Современный учитель – это лидер
Современный учитель – это лидер
В ноябре 2022 года Нижегородский областной информационный центр совместно с правительством Нижегородской области запустил информационный проект “Купно за едино – вместе за одно”.
410 лет назад призыв нижегородца Козьмы Минина к духовному единению стёр границы и барьеры социального неравенства в обществе и позволил объединить народ ради одной великой цели – служению Отечеству: всё отдать ради возрождения России. Сегодня, как и 400 лет назад, Россия вновь перед выбором: настоящие духовные ценности подменяются фальшивыми, появляются признаки гражданской разобщённости. Очень важно в такой ситуации уделять максимальное внимание воспитанию патриотизма у маленьких россиян. И в этом большую роль играют учителя. Как сейчас выстраивается программа обучения будущих педагогов, “Нижегородской правде” рассказал ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Виктор Сдобняков.
410 лет назад призыв нижегородца Козьмы Минина к духовному единению стёр границы и барьеры социального неравенства в обществе и позволил объединить народ ради одной великой цели – служению Отечеству: всё отдать ради возрождения России. Сегодня, как и 400 лет назад, Россия вновь перед выбором: настоящие духовные ценности подменяются фальшивыми, появляются признаки гражданской разобщённости. Очень важно в такой ситуации уделять максимальное внимание воспитанию патриотизма у маленьких россиян. И в этом большую роль играют учителя. Как сейчас выстраивается программа обучения будущих педагогов, “Нижегородской правде” рассказал ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Виктор Сдобняков.
– Виктор Владимирович, какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы выступать в духе времени?
– Современный учитель – это лидер, умеющий повести за собой, увлечь предметом, объединить общей идеей и задачей – эти компетенции востребованы в любой профессии.
Сейчас на первое место выходят креативность, самообучаемость, системное мышление, при этом важность фундаментальных знаний не ставится под сомнение. Педагог будущего, а во многом уже сегодняшнего дня, – это человек, формирующий исследовательское пространство вокруг себя. Он помогает проектировать индивидуальные образовательные траектории, создаёт условия для реализации творческого и интеллектуального потенциала детей. Это специалист с развитыми надпрофессиональными навыками, передающий высокие идеалы нравственности и принципы критического мышления своей команде – то есть ученикам. А главное – он самостоятельно ставит задачи и находит их решения.
То есть мы стремимся выпустить из стен вуза эксперта в предметной области, максимально соответствующего запросам работодателей и стратегическим национальным задачам, руководствуясь необходимостью опережающего развития и образования. Ведь в условиях стремительно меняющихся знаний, да и всего мира, следовать за изменениями означает наращивать отставание. Путь один – прогнозировать изменения и опережать их.
– Какие мероприятия организует Мининский университет, чтобы у студентов формировалась гражданская ответственность? И как современный учитель должен воспитывать у молодёжи и детей гражданскую ответственность?
– Современный учитель – это лидер, умеющий повести за собой, увлечь предметом, объединить общей идеей и задачей – эти компетенции востребованы в любой профессии.
Сейчас на первое место выходят креативность, самообучаемость, системное мышление, при этом важность фундаментальных знаний не ставится под сомнение. Педагог будущего, а во многом уже сегодняшнего дня, – это человек, формирующий исследовательское пространство вокруг себя. Он помогает проектировать индивидуальные образовательные траектории, создаёт условия для реализации творческого и интеллектуального потенциала детей. Это специалист с развитыми надпрофессиональными навыками, передающий высокие идеалы нравственности и принципы критического мышления своей команде – то есть ученикам. А главное – он самостоятельно ставит задачи и находит их решения.
То есть мы стремимся выпустить из стен вуза эксперта в предметной области, максимально соответствующего запросам работодателей и стратегическим национальным задачам, руководствуясь необходимостью опережающего развития и образования. Ведь в условиях стремительно меняющихся знаний, да и всего мира, следовать за изменениями означает наращивать отставание. Путь один – прогнозировать изменения и опережать их.
– Какие мероприятия организует Мининский университет, чтобы у студентов формировалась гражданская ответственность? И как современный учитель должен воспитывать у молодёжи и детей гражданскую ответственность?
