Где дорога, там и путь
Алексей НЕСТЕРОВ, председатель совета директоров
АО «Строитель» Шатковского района Нижегородской области
АО «Строитель» Шатковского района Нижегородской области
Председатель совета директоров АО «Строитель» Шатковского района Алексей Иванович Нестеров сначала скептически отнесся к идее покупки асфальтного завода в Китае. Тем более что выложить за него надо было аж 72 миллиона рублей, а так как свободных денег у предприятия не было, то волей-неволей надо было обращаться в банк. Но когда новое оборудование поступило, было смонтировано на производственной базе «Строителя» и пошла первая продукция, сомнения опытного производственника развеялись сами собой. И, более того, он одобрительно отзывается о молодых специалистах, в числе которых главный инженер Сергей Александрович Малышев и его сын, тоже Алексей, настоявших перед советом директоров АО на его приобретении.
Под новые требования –
новый завод
новый завод
– Сегодня на смену старым ГОСТам, по которым в России и строились дороги общего пользования, пришли новые требования, прописанные Техрегламентом Таможенного союза, в том числе и к асфальтобетонным смесям. Соответствовать им старые заводы могут, разве что пройдя глубокую модернизацию, – рассказывает Алексей Иванович Нестеров. – Мы посчитали, что затраты на нее будут сопоставимы со стоимостью нового комплекса, тем более что монтаж его занял не так много времени. А в результате на выходе получили продукцию – асфальтовую смесь, отвечающую самым высоким требованиям. Да и банк нам пошел навстречу, оформив в лизинг приобретенное оборудование. Думаю, окупится оно довольно быстро.
Производственный процесс на новом асфальтовом заводе практически полностью автоматизирован, обслуживают его всего восемь человек, тогда как на старом АБЗ приходилось держать куда более значительный штат. А это опять же снижение затрат. А производит он до 1300 тонн смеси в сутки. Под такую производительность предприятию явно не хватает заказов. И Алексей Иванович видит в этом несовершенство проводимых ныне торгов. Раньше, по его словам, к предприятиям, участвующим в конкурсах на подряды по строительству и ремонту дорог, допускались только те, кто имел определенную производственную базу, нужную технику, соответствующий уровень квалификации кадров и опыт таких работ.
– Сегодня же таких требований к участникам конкурса не предъявляют. Победителя определяют по предложенной минимальной цене работ. Доходит до смешного, что претендуют на дорожные объекты аграрные предприятия, у которых ни опыта, ни соответствующей техники, ни тем более кадров нет. Потом подряд они предлагают у них выкупить специализированной дорожной организации за более высокую цену. Мы на такие предложения не реагируем – считаем, что марка, авторитет предприятия дороже. Тем не менее в системе торгов принципы отбора победителей надо менять.
Производственный процесс на новом асфальтовом заводе практически полностью автоматизирован, обслуживают его всего восемь человек, тогда как на старом АБЗ приходилось держать куда более значительный штат. А это опять же снижение затрат. А производит он до 1300 тонн смеси в сутки. Под такую производительность предприятию явно не хватает заказов. И Алексей Иванович видит в этом несовершенство проводимых ныне торгов. Раньше, по его словам, к предприятиям, участвующим в конкурсах на подряды по строительству и ремонту дорог, допускались только те, кто имел определенную производственную базу, нужную технику, соответствующий уровень квалификации кадров и опыт таких работ.
– Сегодня же таких требований к участникам конкурса не предъявляют. Победителя определяют по предложенной минимальной цене работ. Доходит до смешного, что претендуют на дорожные объекты аграрные предприятия, у которых ни опыта, ни соответствующей техники, ни тем более кадров нет. Потом подряд они предлагают у них выкупить специализированной дорожной организации за более высокую цену. Мы на такие предложения не реагируем – считаем, что марка, авторитет предприятия дороже. Тем не менее в системе торгов принципы отбора победителей надо менять.
Построили всё, что было можно
Доброе имя «Строитель» зарабатывал годами, хотя дорогами стал заниматься не сразу. Организация, на базе которой впоследствии возникло АО «Строитель», была создана в 1957 году решением исполкома Шатковского районного Совета народных депутатов, утвердившим договор между колхозами района о создании межколхозной строительной организации – Шатковской МСО, впоследствии неоднократно реорганизовывалась и переименовывалась.
Организация создавалась для капитального строительства на селе поначалу только объектов животноводства. Первые два года развивали собственную производственную базу. Создав базу, приступили к строительству объектов животноводства, жилья, школ, детских садов, сельских Домов культуры. Как говорит Алексей Иванович, в Шатковском районе практически нет объекта, на возведении которого не трудились их строители. За время существования организации было введено в действие более 2000 различных объектов: 27 школ, 18 детских садов, 12 Домов культуры, помещения для крупного рогатого скота, свинарники, картофелехранилища, зерносклады, птицефабрика, мехмастерские. Построено более 410 тыс. кв. метров жилья, в том числе по таким значимым для села социальным программам, как «Переселение граждан из аварийного жилого фонда», для молодых специалистов, для предоставления их детям, оставшимся без попечения родителей.
