Правила
хорошей торговли
Леонид САНДАКОВ,
председатель правления
Тоншаевского райпо Нижегородской области
В магазинах Тоншаевского райпо уже несколько лет в специальных цехах делают выпечку, которая своим ароматом и вкусом привлекает покупателей. Но больше всего посетителей с недавнего времени манит к себе «Малинка» в райцентре, где после реконструкции стал функционировать цех готовой еды. На высказанное вслух замечание, что ассортимент цеха нисколько не уступает ассортименту любого крупного сетевого супермаркета, где готовой продукцией заманивают покупателей, председатель правления райпо Леонид Иванович Сандаков категорично поправляет: «Даже превосходит» и начинает перечислять.
В новых условиях
Салат-бар холодный в «Малинке» предлагает для реализации суши, роллы, всевозможные салаты и холодные закуски. Салат-бар горячий дразнит ароматами картошки фри, шашлыка, жареной рыбы, наггетсами, кордон блю, фаршированными блинами... Здесь легко растеряться перед выбором пиццы, которой готовят более 10 видов, пирожков – их пекут 30 видов, хачапури, гамбургеров, чикенбургеров, чиабатты с ветчиной, чизбургеров...

Однако Леонид Иванович при этом замечает:

– Хотя не скрою, как раз у одного из таких супермаркетов мы и переняли опыт создания цеха готовой еды. Даже провели обучение персонала на производственных площадях магазинов SPAR в Нижнем Новгороде. За 2018 год в цехе произвели и реализовали продукции на несколько миллионов рублей. Условия хозяйствования для потребительской кооперации в последние годы резко поменялись. Помимо оттока трудоспособного населения, в основном молодежи, в города, нам приходится испытывать еще и жесточайшую конкуренцию на потребительском рынке со стороны крупных сетевых компаний. Так что и бороться с ними мы учимся их «оружием», не забывая при этом об основных своих задачах и целях.

Задачи потребительской кооперации многогранны, и для Тоншаевского райпо, отмечающего в этом году 110-летие, мало изменились. И принцип повышения жизненного уровня не только членов кооператива, но и в целом сельского населения, в новых условиях хозяйствования приобрел особую значимость. Роль потребительской кооперации в социально-экономическом развитии района сегодня трудно переоценить. По сути райпо стало бюджетообразующим для района, так как перечисляет больше всех налогов. А его многогранная деятельность, включающая в себя розничную торговлю, общественное питание, заготовительную деятельность, промышленное производство, бытовое и аптечное обслуживание, гостиничное дело, имеет огромное значение для всех жителей района.
Учимся у конкурентов
Основной деятельностью была и остается розничная торговля, где сегодня даже в таких отдаленных районах Нижегородской области, как Шахунский и Тоншаевский, население которых обслуживает райпо, конкуренция достигла высокого накала. Сюда тоже добрались крупные сетевые компании, у которых ресурсы и возможности несоизмеримо больше. Но у них нет тех социальных обязательств, которые традиционно закреплены за потребительским обществом.

Желание понять и научиться эффективнее конкурировать с федеральными сетями, как раз и привело к тому, что мы стали изучать технологию роста продаж ведущей европейской сети SPAR. Привлекательность ее в том, что магазин не работает в границах жёсткой матрицы. Так же как и в других магазинах сети, продукция собственного производства Тоншаевского райпо занимает на прилавках приоритетное место. Кроме этого имеется возможность свободного выбора поставщиков.

Товарооборот магазина «Малинка» только за 2018 год составил 26,5 миллиона рублей, рост его – 122,4 процента.

Сегодня наше райпо обслуживает 58 населенных пунктов, в которых проживают почти 16 тысяч человек. Продажа товаров на одного человека составила 81,4 тысячи рублей, тогда как в среднем по области этот показатель – всего 20 тысяч рублей.
По совокупному объёму деятельности и розничному товарообороту мы в области занимаем третье место, уступив только двум райпо – Починковскому и Ковернинскому. Это два крупных по населению и экономике района, несравнимо больше Тоншаевского.
Мы хорошо понимаем, что постоянно конкурировать с сетевыми компаниями возможно лишь благодаря передовым методам ведения торговли. У нас из 58 магазинов, осуществляющих розничную торговлю, 27 работают по методу самообслуживания, восемь – автоматизированные.

Сегодня магазины потребительской кооперации нисколько не уступают городским ни по ассортименту, ни по внешнему виду и даже по фирменному стилю – таковой появился и у нас. Так, сеть магазинов «Отличный вкус» специализируется на продажах продукции собственного производства. Только в одном городе Шахунья открыто пять таких магазинов.

