Наставник для педагога
Наставник для педагога
Следующий год объявлен Президентом РФ Владимиром Путиным Годом педагога и наставника. На федеральном уровне ведётся и работа по повышению престижности профессии педагога. Насколько востребованы педагогические профессии среди подрастающего поколения и почему учитель должен учиться на протяжении всей своей профессиональной жизни, «Нижегородская правда» узнала у ректора Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Виктора Сдобнякова.
Помощник образования
– Виктор Владимирович, что сейчас представляет собой Мининский университет?
– Педагогический университет им. Козьмы Минина – старейший вуз Нижнего Новгорода со своими традициями и историей. В этом году ему исполнилось 111 лет. К этой дате мы пришли с определённым багажом. Сейчас университет лидирует по многим показателям среди педвузов страны. У нас проходят обучение более 9400 студентов, ещё столько же проходят дополнительное профессиональное образование, работает сильный профессорско-преподавательский состав. Его компетенции позволяют Мининскому оперативно реагировать на потребности региона, благодаря чему мы стали профессиональным помощником регионального правительства в части образования.
– Насколько востребованы педагогические профессии сейчас у абитуриентов? И нет ли недобора в рамках приёмной кампании?
– Виктор Владимирович, что сейчас представляет собой Мининский университет?
– Педагогический университет им. Козьмы Минина – старейший вуз Нижнего Новгорода со своими традициями и историей. В этом году ему исполнилось 111 лет. К этой дате мы пришли с определённым багажом. Сейчас университет лидирует по многим показателям среди педвузов страны. У нас проходят обучение более 9400 студентов, ещё столько же проходят дополнительное профессиональное образование, работает сильный профессорско-преподавательский состав. Его компетенции позволяют Мининскому оперативно реагировать на потребности региона, благодаря чему мы стали профессиональным помощником регионального правительства в части образования.
– Насколько востребованы педагогические профессии сейчас у абитуриентов? И нет ли недобора в рамках приёмной кампании?
Обучение студентов и переподгатовка педагогов ведется в Кванториуме и технопарке
– О недоборе даже речи не идёт. Мне очень приятно, что Мининский университет в последние два года показывает очень хорошие результаты по приёмной кампании и по итогам 2022 года вошёл в тройку лучших российских педагогических вузов по научной деятельности и публикациям, реализации программ дополнительного профессионального образования, по числу поступивших абитуриентов – стобалльников по ЕГЭ. У нас год от года растёт качество абитуриентов, мы наблюдаем это по всё повышающемуся баллу ЕГЭ. А это значит, что спустя 4-5 лет более высококачественные учителя придут работать в школы. Кроме того, по сравнению с приёмной кампанией 2021 года на 26% выросла численность студентов из регионов РФ и на 30% – число иностранных студентов.
Кадровый ответ
– Как удаётся добиваться таких результатов?
– Мы в своей работе ориентируемся на два основных момента: потребности региона в соответствующих кадрах и необходимость создания центра компетенций для реализации федеральных проектов. Сейчас у нас девять факультетов, хотя в начале этого года было всего шесть. Так в апреле открыт факультет информационных технологий, который с первого же года стал востребован у наших абитуриентов, мы закрыли как бюджетные, так и внебюджетные места ребятами с хорошим баллом ЕГЭ. Кроме того, факультет стал центром компетенций по реализации федерального проекта “Педагог в цифровой среде”. Как мы знаем, сейчас школы хорошо обеспечены материально-технической базой, но этого недостаточно, если нет квалифицированного пользователя. И мы занимаемся как подготовкой таких пользователей, так и созданием федеральной системы, которая позволяет эффективно использовать информационные технологии в части повышения качества образования.
Второй открытый в этом году факультет – лингвистический. В сложившейся в мире ситуации проект “Русский язык как иностранный” также является задачей федерального уровня. Мы развиваем и иностранное сотрудничество, у нас 40 действующих соглашений о сотрудничестве с иностранными образовательными организациями из 11 стран мира. Несмотря на все трудности, мы в этом году восстановили систему двух дипломов: наши студенты имеют возможность получить российский и китайский дипломы, так как в этом году мы возобновили обмен студентами бакалавриата и преподавателями с Аньхойским педагогическим университетом. И с 1 декабря мы запустили физико-технологический факультет.
