предпринимательство – особенно. Пожилое население сильно растёт во всех странах. Одна из больших проблем России – как малочисленное поколение 90-х обслужит и прокормит послевоенное поколение. Государственная социальная инфраструктура есть, но она создана в то время, когда общество было более молодым. Сейчас нужны усилия и государства, и бизнеса, чтобы эту проблему решить. По исследованию Ассоциации специалистов сферы ухода «Патронаж», пик проблемы наступит лет через пять. И мы ждём развития рынка социальных услуг.

С точки зрения бизнеса, у социального предпринимательства много преимуществ. Эти услуги нужны людям, они пользуются постоянным спросом, почти нет сезонности. По статистике, в каждой третьей семье есть человек, который требует периодического внимания, в каждой тридцатой – постоянного. Такие службы, как наша, должны появиться во всех районах города, как пекарни, автозаправки или парикмахерские. Это сервис, который востребован.

Текст: Юлия ЩЕРБАКОВА.
Фото: Николай НЕСТЕРЕНКО.
Видео: Ксения САМСОНОВА.
Разобраться в различных мерах господдержки, составить индивидуальную программу развития бизнеса и получить консультации предприниматели могут по телефону горячей линии «Мой бизнес» 8-800-301-29-94.
Центр поддержки предпринимателей «Мой бизнес» - Нижний Новгород, ул. Академика Сахарова, д. 4 (технопарк «Анкудиновка»)