Друг на друга непохожие

Из семёновского «Музея матрешки и традиционной игрушки» не хочется уходить: он наполнен всякими чудесными штуками. И все они – матрёшки. Из разных регионов и областей, старинные и относительно молоденькие, традиционные и авторские. Матрёшки многолики, и практически каждая способна удивить.































Вот, например, семиместная матрёшка «Машенька». Художник обрядил ее в платок, закрепленный как у староверов, «на булавочку» под подбородком. Но куколки, спрятанные внутри, носят платочки, повязанные разно, в том числе и завязанные простым узлом. Отчего так? Чего хотел художник этим сказать? Загадка!










Очаровательная черноглазая матрёшка таит сюрприз – музыкальную шкатулку. При открывании тоненько вызванивает напев цыганского романса «Очи черные».

Матрёшки – везде. Эдакая универсальная матрица, которую можно снабдить любым содержанием: обрядить в воина или мать-героиню, в пограничника или летчика, сделать раввином или гусаром…



















А сколько терпения, аккуратности, ювелирной точности требуется от мастера, чтобы матрёшка состоялась, родилась!

Мне дают подержать куколку из тридцатипятиместного набора. По ощущениям – словно скорлупка голубиного яйца: полупрозрачная и практически невесомая.

– У вас на ладони лежит душа матрёшки, – шепотом произносит Ирина Суханова.

– Если б пришлось расписывать такое – у меня бы руки задрожали! – искренне отмечаю я.

– Так и у мастеров иногда дрожат, – констатирует Ирина Васильевна. – Но ничего, расписывают – куда деваться!

– Древесина – материал живой, ведет себя порой непредсказуемо, – сообщает Олег Коротков, директор фабрики «Семёновская роспись». – Сейчас мы делаем семидесятиместную матрёшку к юбилею. Но, когда меня спрашивают, на сколько кукол она изготавливается, я отвечаю так: «Одному Богу известно!». Потому что толщина стенок ограничена толщиной древесных волокон. Лак их, в общем, укрепляет. Но главный момент, когда тонкостенная матрёшка может треснуть – это сборка. Чуть посильнее нажал… и всё.















… И превратилась в экспонат

Эффектно выскочить из матрёшки – удачное, не избитое начало для телепередачи, не правда ли?

Такой фокус задумал проделать Джон Уоррен, ведущий шоу «Поедем, поедим». Несколько лет назад он приехал в Семёнов и невероятно вдохновился экспонатами предприятия, где и производятся семёновские матрёшки.

Специально для выскакивания была изготовлена огромная, выше человеческого роста, заготовка из липы. Но то ли изначально не рассчитали, то ли ведущий прибавил в объемах – «футляр» оказался тесноват, и, как мистер Уоррен ни старался, идея с выпрыгиванием не вышла.

А заготовка осталась, преобразилась и стала музейным экспонатом.

То есть сначала она, нерасписанная, несколько лет простояла в фойе музея, встречая посетителей. Те гадали: что это? Будущая ракета?

Расписывать чудо-заготовку выпало высококлассному специалисту «Семёновской росписи» Ольге Асафьевой. Но она, потомственный мастер, «так просто» за работу не садится, тем более если задание необычное, уникальное. Подобно тому, как Станиславский говаривал «Не верю!», она говорила: «Не вижу!» в том смысле, что не было у нее четкого, концептуального видения этой матрёшки в цвете. Но год с небольшим назад, на выставке в Париже, семёновским мастерам подарили журнал по славянской мифологии. Пролистав его, художница произнесла уверенно: «Вижу!».













Те, кто понимает в росписи, удивляются: как получилось сделать такую работу чисто технически, расписать не маленькую куколку, а изделие выше человеческого роста? Ведь матрёшка пишется на колене. А здесь как быть? Рука не может столько работать на весу! Пришлось приспосабливаться и искать оригинальные решения. Для того чтобы поворачивать заготовку, ее установили на вращающийся диск «Здоровье». Верх художница писала, сидя на подоконнике, а самый низ – лежа на полу, с поднятой рукой.