– Расскажите о нём подробнее. Сейчас тема технологического суверенитета поднимается на разных уровнях. Но имеет ли эта задача решение?
– Без сомнения, но для этого необходимо объединение ресурсов. Так, 14 декабря по моему запросу состоялся Совет ректоров Приволжского федерального округа. В нём приняли участие председатели и члены Советов ректоров 14 регионов ПФО, заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, а также министр науки и образования Нижегородской области Ольга Петрова. По итогам заседания единогласно было принято решение поддержать инициативу Мининского университета и создать ассоциацию “Образовательный округ”, которая объединит все вузы ПФО. Её основная задача – консолидация ресурсов для реализации федеральных задач в концепции проектно-сетевого сотрудничества.
Кадровый ответ
– Как удаётся добиваться таких результатов?
– Мы в своей работе ориентируемся на два основных момента: потребности региона в соответствующих кадрах и необходимость создания центра компетенций для реализации федеральных проектов. Сейчас у нас девять факультетов, хотя в начале этого года было всего шесть. Так в апреле открыт факультет информационных технологий, который с первого же года стал востребован у наших абитуриентов, мы закрыли как бюджетные, так и внебюджетные места ребятами с хорошим баллом ЕГЭ. Кроме того, факультет стал центром компетенций по реализации федерального проекта “Педагог в цифровой среде”. Как мы знаем, сейчас школы хорошо обеспечены материально-технической базой, но этого недостаточно, если нет квалифицированного пользователя. И мы занимаемся как подготовкой таких пользователей, так и созданием федеральной системы, которая позволяет эффективно использовать информационные технологии в части повышения качества образования.
Второй открытый в этом году факультет – лингвистический. В сложившейся в мире ситуации проект “Русский язык как иностранный” также является задачей федерального уровня. Мы развиваем и иностранное сотрудничество, у нас 40 действующих соглашений о сотрудничестве с иностранными образовательными организациями из 11 стран мира. Несмотря на все трудности, мы в этом году восстановили систему двух дипломов: наши студенты имеют возможность получить российский и китайский дипломы, так как в этом году мы возобновили обмен студентами бакалавриата и преподавателями с Аньхойским педагогическим университетом. И с 1 декабря мы запустили физико-технологический факультет.
– Расскажите о нём подробнее. Сейчас тема технологического суверенитета поднимается на разных уровнях. Но имеет ли эта задача решение?
– Без сомнения, но для этого необходимо объединение ресурсов. Так, 14 декабря по моему запросу состоялся Совет ректоров Приволжского федерального округа. В нём приняли участие председатели и члены Советов ректоров 14 регионов ПФО, заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, а также министр науки и образования Нижегородской области Ольга Петрова. По итогам заседания единогласно было принято решение поддержать инициативу Мининского университета и создать ассоциацию “Образовательный округ”, которая объединит все вузы ПФО. Её основная задача – консолидация ресурсов для реализации федеральных задач в концепции проектно-сетевого сотрудничества.
Учить по новому
Работу ассоциации я предложил начать как раз с проекта по повышению качества подготовки школьников по физике. Эта тема на прошлой неделе обсуждалась главой Минобрнауки Валерием Николаевичем Фальковым и главой Минпросвещения Сергеем Сергеевичем Кравцовым. Необходима совместная разработка концепции развития инженерного образования в России.
У Мининского университета уже есть серьёзные наработки в этом направлении, которые мы сделали совместно с коллегами из Московского государственного педагогического университета и ННГУ им. Лобачевского.
Работа на перспективу
– Что уже сделано в рамках проекта?
