Путеводитель по безопасности
Эксперты рассказали, по каким сценариям работают мошенники и как не попасть в их сети
Путеводитель по безопасности
Эксперты рассказали, по каким сценариям работают мошенники и как не попасть в их сети
«Вам звонят из службы безопасности банка», «Мама, я попал в ДТП, срочно нужны деньги» — эти фразы в своей телефонной трубке слышали, конечно, многие. И, казалось бы, всем известно, что с этих слов начинают свою атаку мошенники. Информации о таких преступлениях много. Однако же волна мошенничеств не спадает. Люди продолжают терять большие суммы. В чём тут дело? И как противостоять обману?
Разобраться в проблеме решили эксперты круглого стола «Путеводитель по безопасности: СМИ и общество» и мастер-класса для представителей СМИ и пресс-служб, прошедших в Нижегородском областном информационном центре. Тему решили рассмотреть с самых разных сторон.

Прежде всего — по каким сценариям работают мошенники? Заместитель начальника отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-телекоммуникационных технологий ГУ МВД по Нижегородской области Артём Бордюг рассказал о самых распространённых.
Хищение денег
— Звонки якобы из банков и силовых структур. Злоумышленники сообщают, что по счёту будто бы проходят сомнительные операции, деньги в опасности, надо перевести их на некий безопасный счёт. Также убеждают оформить кредит. Будто бы это может отменить подозрительную операцию.
!
— Звонки от лже-родственников, соседей, знакомых. Злоумышленник представляется человеком, которого жертва знает. Он уверяет, что якобы попал в ДТП, в котором пострадали люди, и теперь ему грозит колония, но всё можно исправить, если передать деньги человеку, который за ними приедет. Жертву убеждают, что деньги будто бы пойдут, например, на лечение пострадавших.
!
— Звонки от лже-директоров. Сотруднику поступает звонок с известного ему номера. Как правило, это номер непосредственного начальника. Его просят позвонить на номер, по которому ответит учредитель или генеральный директор. Сотрудник звонит, и лже-учредитель рассказывает, что якобы систему взломали, утекли персональные данные, и прямо сейчас мошенники пытаются оформить на него кредит. Далее предлагают срочно перевести свои деньги на безопасный счёт.
!
— Знакомство в интернете. Молодой человек знакомится с девушкой, и та предлагает пойти в театр, кино, на концерт. Даёт ссылку для покупки билетов. Парень переходит по ссылке и попадает на сайт, который оказывается фейковым. Но это он понимает только потом. А пока вводит данные своей карты. И лишается всех денег.
!
— Предложение лёгкого заработка на инвестициях. Жертву убеждают, что можно получить много денег при минимальных вложениях в некие выгодные проекты. Создаётся видимость получения прибыли. В итоге человек вкладывает крупную сумму. После этого с ним больше не выходят на связь.
!
— Сообщения детям. Ребёнку в интернете приходит предложение получить деньги, например, за просмотр ролика на YouTube, или сообщение якобы от известного блогера, что он выиграл приз, нужно только заплатить за пересылку. Мошенники просят сообщить реквизиты родительской банковской карты, в том числе трёхзначный код на обороте. В итоге деньги со счёта исчезают.
!
Хищение персональных данных
Это происходит при переходе по ссылке, полученной от непроверенного источника на фейковый сайт. Человека просят ввести данные какой-либо учётной записи, и, если аккаунт недостаточно защищён, происходит взлом.
«Наглость зашкаливает!»
Однако же это лишь самые распространённые схемы. Есть и другие. Мошенники надевают всё новые и новые маски.

— Наглость мошенников зашкаливает, она беспредельна! — не сдерживал эмоций эксперт круглого стола, полковник милиции в отставке, руководитель общественного проекта по борьбе с телефонным и онлайн-мошенничеством «Не дай себя обмануть» Иван Соловьёв.

Он рассказал, как буквально на днях в одном из регионов при нём заместителю директора одной влиятельной структуры поступило в мессенджере сообщение якобы от вице-губернатора с просьбой: сейчас позвонит такой-то человек, он из ФСБ, пожалуйста, делайте, как он скажет. И действительно через пять минут раздался звонок.

— Я этому человеку говорю: это мошенник, — рассказал Иван Соловьёв. — А он: ну как же, это же от вице-губернатора. И действительно: сообщение было с аватаркой вице-губернатора, с его номера.

Эксперт добавил, что похожая история недавно была в Госдуме: мошенники разослали сообщения от имени председателя комитета по безопасности.

При этом мошенники изобретают не только новые легенды для своих трюков, но и берут на вооружение современные технологии. Так, преступники используют техническую возможность подмены телефонных номеров.

— То есть потерпевший может видеть знакомый ему номер, но не тот, с которого звонят, — прокомментировал Артём Бордюг. — Это сложный технический процесс, с которым сейчас борется Роскомнадзор.
И пионеры, и пенсионеры
Помимо новых способов ширится и круг жертв мошенников. Считается, что чаще всего в сети преступников попадают пенсионеры. Но это не так.

— Замеры и исследования Центробанка показывают, что наиболее уязвимая аудитория — это мужчины 25−44 лет, — рассказала руководитель проекта финансового просвещения «Меня не обмануть», член Общественного совета при Управлении МВД по Нижнему Новгороду Наталья Халезова. — То есть это человек с высшим образованием, информированный и активный пользователь онлайн-ресурсов.