Почти детективная история

В интернете гуляют легенды об одном экспонате «Музея матрёшки и традиционной игрушки». Чуть больше полувека назад на Семёновской фабрике была создана матрёшка на 72 куклы. Ее включили в Книгу рекордов Гиннесса. В музее этой матрёшки давно нет, и, более того, где она сейчас – неизвестно. Об этой почти детективной истории лучше всего узнать из «первых уст».

















– Планировалось, что матрёшка будет на сто мест и сделать ее предполагалось к столетию В.И. Ленина, – рассказывает директор «Музея матрёшки и традиционной игрушки» Ирина Суханова. – Такой вот уникальный подарок государству. Однако к столетию Ленина сделать его не успели. Если бы это был госзаказ, за срыв сроков руководству фабрики не поздоровилось бы, но, к счастью, создание матрёшки было, так сказать, частной инициативой.

Отчего сдвинулись сроки? Многие думают, что сделать матрёшку очень просто. Да ничего подобного! Возможны такие неожиданности, такие форс-мажоры, которые все планы меняют напрочь. Матрёшка может треснуть, лак не так ляжет, или еще что-нибудь произойдет, а из-за одной куклы и всё остальное «полетит». Тем более при изготовлении таких серьезных проектов. Наверняка в брак ушло немало заготовок. В итоге матрёшка стала 72-кукольной, да и столетие уже прошло. Но тут в Японии случилась выставка «Экспо-70», и матрёшка поехала туда. Она произвела фурор, попала в Книгу рекордов – а вот что дальше…

































– Ваши коллеги написали недавно, что на той «Экспо» матрёшку подарили Жаклин Кеннеди, которая посетила выставку и восхитилась семёновской игрушкой, – подхватывает разговор генеральный директор «Семёновской росписи» Олег Коротков. – Этого, конечно, быть не могло, потому что в то время Жаклин Кеннеди находилась на острове Корфу.

Или другая версия, что нашу матрёшку продали прямо на выставке. Тоже полная ерунда. Тогда был Советский Союз, и продать что-либо со стенда было никак не возможно. Всё документально оформлялось, и, если бы какая-то сделка состоялась, обязательно остались бы соответствующие бумаги. Следовательно, матрёшка вернулась обратно в Семёнов, на фабрику, согласно действовавшему тогда законодательству. А вот что было дальше – неизвестно, и, скорее всего, существующая на уровне слухов информация о продаже матрёшки японскому коллекционеру, верна; думаю, что договоренность насчет продажи была достигнута еще там, на «Экспо». Почему мне это видится достоверным? Да потому, что, если бы такая матрёшка попала в руки сильных мира сего, она бы обязательно «всплыла» – это ведь исторический предмет, и предмет престижа. А вот частные коллекционеры, наоборот, очень любят тишину. И поэтому о той матрёшке никто и нигде больше не слышал, и не факт, что услышит.


Meine liebe матрёшка

На страницах Книги отзывов музея мелькают иврит, финский, хинди, корейский, армянский, английский, немецкий, белорусский и другие языки: каждая третья-четвертая запись – не на русском. Эти отзывы не всегда понятны дословно, но сопровождающие их пририсованные сердечки, матрёшки и улыбающиеся рожицы говорят сами за себя: поездка удалась!

Добрые девяносто процентов лаково-расписной продукции «Семёновской росписи» мы с вами, возможно, никогда не увидим. Не только традиционные матрёшки, но и необычные, восхитительные игрушки уходят по договорам за рубеж, минуя отечественные прилавки. Ну а при случае иностранцы, конечно, посещают и Семёновскую фабрику, и музей.

Вот, например, что пишет Марайле Ляйе из немецкого города Эссена, где в 1972 году было открыто представительство фабрики «Семёновская роспись».

