Малый бизнес в районе
Пожалуй, название Дальнее Константиново слышал каждый современный нижегородец, а многие ездят в Дальнеконстантиновский район, чтобы полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, погулять по лесу... Ехали сюда со всей округи и много веков назад, но не за прогулками по лесу, а за разными товарами. Оказывается, Константиново было крупным торговым центром. Здесь проходили еженедельные субботние базары, а также крупные ярмарки, обычно – осенью.
Само село было небольшим, имело всего одну улицу. Но улица эта была широкой, а посередине нее стояли торговые ряды, лавки, навесы... Купить здесь было можно абсолютно всё: от пряников, подушек и детских игрушек до мешков с сеном, мукой, мяса, кадок и кирпичей. Летом товар привозили на телегах, зимой – на санях. Бывало, хлеба привозили по 400 возов, а рыбы – по 200. И всё раскупалось, ничего не отвозили обратно.
Блин не комом
А вообще любимой едой всегда были первые блюда, а именно щи. Сказать, хорошая хозяйка или плохая, можно было по ее умению варить щи. Даже поговорка в народе сложилась: «Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит». И, конечно же, на каждом столе в каждой семье были блины. Традиционно их пекли из гречневой муки, а ели с маслом, сметаной и шкварками, с салом, маком, вареньем – всего не перечислить. И опять же, каждая девушка старалась освоить мастерство выпекания блинов, ведь так у нее было куда больше шансов выйти замуж.

Говорят, что базарное Константиново принимало всех. Всех кормило, давало заработок, радовало покупками, учило торговать. И всегда Константиново считалось богатым селом.
Печёночники
Чтобы занять хорошее место на базаре, торговцы приезжали заранее и останавливались на ночлег на постоялых дворах, столовались в трактирах, веселились в питейных домах. Интересный факт: константиновцев называли печёночниками – уж больно популярны у них были блюда из печени, которыми они и потчевали приезжих торговцев. А что, готовится она быстро и несложно, затраты минимальны. Наварят константиновцы печени и разносят по торговым рядам в качестве обеда торговцам.

Никто не прочь был перекусить или закусить, печень расходилась быстро. Из-за этого занятия и назвали константиновцев печёночниками. Вот такая гастрономическая достопримечательность, которая в недалеком будущем станет основой для проведения крупного фестиваля. Но об этом чуть позже.
В помощь бизнес-голодающим
Заметим, что и сейчас ситуация особо не изменилась. В Дальнеконстантиновском районе хорошо развито предпринимательство различных направлений. Как утверждают сами предприниматели, администрация не ставит препятствий, а напротив, помогает развивать дело. От такого сотрудничества хорошо всем, а особенно потребителям, то есть жителям района. Выбор услуг и товаров делает жизнь вдали от областного центра комфортной, нет нужды ездить за тридевять земель за покупками. На территории района работают порядка 250 предпринимателей.

Администрация выдает гранты на поддержку вновь зарегистрированных предпринимателей. Каждый год – по три гранта. Они включают в себя деньги на открытие бизнеса и всестороннюю поддержку. По такому гранту предприниматель обязан отработать не менее двух лет. По истечении этого срока администрация продолжает оказывать содействие, предлагает варианты льготного кредитования и отслеживает бизнес от момента становления до развития.

Также в районе активно работает центр развития предпринимательства. Сейчас Дальнеконстантиновский район находится на 13-м месте по развитию малого бизнеса из 52 районов области.
Татьяна Бородина,
руководитель ССПК «Рута»


В ресторанный бизнес Татьяна Ионовна пришла только после того, как создала и успешно развила строительный кооператив, являясь по сей день председателем ССПК «Рута».

– В 90-е годы прошлого века я, мастер пилорамы, осталась без работы. Вариантов было немного – идти продавцом в магазин или создавать что-то свое. Тогда и приняла решение взяться за деревообработку. Впоследствии мы открыли магазин стройматериалов. Сейчас это основной вид деятельности.

А недавно я открыла детско-семейное кафе «Рыжий кот», для души.

– Хочется, чтобы было место, куда можно пойти с детьми, где можно провести время всей семьей и при этом побаловать себя чем-то вкусненьким.

А вот высококвалифицированного повара в «Рыжего кота» выписали из Нижнего. Теперь здесь он готовит настоящую итальянскую пиццу, варит ароматные супы, домашнее полностью натуральное мороженое и ждет всех на обед. Только не забывайте заранее бронировать столик, место популярное!

