Современный учитель – это лидер
Современный учитель – это лидер
В ноябре 2022 года Нижегородский областной информационный центр совместно с правительством Нижегородской области запустил информационный проект “Купно за едино – вместе за одно”.

410 лет назад призыв нижегородца Козьмы Минина к духовному единению стёр границы и барьеры социального неравенства в обществе и позволил объединить народ ради одной великой цели – служению Отечеству: всё отдать ради возрождения России. Сегодня, как и 400 лет назад, Россия вновь перед выбором: настоящие духовные ценности подменяются фальшивыми, появляются признаки гражданской разобщённости. Очень важно в такой ситуации уделять максимальное внимание воспитанию патриотизма у маленьких россиян. И в этом большую роль играют учителя. Как сейчас выстраивается программа обучения будущих педагогов, “Нижегородской правде” рассказал ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Виктор Сдобняков.
– Виктор Владимирович, какими компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы выступать в духе времени?

– Современный учитель – это лидер, умеющий повести за собой, увлечь предметом, объединить общей идеей и задачей – эти компетенции востребованы в любой профессии.

Сейчас на первое место выходят креативность, самообучаемость, системное мышление, при этом важность фундаментальных знаний не ставится под сомнение. Педагог будущего, а во многом уже сегодняшнего дня, – это человек, формирующий исследовательское пространство вокруг себя. Он помогает проектировать индивидуальные образовательные траектории, создаёт условия для реализации творческого и интеллектуального потенциала детей. Это специалист с развитыми надпрофессиональными навыками, передающий высокие идеалы нравственности и принципы критического мышления своей команде – то есть ученикам. А главное – он самостоятельно ставит задачи и находит их решения.

То есть мы стремимся выпустить из стен вуза эксперта в предметной области, максимально соответствующего запросам работодателей и стратегическим национальным задачам, руководствуясь необходимостью опережающего развития и образования. Ведь в условиях стремительно меняющихся знаний, да и всего мира, следовать за изменениями означает наращивать отставание. Путь один – прогнозировать изменения и опережать их.

– Какие мероприятия организует Мининский университет, чтобы у студентов формировалась гражданская ответственность? И как современный учитель должен воспитывать у молодёжи и детей гражданскую ответственность?
– Мининский университет является ответственным не только за качество образования, но и за воспитание, так как 80% учителей региона – наши выпускники. Поэтому мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию наших студентов, выстраивая эту работу в чётком соответствии с политикой государства. В этом году в образовательных организациях по всей России реализуется проект “Разговоры о важном”, в Мининском университете тоже есть такая практика. Так, еженедельно мы проводим беседы с первокурсниками, а раз в две недели со студентами 2-5 курсов. На данный момент более 2000 студентов приняли участие в этом проекте. Наши педагоги стремятся к разнообразию форматов, поэтому “Разговоры о важном” проходят в форме дискуссионного клуба, лекций, бесед, рublic talk, лекций TED, используя материалы единого портала “Единое содержание общего образования”.

Кроме того, наши студенты ежегодно проходят тестирование на знание Конституции РФ, а также участвуют в мероприятиях, целью которых является воспитание гражданской ответственности у молодёжи. К примеру, наши студенты стали участниками слёта патриотических клубов “Я горжусь”, прошедшем в середине декабря в Москве.

Чтобы воспитать в студентах гражданскую ответственность, нужно заниматься этим вопросом гораздо раньше – в школе. Мы активно работаем в этом направлении. Мининский университет, реализующий в Нижегородской области проект Министерства Просвещения РФ по созданию психолого-педагогических классов, в этом году на базе школ города и области открыл более 80 психолого-педагогических классов. Наши преподаватели и специалисты курируют школы, в частности 10-11 классы, проводят профориентационные занятия, ведут методическое сопровождение учителей, приобщают обучающихся к традициям и культуре Мининского университета. Ежегодно к нам поступают 20-30 % учеников из профильных классов.

– В университете активно развито и работает волонтёрское движение, ваши студенты оказывают всевозможную помощь семьям мобилизованных, собирают гуманитарную помощь для Донецка и Луганска.

– Да, более 5000 наших студентов участвуют в тех или иных волонтёрских проектах. В этом году волонтёры Мининского университета присоединились к проекту #МЫВМЕСТЕ, который оказывает поддержку мобилизованным и их семьям. Наши студенты и сотрудники провели несколько акций по сбору гуманитарной помощи для участников СВО. Мы собирали канцелярские товары, художественную и учебную литературу для детей, а также продовольственные продукты, которые были отправлены в места дислокации военнослужащих.

Наши студенты и преподаватели в рамках акции “Волонтёры Просвещения – детям защитников Отечества” помогают ученикам с 1-го по 11-й классы с освоением школьной программы. Выступают в роли онлайн-репетиторов, объясняют ребятам как новые темы, так и помогают с домашним заданием. Это полезно и для студентов – они получают опыт работы с детьми, практикуют свои преподавательские навыки.

Летом в рамках проекта “Университетские смены” мы организовали летний отдых 100 школьников из Донецкой народной республики, показали им Нижний Новгород, Мининский университет. Ребята из 10-11 классов заинтересовались поступлением в наш вуз. А сейчас готовим новогодний праздник для детей участников СВО. Студенты из педагогических отрядов Мининского университета и наши волонтёры проведут представление с конкурсами, хороводом, Дедом Морозом и подарками для детей от 5 до 12 лет.

Но у нас развито не только социальное волонтёрство, но и событийное, спортивное, экологическое. Ребята с активной жизненной позицией, высоким уровнем патриотизма и включённости в жизнь страны – наша гордость!

– Сейчас много говорится об инклюзивном образовании и о том, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья не только могли получить профессию, но и успешно трудоустроиться. Как у вас строится эта работа?

– Ресурсный учебно-методический центр университета Мининского университета успешно организует работу со студентами и выпускниками с ОВЗ. Ребята на протяжении обучения в вузе проходят различные тренинги, осваивают навыки soft-skills, участвуют в конкурсах профессионального мастерства с участием студентов с инвалидностью всероссийского и международного уровней, таких как “Профессиональное завтра”, “Путь к карьере”, “Абилимпикс”. Наши студенты занимают призовые места, начиная с 1-го курса, специалисты РУМЦ выступают кураторами и наставниками ребят, выстраивают работу с учётом индивидуальной траектории развития каждого студента.

Кроме того, специалисты ресурсного центра ведут активную деятельность по масштабированию лучших практик для РУМЦ вузов-партнёров, участвуют в форумах всероссийского уровня, делятся лучшими практиками и методическими рекомендациями по работе со студентами с ОВЗ. А также проводят профориентационную работу для ребят с особыми образовательными потребностями, со школьниками и абитуриентами.

Но основной задачей центра остаётся трудоустройство наших выпускников. Включая студентов в активную образовательную и студенческую жизнь, специалисты РУМЦ Мининского университета готовят их к успешной профессиональной деятельности, ребята достаточно быстро проходят путь социализации сначала в вузе, а потом становятся хорошими специалистами в своём деле.