«Прекрасным завершением каждого путешествия в Нижний Новгород, организатором которых мне довелось быть более 20 лет, всегда оставался однодневный тур в Семёнов. Наиболее интересными были экскурсии по мастерским, где неизменно вызывало восхищение производство и роспись изделий. Особый интерес вызывали матрёшки – «куклы в кукле», хорошо известные каждому члену нашей делегации. Поэтому мастер-класс по изготовлению собственной матрёшки под руководством опытного мастера, несомненно, был кульминацией дня. Удались не только традиционные узоры. Наши волонтеры украсили матрёшку символом родного спортивного клуба, чем восхитили семёновских мастериц.



















Но не только «классическая» деревянная матрёшка из липы поселилась в наших домах. Нас радуют и «стеклянная» матрёшка на рождественской елке, и прекрасная вышивка на футболке.

Матрёшка с самого детства играет роль. Мы дружно жили с советскими семьями, играли с матрёшкой, а в школе выучили песню и танец на немецком языке:
Wie ein Brot, so dick und rund,
Wie die Blumen lustig bunt…

Любимая игрушка моей внучки – матрёшка, которую она сделала на уроках русского языка в 1 классе Вальдорфской школы города Эссена.

Когда речь заходит о народном творчестве, то многие прежде всего называют «типично русскую» матрёшку. И неважно, выполнена она в классическом стиле или с выдумкой. Это всегда классика. И всегда прекрасная!»
- Иван Константинович Сорокин, кроме того, что он был главным художником предприятия «Семёновская роспись», был одним из авторов книги «Семёновский сувенир», в которой рассказывается о богатейшей истории предприятия «Семёновская роспись» и народно-художественного промысла.
- Артель имени М.И. Калинина, которая стала основой будущего предприятия по производству семёновской матрёшки была основана 29 октября 1932 года. Эту дату и принято считать днем рождения Торгового дома «Семёновская роспись».
- По одной из легенд, праотцом русской деревянной игрушки матрёшки был японский бог Фукурокудзю.
В старинном городке Семёнове деревянные дома с резными наличниками, словно сошедшие со сказочной картинки. Здесь издавна живет популярный промысел, и по сей день все семёновцы – ну или почти все – так или иначе занимаются матрёшками.

А семёновский «Музей матрёшки и традиционной игрушки» – в своем роде самый большой в мире. Благодаря ему в Семёнов едут целенаправленно подивиться многообразию форм, одеяний и лиц кукол из самых разных стран и уголков России.
МАТРЁШКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
Среди «изюминок» музейной коллекции – левитирующая матрёшка. Крупная кукла натурально парит посреди резной рамочки и словно подмигивает лукаво: догадайся, мол, сама!
«Музей матрёшки и традиционной игрушки» расширяется: строятся дополнительные пространства, где будут оборудованы, в частности, экспозиционные залы. Ведь еще огромное количество матрёшек ждет своего часа в хранилище. Открытие новых выставочных пространств запланировано в канун столетнего юбилея семёновской матрёшки – к осени.
Так и родилась матрёшка-царица, в узорах которой объединились самые разные культуры и эпохи, традиционные мотивы разных росписей Нижегородчины и России, а также присутствуют древние обережные орнаменты. Суть замысла в том, что все виды росписей имеют общий исток, единый знаменатель.
Мастера-исполнители 72-кукольной матрешки (слева направо)
А. И. Занозина, С. И. Опарышева, Т. А. Косикова, А. Ф. Дворянинова,
Ф. А. Суслова, токари Е. А. Безруков, И. Г. Бушуев.
- Если деревянная куколка наряжена в фиолетовый сарафан и оранжевый платок, ее смело можно назвать традиционной семёновской матрёшкой. В 20-50-х годах прошлого века это были, практически, основные цвета для росписи мериновской и семёновской матрёшек.
полное собрание впечатлений
В старинном городке Семёнове деревянные дома с резными наличниками, словно сошедшие со сказочной картинки. Здесь издавна живет популярный промысел, и по сей день все семёновцы – ну или почти все – так или иначе занимаются матрёшками.