Татьяна Бородина неоднократно становилась победителем районного конкурса «Предприниматель года», она входит в координационный совет, при котором представители бизнеса и администрации сообща принимают то или иное решение, совместно решают задачи.

– Я не стала уезжать из родного района в Нижний Новгород, ведь у нас здесь есть всё: от областного центра находимся недалеко, до аэропорта 50 км, сфера услуг в последнее время развивается очень активно, хочется на природу – пожалуйста, есть прекрасные чистые пруды, замечательные базы отдыха, – говорит Татьяна Бородина.
Татьяна Холзакова,
директор Дальнеконстантиновского
филиала НОПО


Как давно вы вдыхали аромат настоящего свежего хлеба? Такого, что с румяной корочкой и воздушным мякишем, держа в руках который, мигом забываешь о диете к лету и изысканных десертах? Буханку именно такого хлеба не удавалось донести от магазина до дома, а мама, немного пожурив, отправляла за новой... На прилавках сейчас редко встретишь такой хлеб. А вот в Дальнеконстантиновском районе рецепт такого хлеба хранят десятилетиями. Каждое утро в магазине «Слобода» можно купить свежайший хлеб, ароматные булочки, пирожки с разными начинками. Этот магазин в поселке знают все – он находится прямо рядом с самим хлебозаводом.

Хлебозавод – это одна из составляющих Дальнеконстантиновского филиала НОПО, проще говоря – райпо.

– Наш хлеб – это вкус детства. В нем нет никаких примесей и искусственных добавок, – рассказывает директор Дальнеконстантиновского филиала Татьяна Холзакова.
– Наш филиал – многоотраслевая структура, включающая в себя розничную торговлю, производство, заготовительную деятельность и общественное питание, и находится в десятке лучших предприятий района по экономическим показателям.

Главное, что нас отличает от сетевых структур, – мы выпускаем собственную продукцию. Хлеб, пирожки, котлеты, мясные полуфабрикаты, овощные и ягодные заготовки. Во всех розничных магазинах филиала также представлена продукция наших коллег из других районов и молоко с местного молокозавода. Кстати, как только это молоко поступило к нам на полки, другие производители резко снизили свои поставки.

Гордость райпо – это три кафе (одно в Дальнем Константинове и два в Богоявлении), которые за год сделали 42 миллиона оборота с рентабельностью шесть процентов. Если сравнивать показатели за 2014 год с нынешними, то можно увидеть, что розница сильно просела, а общественное питание нисколько не упало в прибыли, а напротив, наращивает оборот.

– Мы всё делаем для гостей наших кафе, чтобы им было комфортно, чтобы как можно чаще приходили к нам на обед, отмечали у нас дни рождения и свадьбы, различные мероприятия. Если в розничной торговле можно отметить сезонность объемных показателей – выручка вырастает в разы с наступлением дачного сезона, то общественное питание такой особенности не имеет, – отмечает наша собеседница.
Старшие повара Зинаида Соколова и Мария Гайтанова – настоящие профессионалы, которые очень любят свою работу.

– Каждый старается придумать что-то свое для кафе, в котором работает. Даже любимая многими солянка у этих двух поваров получается очень вкусная, но совершенно разная!
Между тем представители райпо – не простые бизнесмены, думающие исключительно о выручке. Они заботятся о населении деревень, организовывая выездную торговлю. Везут хлеб и продукты даже туда, где всего по два-три человека живут.

– Также мы работаем с бюджетной сферой – поставляем хлеб и овощи в школы и садики. Что касается заготовительной деятельности, то мы закупаем излишки сельхозпродукции у населения и реализуем ее в наших магазинах, в общественном питании и в бюджетной сфере.

Сейчас в райпо трудятся 100 человек. Как отмечает Татьяна Николаевна, это люди с особенной закалкой, самоотверженные, готовые во что бы то ни стало работать на результат и благо родного района. Кстати, в этом году Дальнеконстантиновской кооперации исполняется 105 лет!

– Райпо – это, прежде всего, качество продукции, определенные традиции. Но мы не отстаем от современных технологий, идем в ногу со временем. Так, на 2019 год у нас в планах реконструкция хлебозавода, добавим новое оборудование, покупатели на прилавках наших магазинов увидят новую продукцию.