– Мининский университет является ответственным не только за качество образования, но и за воспитание, так как 80% учителей региона – наши выпускники. Поэтому мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию наших студентов, выстраивая эту работу в чётком соответствии с политикой государства. В этом году в образовательных организациях по всей России реализуется проект “Разговоры о важном”, в Мининском университете тоже есть такая практика. Так, еженедельно мы проводим беседы с первокурсниками, а раз в две недели со студентами 2-5 курсов. На данный момент более 2000 студентов приняли участие в этом проекте. Наши педагоги стремятся к разнообразию форматов, поэтому “Разговоры о важном” проходят в форме дискуссионного клуба, лекций, бесед, рublic talk, лекций TED, используя материалы единого портала “Единое содержание общего образования”.
Кроме того, наши студенты ежегодно проходят тестирование на знание Конституции РФ, а также участвуют в мероприятиях, целью которых является воспитание гражданской ответственности у молодёжи. К примеру, наши студенты стали участниками слёта патриотических клубов “Я горжусь”, прошедшем в середине декабря в Москве.
Чтобы воспитать в студентах гражданскую ответственность, нужно заниматься этим вопросом гораздо раньше – в школе. Мы активно работаем в этом направлении. Мининский университет, реализующий в Нижегородской области проект Министерства Просвещения РФ по созданию психолого-педагогических классов, в этом году на базе школ города и области открыл более 80 психолого-педагогических классов. Наши преподаватели и специалисты курируют школы, в частности 10-11 классы, проводят профориентационные занятия, ведут методическое сопровождение учителей, приобщают обучающихся к традициям и культуре Мининского университета. Ежегодно к нам поступают 20-30 % учеников из профильных классов.
– В университете активно развито и работает волонтёрское движение, ваши студенты оказывают всевозможную помощь семьям мобилизованных, собирают гуманитарную помощь для Донецка и Луганска.
– Да, более 5000 наших студентов участвуют в тех или иных волонтёрских проектах. В этом году волонтёры Мининского университета присоединились к проекту #МЫВМЕСТЕ, который оказывает поддержку мобилизованным и их семьям. Наши студенты и сотрудники провели несколько акций по сбору гуманитарной помощи для участников СВО. Мы собирали канцелярские товары, художественную и учебную литературу для детей, а также продовольственные продукты, которые были отправлены в места дислокации военнослужащих.
Наши студенты и преподаватели в рамках акции “Волонтёры Просвещения – детям защитников Отечества” помогают ученикам с 1-го по 11-й классы с освоением школьной программы. Выступают в роли онлайн-репетиторов, объясняют ребятам как новые темы, так и помогают с домашним заданием. Это полезно и для студентов – они получают опыт работы с детьми, практикуют свои преподавательские навыки.
Летом в рамках проекта “Университетские смены” мы организовали летний отдых 100 школьников из Донецкой народной республики, показали им Нижний Новгород, Мининский университет. Ребята из 10-11 классов заинтересовались поступлением в наш вуз. А сейчас готовим новогодний праздник для детей участников СВО. Студенты из педагогических отрядов Мининского университета и наши волонтёры проведут представление с конкурсами, хороводом, Дедом Морозом и подарками для детей от 5 до 12 лет.
Но у нас развито не только социальное волонтёрство, но и событийное, спортивное, экологическое. Ребята с активной жизненной позицией, высоким уровнем патриотизма и включённости в жизнь страны – наша гордость!
– Сейчас много говорится об инклюзивном образовании и о том, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья не только могли получить профессию, но и успешно трудоустроиться. Как у вас строится эта работа?
– Ресурсный учебно-методический центр университета Мининского университета успешно организует работу со студентами и выпускниками с ОВЗ. Ребята на протяжении обучения в вузе проходят различные тренинги, осваивают навыки soft-skills, участвуют в конкурсах профессионального мастерства с участием студентов с инвалидностью всероссийского и международного уровней, таких как “Профессиональное завтра”, “Путь к карьере”, “Абилимпикс”. Наши студенты занимают призовые места, начиная с 1-го курса, специалисты РУМЦ выступают кураторами и наставниками ребят, выстраивают работу с учётом индивидуальной траектории развития каждого студента.
Кроме того, специалисты ресурсного центра ведут активную деятельность по масштабированию лучших практик для РУМЦ вузов-партнёров, участвуют в форумах всероссийского уровня, делятся лучшими практиками и методическими рекомендациями по работе со студентами с ОВЗ. А также проводят профориентационную работу для ребят с особыми образовательными потребностями, со школьниками и абитуриентами.