Перестроечные годы аукнулись организации тем, что объемы строительства резко сократились, и чтобы выжить, ей пришлось освоить технологию строительства и ремонта дорог. За последние 10 лет ею построено и отремонтировано более 250 км дорог. Кроме того, «Строитель» наладил производство несущих конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона; асфальтобетонных смесей, ведет добычу песка, что значительно снижает затраты и делает предприятие конкурентоспособным на рынке дорожного строительства.
Организация создавалась для капитального строительства на селе поначалу только объектов животноводства. Первые два года развивали собственную производственную базу. Создав базу, приступили к строительству объектов животноводства, жилья, школ, детских садов, сельских Домов культуры. Как говорит Алексей Иванович, в Шатковском районе практически нет объекта, на возведении которого не трудились их строители. За время существования организации было введено в действие более 2000 различных объектов: 27 школ, 18 детских садов, 12 Домов культуры, помещения для крупного рогатого скота, свинарники, картофелехранилища, зерносклады, птицефабрика, мехмастерские. Построено более 410 тыс. кв. метров жилья, в том числе по таким значимым для села социальным программам, как «Переселение граждан из аварийного жилого фонда», для молодых специалистов, для предоставления их детям, оставшимся без попечения родителей.
Перестроечные годы аукнулись организации тем, что объемы строительства резко сократились, и чтобы выжить, ей пришлось освоить технологию строительства и ремонта дорог. За последние 10 лет ею построено и отремонтировано более 250 км дорог. Кроме того, «Строитель» наладил производство несущих конструкций и изделий из бетона и сборного железобетона; асфальтобетонных смесей, ведет добычу песка, что значительно снижает затраты и делает предприятие конкурентоспособным на рынке дорожного строительства.
Дорогие дороги
В зоне ответственности «Строителя» почти 760 километров дорог не только в своем родном Шатковском районе, но и в соседних Первомайском и Дивеевском. Работы на них немало, и хорошо, что появился национальный проект «Дороги», который как раз и направлен на то, чтобы увеличить объемы строительства и капитальный ремонт дорог. Тем не менее, как считает Алексей Иванович, выделяемых средств всё равно не хватает, тем более что большинство автомобильных дорог общего пользования находится в плачевном состоянии.
Реально снизить затраты на производство работ, по убеждению Нестерова, могло бы государственное регулирование цен на компоненты для производства асфальтобетонной смеси, если речь идет об объектах, вошедших в нацпроект «Дороги». Кроме песка, который добывают на двух своих карьерах, щебень и битум ПБВ 90 «Строителю» приходится покупать. Только, например, битума новому асфальтному заводу в смену надо 52 тонны, за которые надо заплатить 1 млн 500 тысяч рублей. Отсюда и дороги у нас получаются дорогими.
Что касается возможностей предприятия по увеличению объема работ, то, как утверждает Алексей Иванович, за ними не станет. Производственная база «Строителя» отвечает всем необходимым требованиям. Только автотранспорта и спецтехники здесь насчитывается более 100 единиц. Плюс новый асфальтовый завод со своей производительностью. А самое главное – это кадры, в том числе и молодые, которым интересно осваивать новые технику и технологии.
«Строитель» смело можно назвать градообразующим. На сегодняшний день в нём трудятся 340 человек. Кадрами здесь дорожат и стараются сохранить, не только выплачивая достойную заработную плату. Так, восемь специалистов, которые составляют костяк коллектива, получили от предприятия квартиры с земельными участками. С ними заключен договор, согласно которому они должны отработать на предприятии не менее 10 лет. Такая система закрепления кадров мало чем отличается от той, что существовала в советское время. Сам Нестеров считает, что она полностью оправдывает себя и в наше время.
Реально снизить затраты на производство работ, по убеждению Нестерова, могло бы государственное регулирование цен на компоненты для производства асфальтобетонной смеси, если речь идет об объектах, вошедших в нацпроект «Дороги». Кроме песка, который добывают на двух своих карьерах, щебень и битум ПБВ 90 «Строителю» приходится покупать. Только, например, битума новому асфальтному заводу в смену надо 52 тонны, за которые надо заплатить 1 млн 500 тысяч рублей. Отсюда и дороги у нас получаются дорогими.
Что касается возможностей предприятия по увеличению объема работ, то, как утверждает Алексей Иванович, за ними не станет. Производственная база «Строителя» отвечает всем необходимым требованиям. Только автотранспорта и спецтехники здесь насчитывается более 100 единиц. Плюс новый асфальтовый завод со своей производительностью. А самое главное – это кадры, в том числе и молодые, которым интересно осваивать новые технику и технологии.
«Строитель» смело можно назвать градообразующим. На сегодняшний день в нём трудятся 340 человек. Кадрами здесь дорожат и стараются сохранить, не только выплачивая достойную заработную плату. Так, восемь специалистов, которые составляют костяк коллектива, получили от предприятия квартиры с земельными участками. С ними заключен договор, согласно которому они должны отработать на предприятии не менее 10 лет. Такая система закрепления кадров мало чем отличается от той, что существовала в советское время. Сам Нестеров считает, что она полностью оправдывает себя и в наше время.