К слову, много времени в интернете проводят и подростки. И за них мошенники в последнее время взялись очень активно.

— У нас уже появляются новости, что, например, 11-летний мальчик перевёл 1,5 миллиона рублей мошенникам, — рассказала Наталья Халезова.

При этом, как отметил Иван Соловьёв, у многих подростков уже есть свои банковские карты. Они привязаны к счёту родителей, а пользуются мошенники тем, что подростки не всегда вдумчиво относятся к деньгам.

И это ещё не всё. Злоумышленники нередко стали использовать детей вслепую: дают банковскую карту, просят снять деньги и принести. Платят за это 1000 рублей. Так подросток невольно сам становится участником мошеннической схемы.
Ставка на панику
Чем же берут мошенники?

— Те, кто звонит, — очень хорошо подготовленная организованная группа, — рассказал Артём Бордюг. — У них есть свои скрипты, по которым они ведут диалог, алгоритмы. Они этому обучаются.

Главное для мошенников — вывести на эмоции. В стрессе человек наиболее уязвим.

— Все мы боимся за сохранность наших финансов, тем более если это пожилой человек, — пояснил полицейский. — С чего начинается разговор с мошенниками? С того, что-либо кто-то пытается списать ваши деньги со счёта, либо «а не вы ли взяли этот кредит?». Соответственно у человека эмоции преобладают в этот момент. Он всеми силами старается обезопасить себя.

И тут важно эмоциям ни в коем случае не поддаваться. А ещё лучше сразу, услышав слова-маркеры, прерывать разговор. «Безопасный счёт», «Кто-то пытается получить от вашего имени кредит», «я попал в ДТП, нужны деньги» — услышав эти фразы, нужно немедленно давать на телефоне отбой.

Именно немедленно. Иначе, по словам Натальи Халезовой, в какой-то момент можно просто потерять бдительность и начать делать то, что говорят.

— Это проверено на самых подкованных людях, — сообщила эксперт.

По этой же причине Наталья Халезова призвала не пытаться шутить над мошенниками. Мол, операция подозрительная? Да что вы говорите!

— Сначала хиханьки-хахоньки, а потом человек просто начинает машинально нажимать на кнопки и что-то делать, — объяснила Наталья Халезова. — И кроме того, замечено, что мошенники начинают мстить тем, кто над ними насмехается. Инструментов у них очень много, начиная от создания в соцсетях фейковых страниц с неприличным контентом.
Главные слова
Для того чтобы жители региона знали о приёмах мошенников и не попадали в сети обмана, делается очень много.

— На официальном сайте Главного управления МВД создана рубрика «Осторожно, мошенники», в которой размещено около 400 материалов, — сообщил заместитель председателя Общественного совета при областном полицейском главке Сергей Остроумов.

Полицейские рассказывают о мошеннических схемах работникам предприятий, организаций, встречаются со студентами, школьниками, раздают профилактические листовки.

Много пишут о мошенниках журналисты. Главный редактор газеты «Нижегородская правда» и сетевого издания Pravda-nn Лариса Авдеева рассказала, что материалы, призванные помочь читателям не стать жертвами обмана, и в газете, и на сайте выходят регулярно. Например, на сайте — не меньше трёх-пяти в неделю.

— На самом деле счёт информационных сообщений о разных видах мошенничества идёт на тысячи, — сообщила Лариса Авдеева. — Важно доносить информацию в разных форматах, на разных уровнях: для молодёжи, для зрелых людей, для пожилых. Но проблема в том, что мошенники не сидят сложа руки. И пока мы пишем об одном, они уже придумывают новые способы. Поэтому важно не только просвещать людей, рассказывая о конкретных уловках, но и давать общие советы. В том числе советы по психологической безопасности — как вычислить мошенника с первых фраз, как не впадать в панику и сохранять критическое мышление.

Также, по мнению экспертов, нужно ставить заслон мошенникам на уровне законодательства. Например, есть законопроект о самозапрете на кредит. Если человек, обратившись в банк, установит его, уже никто не сможет сбить его с толку и убедить взять кредит. Пока этот закон не принят.
Также эксперты считают, что недостаточно активно противостоят мошенникам банки.
Но многое можем сделать мы сами. О простых и важных правилах кибергигиены рассказал директор областного Центра координации проектов цифровой экономики Виталий Климашов.
— Все гаджеты должны иметь антивирусную защиту.
— Нельзя переходить по ссылкам, если не уверены в них. Ссылки нужно проверять. Это можно сделать, например, на портале КиберЗОЖ.
— Не надо выкладывать в соцсетях информацию, которой могут воспользоваться мошенники. Например, фото билета на самолёт. Понятно, что человек хотел поделиться радостью: отправляюсь в путешествие! А на билете — персональные данные, дата и место поездки. А потом мошенники пришлют друзьям этого человека: застрял там-то, срочно выручай, перечисли денег! И будет выглядеть достоверно.
— Периодически меняйте пароли для своих аккаунтов. Пароль должен быть сложным.
— Критично относитесь к любой информации, запросам, которые поступают через интернет, через мессенджеры. Чем разумнее будем мы, тем меньше шансов у мошенников!