– Мы создали физико-технологический факультет, о котором я говорил ранее, открыли кафедру методики преподавания физики. Внедрили новый внутренний стандарт подготовки учителя физики:
– кураторами и наставниками будущих учителей физики уже сейчас являются профессора именно физики из ННГУ и ИПФ РАН;
– учебный процесс осуществляется на базе действующих экспериментальных лабораторий физического факультета ННГУ и ИПФ РАН;
– мы запустили программу повышения квалификации для действующих учителей физики региона, разработанную совместно с физическим факультетом ННГУ по заказу министерства образования и науки Нижегородской области.
Но это только оперативное решение. А есть ещё стратегическая составляющая.
– В чем она заключается?
– Для восполнения дефицита инженерных кадров и популяризации инженерной и изобретательской деятельности необходимо обеспечить условия для максимально раннего знакомства и широкого вовлечения детей во взаимодействие с технологиями. Начинать готовить инженеров в университетах поздно. Решение этой задачи предлагаем в форме сквозного потока по линии родители – детский сад – школа – вуз, конечно, учитывая возрастные особенности детей.
Для успешной реализации необходима проработка четырёх основных компонентов:
– содержания предметной области;
– методики преподавания;
– нового стандарта учителя;
– образовательной среды.
Но задачу я вижу много шире. Проблема не только в недостаточности инженеров-конструкторов и инженеров-проектировщиков, то есть людей с хорошим высшим инженерным образованием. Таких специалистов можно подготовить за счёт отбора и отдельной подготовки 3-5% школьников. Для обеспечения технологического и тем более мировоззренческого суверенитета страны этого недостаточно. Нужно сформировать массовую высокую мировоззренческую и технологическую культуру в стране. А для этого необходимо и всеобщее историческое и технологическое просвещение на каждом этапе создания ценностей. «Образовательный округ» может стать эффективным механизмом реализации концепции технологического просвещения, а все участники – амбассадорами.
У Мининского университета уже есть серьёзные наработки в этом направлении, которые мы сделали совместно с коллегами из Московского государственного педагогического университета и ННГУ им. Лобачевского.
Работа на перспективу
– Что уже сделано в рамках проекта?
– Мы создали физико-технологический факультет, о котором я говорил ранее, открыли кафедру методики преподавания физики. Внедрили новый внутренний стандарт подготовки учителя физики:
– кураторами и наставниками будущих учителей физики уже сейчас являются профессора именно физики из ННГУ и ИПФ РАН;
– учебный процесс осуществляется на базе действующих экспериментальных лабораторий физического факультета ННГУ и ИПФ РАН;
– мы запустили программу повышения квалификации для действующих учителей физики региона, разработанную совместно с физическим факультетом ННГУ по заказу министерства образования и науки Нижегородской области.
Но это только оперативное решение. А есть ещё стратегическая составляющая.
– В чем она заключается?
– Для восполнения дефицита инженерных кадров и популяризации инженерной и изобретательской деятельности необходимо обеспечить условия для максимально раннего знакомства и широкого вовлечения детей во взаимодействие с технологиями. Начинать готовить инженеров в университетах поздно. Решение этой задачи предлагаем в форме сквозного потока по линии родители – детский сад – школа – вуз, конечно, учитывая возрастные особенности детей.
Для успешной реализации необходима проработка четырёх основных компонентов:
– содержания предметной области;
– методики преподавания;
– нового стандарта учителя;
– образовательной среды.
Но задачу я вижу много шире. Проблема не только в недостаточности инженеров-конструкторов и инженеров-проектировщиков, то есть людей с хорошим высшим инженерным образованием. Таких специалистов можно подготовить за счёт отбора и отдельной подготовки 3-5% школьников. Для обеспечения технологического и тем более мировоззренческого суверенитета страны этого недостаточно. Нужно сформировать массовую высокую мировоззренческую и технологическую культуру в стране. А для этого необходимо и всеобщее историческое и технологическое просвещение на каждом этапе создания ценностей. «Образовательный округ» может стать эффективным механизмом реализации концепции технологического просвещения, а все участники – амбассадорами.