Но основной задачей центра остаётся трудоустройство наших выпускников. Включая студентов в активную образовательную и студенческую жизнь, специалисты РУМЦ Мининского университета готовят их к успешной профессиональной деятельности, ребята достаточно быстро проходят путь социализации сначала в вузе, а потом становятся хорошими специалистами в своём деле.
Кроме того, наши студенты ежегодно проходят тестирование на знание Конституции РФ, а также участвуют в мероприятиях, целью которых является воспитание гражданской ответственности у молодёжи. К примеру, наши студенты стали участниками слёта патриотических клубов “Я горжусь”, прошедшем в середине декабря в Москве.
Чтобы воспитать в студентах гражданскую ответственность, нужно заниматься этим вопросом гораздо раньше – в школе. Мы активно работаем в этом направлении. Мининский университет, реализующий в Нижегородской области проект Министерства Просвещения РФ по созданию психолого-педагогических классов, в этом году на базе школ города и области открыл более 80 психолого-педагогических классов. Наши преподаватели и специалисты курируют школы, в частности 10-11 классы, проводят профориентационные занятия, ведут методическое сопровождение учителей, приобщают обучающихся к традициям и культуре Мининского университета. Ежегодно к нам поступают 20-30 % учеников из профильных классов.
– В университете активно развито и работает волонтёрское движение, ваши студенты оказывают всевозможную помощь семьям мобилизованных, собирают гуманитарную помощь для Донецка и Луганска.
– Да, более 5000 наших студентов участвуют в тех или иных волонтёрских проектах. В этом году волонтёры Мининского университета присоединились к проекту #МЫВМЕСТЕ, который оказывает поддержку мобилизованным и их семьям. Наши студенты и сотрудники провели несколько акций по сбору гуманитарной помощи для участников СВО. Мы собирали канцелярские товары, художественную и учебную литературу для детей, а также продовольственные продукты, которые были отправлены в места дислокации военнослужащих.
Наши студенты и преподаватели в рамках акции “Волонтёры Просвещения – детям защитников Отечества” помогают ученикам с 1-го по 11-й классы с освоением школьной программы. Выступают в роли онлайн-репетиторов, объясняют ребятам как новые темы, так и помогают с домашним заданием. Это полезно и для студентов – они получают опыт работы с детьми, практикуют свои преподавательские навыки.
Летом в рамках проекта “Университетские смены” мы организовали летний отдых 100 школьников из Донецкой народной республики, показали им Нижний Новгород, Мининский университет. Ребята из 10-11 классов заинтересовались поступлением в наш вуз. А сейчас готовим новогодний праздник для детей участников СВО. Студенты из педагогических отрядов Мининского университета и наши волонтёры проведут представление с конкурсами, хороводом, Дедом Морозом и подарками для детей от 5 до 12 лет.
Но у нас развито не только социальное волонтёрство, но и событийное, спортивное, экологическое. Ребята с активной жизненной позицией, высоким уровнем патриотизма и включённости в жизнь страны – наша гордость!
– Сейчас много говорится об инклюзивном образовании и о том, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья не только могли получить профессию, но и успешно трудоустроиться. Как у вас строится эта работа?
– Ресурсный учебно-методический центр университета Мининского университета успешно организует работу со студентами и выпускниками с ОВЗ. Ребята на протяжении обучения в вузе проходят различные тренинги, осваивают навыки soft-skills, участвуют в конкурсах профессионального мастерства с участием студентов с инвалидностью всероссийского и международного уровней, таких как “Профессиональное завтра”, “Путь к карьере”, “Абилимпикс”. Наши студенты занимают призовые места, начиная с 1-го курса, специалисты РУМЦ выступают кураторами и наставниками ребят, выстраивают работу с учётом индивидуальной траектории развития каждого студента.
Кроме того, специалисты ресурсного центра ведут активную деятельность по масштабированию лучших практик для РУМЦ вузов-партнёров, участвуют в форумах всероссийского уровня, делятся лучшими практиками и методическими рекомендациями по работе со студентами с ОВЗ. А также проводят профориентационную работу для ребят с особыми образовательными потребностями, со школьниками и абитуриентами.
Но основной задачей центра остаётся трудоустройство наших выпускников. Включая студентов в активную образовательную и студенческую жизнь, специалисты РУМЦ Мининского университета готовят их к успешной профессиональной деятельности, ребята достаточно быстро проходят путь социализации сначала в вузе, а потом становятся хорошими специалистами в своём деле.