А семёновский «Музей матрёшки и традиционной игрушки» – в своем роде самый большой в мире. Благодаря ему в Семёнов едут целенаправленно подивиться многообразию форм, одеяний и лиц кукол из самых разных стран и уголков России.


А Семёновский «Музей матрешки и традиционной игрушки» - в своем роде самый большой в мире. Благодаря ему в Семенов едут целенаправленно из самых разных стран, подивиться многообразию форм, одеяний и лиц кукол из разных уголков России.

Друг на друга непохожие

Из семёновского «Музея матрешки и традиционной игрушки» не хочется уходить: он наполнен всякими чудесными штуками. И все они – матрёшки. Из разных регионов и областей, старинные и относительно молоденькие, традиционные и авторские. Матрёшки многолики, и практически каждая способна удивить.
Вот, например, семиместная матрёшка «Машенька». Художник обрядил ее в платок, закрепленный как у староверов, «на булавочку» под подбородком. Но куколки, спрятанные внутри, носят платочки, повязанные разно, в том числе и завязанные простым узлом. Отчего так? Чего хотел художник этим сказать? Загадка!
Среди «изюминок» музейной коллекции – левитирующая матрёшка. Крупная кукла натурально парит посреди резной рамочки и словно подмигивает лукаво: догадайся, мол, сама!
Очаровательная черноглазая матрёшка таит сюрприз – музыкальную шкатулку. При открывании тоненько вызванивает напев цыганского романса «Очи черные».

Матрёшки – везде. Эдакая универсальная матрица, которую можно снабдить любым содержанием: обрядить в воина или мать-героиню, в пограничника или летчика, сделать раввином или гусаром…
А сколько терпения, аккуратности, ювелирной точности требуется от мастера, чтобы матрёшка состоялась, родилась!

Мне дают подержать куколку из тридцатипятиместного набора. По ощущениям – словно скорлупка голубиного яйца: полупрозрачная и практически невесомая.

– У вас на ладони лежит душа матрёшки, – шепотом произносит Ирина Суханова.

– Если б пришлось расписывать такое – у меня бы руки задрожали! – искренне отмечаю я.

– Так и у мастеров иногда дрожат, – констатирует Ирина Васильевна. – Но ничего, расписывают – куда деваться!
- Иван Константинович Сорокин, кроме того, что он был главным художником предприятия «Семёновская роспись», был одним из авторов книги «Семёновский сувенир», в которой рассказывается о богатейшей истории предприятия «Семёновская роспись» и народно-художественного промысла.
– Древесина – материал живой, ведет себя порой непредсказуемо, – сообщает Олег Коротков, директор фабрики «Семёновская роспись». – Сейчас мы делаем семидесятиместную матрёшку к юбилею. Но, когда меня спрашивают, на сколько кукол она изготавливается, я отвечаю так: «Одному Богу известно!». Потому что толщина стенок ограничена толщиной древесных волокон. Лак их, в общем, укрепляет. Но главный момент, когда тонкостенная матрёшка может треснуть – это сборка. Чуть посильнее нажал… и всё.
«Музей матрёшки и традиционной игрушки» расширяется: строятся дополнительные пространства, где будут оборудованы, в частности, экспозиционные залы. Ведь еще огромное количество матрёшек ждет своего часа в хранилище. Открытие новых выставочных пространств запланировано в канун столетнего юбилея семёновской матрёшки – к осени.
… И превратилась в экспонат

Эффектно выскочить из матрёшки – удачное, не избитое начало для телепередачи, не правда ли?

Такой фокус задумал проделать Джон Уоррен, ведущий шоу «Поедем, поедим». Несколько лет назад он приехал в Семёнов и невероятно вдохновился экспонатами предприятия, где и производятся семёновские матрёшки.