Программа «Покупай нижегородское», реализуемая региональным правительством, как нельзя лучше отвечает насущным задачам потребительской кооперации. Тем более что глобальные торговые сети всё еще не заинтересованы в реализации продукции местных производителей. В райпо продукция цеха полуфабрикатов делается всегда из закупленного от крестьянских подворий мяса. Ежедневно в магазинах свежий хлеб, хлебобулочные изделия, свежая продукция кондитерских цехов хлебозавода и общепита.

В магазинах появились узнаваемые покупателями зеленые ценники, которыми обозначена собственная продукция, выработанная на предприятиях Тоншаевского райпо.
Стало традицией проводить выставки-продажи товаров и кондитерских изделий во всех крупных населённых пунктах района. Регулярно занимаемся выездной торговлей за пределами района и области. За счёт выездной торговли мы только в прошлом году получили дополнительный товарооборот на 24 млн рублей.
Запас прочности
Особое внимание уделяем развитию промышленного производства. Приобретая новое технологическое оборудование взамен устаревшего, специализированный автотранспорт, проводя текущий ремонт, мы, таким образом, создаем запас прочности, дополнительный товарооборот, получаем доходы. Вложенные в модернизацию средства окупаются с лихвой и способствуют оказанию населению социальных услуг, которые считаются априори убыточными. Это, в частности, ритуальные и бытовые услуги.

Одной из сложных, но особенно важных отраслей деятельности стали для нас заготовки. Принимая от населения мясо, овощи, картофель, дикорастущую продукцию – ягоды и грибы, мы даём возможность жителям района заработать. Для многих это является основным источником доходов. Но сельское население катастрофически сокращается, остаются старики, многие из которых уже неспособны производить сельхозпродукцию. Если в предыдущий отчётный период все объёмы заготовительной продукции мы делали за счёт населения района, то последнюю пятилетку основные объёмы заготовок производим за счёт соседних районов, а также Кировской области. За 2018 год заготовительный оборот по райпо составил почти 70 миллионов рублей.

Вся дикорастущая продукция пользуется высоким спросом, особенно в Москве, областном центре и других регионах России. За прошлый год население района заработало от сдачи такой продукции в райпо 4 млн 374 тыс. рублей.
Социальная миссия
Настоящим золотым фондом Тоншаевского райпо остаются люди. Многие из них в коллектив влились после окончания школы и сейчас, будучи пенсионерами, продолжают работать. Они щедро передают свой богатый опыт молодежи, которой у нас более
17 процентов.

Благоприятному моральному климату на предприятии способствуют решенные бытовые, социальные вопросы. Так, организована доставка работников из дальних населённых пунктов автотранспортом райпо. Правление частично оплачивает путёвки в лагеря летнего отдыха детей работников потребкооперации. Специалистам предоставляются дополнительные дни к отпуску и оказывается материальная помощь в размере 50 процентов должностного оклада. Работникам райпо предоставляем денежные займы на покупку и ремонт жилья, прибретение автомобилей. Регулярно чествуем ветеранов кооперации, помогаем при подготовке к зиме, заготовке топлива.

Такая теплая и в то же время деловая обстановка в коллективе способствует тому, что потребительская кооперация Тоншаевского района вот уже в течение девяти лет является лидером экономического соревнования Нижегородского облпотребсоюза, а по итогам соревнования 2017 года ей присуждено переходящее знамя Центросоюза Российской Федерации.

Для экономики райпо, безусловно, накладно содержать в деревнях убыточные магазины. За предыдущий год убыток от их содержания составил 719 тысяч рублей, а месячный товарооборот не превысил 100 тысяч. И, тем не менее, мы сознательно идем на такие убытки, понимая, что в бесперспективных деревнях проживают люди, пусть даже их единицы. Им тоже необходимы продукты питания, медикаменты. В те населённые пункты, где отсутствует стационарная торговая сеть, выезжает автомагазин, который доставляет товары повседневного спроса, и не только Тоншаевского, но и соседнего Шахунского района.

Тоншаевское райпо ежегодно оказывает спонсорскую помощь сельским и поселковым администрациям в реализации проектов, участвующих в региональной программе по поддержке местных инициатив. Помогаем детям-инвалидам, к началу учебного года для них и детей из малоимущих семей приобретаем канцтовары, к Новому году предоставляем сладкие подарки. В этом тоже заключается наша социальная миссия, от которой мы не намерены отказываться. Экономика обречена на неуспех, если не ориентирована на человека. Этого принципа наше райпо придерживается вот уже 110 лет.