Специально для выскакивания была изготовлена огромная, выше человеческого роста, заготовка из липы. Но то ли изначально не рассчитали, то ли ведущий прибавил в объемах – «футляр» оказался тесноват, и, как мистер Уоррен ни старался, идея с выпрыгиванием не вышла.

А заготовка осталась, преобразилась и стала музейным экспонатом.

То есть сначала она, нерасписанная, несколько лет простояла в фойе музея, встречая посетителей. Те гадали: что это? Будущая ракета?
- Артель имени М.И. Калинина, которая стала основой будущего предприятия по производству семёновской матрёшки была основана 29 октября 1932 года. Эту дату и принято считать днем рождения Торгового дома «Семёновская роспись».
Расписывать чудо-заготовку выпало высококлассному специалисту «Семёновской росписи» Ольге Асафьевой. Но она, потомственный мастер, «так просто» за работу не садится, тем более если задание необычное, уникальное. Подобно тому, как Станиславский говаривал «Не верю!», она говорила: «Не вижу!» в том смысле, что не было у нее четкого, концептуального видения этой матрёшки в цвете. Но год с небольшим назад, на выставке в Париже, семёновским мастерам подарили журнал по славянской мифологии. Пролистав его, художница произнесла уверенно: «Вижу!».
Так и родилась матрёшка-царица, в узорах которой объединились самые разные культуры и эпохи, традиционные мотивы разных росписей Нижегородчины и России, а также присутствуют древние обережные орнаменты. Суть замысла в том, что все виды росписей имеют общий исток, единый знаменатель.
Те, кто понимает в росписи, удивляются: как получилось сделать такую работу чисто технически, расписать не маленькую куколку, а изделие выше человеческого роста? Ведь матрёшка пишется на колене. А здесь как быть? Рука не может столько работать на весу! Пришлось приспосабливаться и искать оригинальные решения. Для того чтобы поворачивать заготовку, ее установили на вращающийся диск «Здоровье». Верх художница писала, сидя на подоконнике, а самый низ – лежа на полу, с поднятой рукой.

Почти детективная история

В интернете гуляют легенды об одном экспонате «Музея матрёшки и традиционной игрушки». Чуть больше полувека назад на Семёновской фабрике была создана матрёшка на 72 куклы. Ее включили в Книгу рекордов Гиннесса. В музее этой матрёшки давно нет, и, более того, где она сейчас – неизвестно. Об этой почти детективной истории лучше всего узнать из «первых уст».
– Планировалось, что матрёшка будет на сто мест и сделать ее предполагалось к столетию В.И. Ленина, – рассказывает директор «Музея матрёшки и традиционной игрушки» Ирина Суханова. – Такой вот уникальный подарок государству. Однако к столетию Ленина сделать его не успели. Если бы это был госзаказ, за срыв сроков руководству фабрики не поздоровилось бы, но, к счастью, создание матрёшки было, так сказать, частной инициативой.
- По одной из легенд, праотцом русской деревянной игрушки матрёшки был японский бог Фукурокудзю.
Отчего сдвинулись сроки? Многие думают, что сделать матрёшку очень просто. Да ничего подобного! Возможны такие неожиданности, такие форс-мажоры, которые все планы меняют напрочь. Матрёшка может треснуть, лак не так ляжет, или еще что-нибудь произойдет, а из-за одной куклы и всё остальное «полетит». Тем более при изготовлении таких серьезных проектов. Наверняка в брак ушло немало заготовок. В итоге матрёшка стала 72-кукольной, да и столетие уже прошло. Но тут в Японии случилась выставка «Экспо-70», и матрёшка поехала туда. Она произвела фурор, попала в Книгу рекордов – а вот что дальше…
Мастера-исполнители 72-кукольной матрешки (слева направо)
А. И. Занозина, С. И. Опарышева, Т. А. Косикова, А. Ф. Дворянинова,
Ф. А. Суслова, токари Е. А. Безруков, И. Г. Бушуев.
– Ваши коллеги написали недавно, что на той «Экспо» матрёшку подарили Жаклин Кеннеди, которая посетила выставку и восхитилась семёновской игрушкой, – подхватывает разговор генеральный директор «Семёновской росписи» Олег Коротков. – Этого, конечно, быть не могло, потому что в то время Жаклин Кеннеди находилась на острове Корфу.
- Если деревянная куколка наряжена в фиолетовый сарафан и оранжевый платок, ее смело можно назвать традиционной семёновской матрёшкой. В 20-50-х годах прошлого века это были, практически, основные цвета для росписи мериновской и семёновской матрёшек.
Или другая версия, что нашу матрёшку продали прямо на выставке. Тоже полная ерунда. Тогда был Советский Союз, и продать что-либо со стенда было никак не возможно. Всё документально оформлялось, и, если бы какая-то сделка состоялась, обязательно остались бы соответствующие бумаги. Следовательно, матрёшка вернулась обратно в Семёнов, на фабрику, согласно действовавшему тогда законодательству. А вот что было дальше – неизвестно, и, скорее всего, существующая на уровне слухов информация о продаже матрёшки японскому коллекционеру, верна; думаю, что договоренность насчет продажи была достигнута еще там, на «Экспо». Почему мне это видится достоверным? Да потому, что, если бы такая матрёшка попала в руки сильных мира сего, она бы обязательно «всплыла» – это ведь исторический предмет, и предмет престижа. А вот частные коллекционеры, наоборот, очень любят тишину. И поэтому о той матрёшке никто и нигде больше не слышал, и не факт, что услышит.


Meine liebe матрёшка

На страницах Книги отзывов музея мелькают иврит, финский, хинди, корейский, армянский, английский, немецкий, белорусский и другие языки: каждая третья-четвертая запись – не на русском. Эти отзывы не всегда понятны дословно, но сопровождающие их пририсованные сердечки, матрёшки и улыбающиеся рожицы говорят сами за себя: поездка удалась!

Добрые девяносто процентов лаково-расписной продукции «Семёновской росписи» мы с вами, возможно, никогда не увидим. Не только традиционные матрёшки, но и необычные, восхитительные игрушки уходят по договорам за рубеж, минуя отечественные прилавки. Ну а при случае иностранцы, конечно, посещают и Семёновскую фабрику, и музей.

Вот, например, что пишет Марайле Ляйе из немецкого города Эссена, где в 1972 году было открыто представительство фабрики «Семёновская роспись».

«Прекрасным завершением каждого путешествия в Нижний Новгород, организатором которых мне довелось быть более 20 лет, всегда оставался однодневный тур в Семёнов. Наиболее интересными были экскурсии по мастерским, где неизменно вызывало восхищение производство и роспись изделий. Особый интерес вызывали матрёшки – «куклы в кукле», хорошо известные каждому члену нашей делегации. Поэтому мастер-класс по изготовлению собственной матрёшки под руководством опытного мастера, несомненно, был кульминацией дня. Удались не только традиционные узоры. Наши волонтеры украсили матрёшку символом родного спортивного клуба, чем восхитили семёновских мастериц.
Но не только «классическая» деревянная матрёшка из липы поселилась в наших домах. Нас радуют и «стеклянная» матрёшка на рождественской елке, и прекрасная вышивка на футболке.

Матрёшка с самого детства играет роль. Мы дружно жили с советскими семьями, играли с матрёшкой, а в школе выучили песню и танец на немецком языке:
Wie ein Brot, so dick und rund,
Wie die Blumen lustig bunt…

Любимая игрушка моей внучки – матрёшка, которую она сделала на уроках русского языка в 1 классе Вальдорфской школы города Эссена.

Когда речь заходит о народном творчестве, то многие прежде всего называют «типично русскую» матрёшку. И неважно, выполнена она в классическом стиле или с выдумкой. Это всегда классика. И всегда прекрасная!»