Топ-5 цифровых проектов, которые облегчили жизнь нижегородцев
Цифровизация городской среды набирает обороты. Новые платформы внедряются в разных муниципалитетах Нижегородской области, что позволяет горожанам в режиме онлайн отслеживать работу общественного транспорта, контролировать решение городских проблем, оплачивать коммунальные услуги, а представителям власти, депутатам и городским службам работать эффективнее и быстрее.

Мы собрали самые интересные проекты, которые успешно внедрены в области и преимущества которых уже оценили жители региона.
Вам решать
Портал обращений граждан «Вам решать» запущен в Нижегородской области в феврале 2020 года по поручению главы региона Глеба Никитина в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Чтобы проблемы жителей решались как можно быстрее, при рассмотрении обращений задействованы все органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Портал интегрирован в информационно-аналитическую систему «Центр управления регионом», основная задача которого — аккумулирование и анализ входящих данных от жителей из всевозможных источников (от звонков в экстренные службы до обращений в социальные сети) для принятия управленческих решений.
- Современные технологии дают нам возможность реагировать на обращения граждан быстрее, чем этого требует законодательство. Реагировать и правительство, и местные администрации должны своевременно и реальными делами. Никаких отписок.
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
На портале вамрешать.рф пользователи могут задать вопросы или сообщить о проблемах из разных сфер жизни — пожаловаться на отсутствие освещения, яму на дороге, несанкционированную свалку мусора или оставить предложения по благоустройству общественных территорий. Для удобства пользователей все категории обращений структурированы по темам, благодаря чему каждое предложение быстрее поступает к ответственным лицам.

Чтобы оставить сообщение, необходима авторизация через портал госуслуг. Далее нужно нажать кнопку «Подать обращение» в верхнем меню сайта, выбрать подходящую категорию и тему обращения, кратко описать суть проблемы, при необходимости прикрепить фотографии. В системе работает геопривязка объекта, визуализация проблемы «до» и «после» обращения. Ответ публикуется в личном кабинете заявителя и должен информировать о планируемых сроках и мерах для его решения.

Портал стал очень популярен. Ежедневно на него поступают десятки обращений, которые обрабатываются в ускоренно режиме.
Умный Саров
Проект «Умный Саров» стартовал в июне 2018 года. На сегодняшний день система имеет 45 публичных и закрытых слоёв (для служебного пользования). Разработчикам удалось замкнуть „треугольник" — жители, администрация и депутаты.
Другими словами, проект дал возможность взаимодействовать на площадке жителям, которые направляют предложения и замечания по развитию города, и власти, оперативно реагирующей на проблемы. Обращения автоматически попадают для решения в администрацию Сарова, а также депутатам конкретного округа.

Информационная система «Умный Саров» выполнена саровскими разработчиками и позволяет в онлайн-режиме контролировать целый ряд процессов жизнедеятельности города. На портале умныйсаров.рф. горожане могут оставить сообщение о проблеме, которая «наносится» на карту города, и следить за её отработкой.

«Умный Саров» — пример того, что успешная и комфортная цифровизация возможна не только в крупных городах. Саровский опыт включён в перечень лучших практик и уже тиражируется. Более того, главам регионов России и руководителям местного самоуправления рекомендовано изучить лучшие практики использования цифровых платформ, в частности, опыт использования платформы «Умный Саров». Данная рекомендация содержится в перечне поручений Президента России Владимира Путина по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления.
Карта жителя
На сервисе «Карта жителя Нижегородской области» теперь можно оплачивать жилищно-коммунальные услуги и передавать показания приборов учёта. Новый раздел «ЖКХ» запущен совместно с межрегиональным информационно-расчётным центром «Центр-СБК».

При первом заходе в раздел пользователю необходимо привязать к своему профилю лицевые счета, используя информацию с бумажной квитанции «Центр-СБК». После этого жители смогут передавать показания счётчиков, а также видеть историю сведений, переданных ранее.

При необходимости пользователь может добавить несколько лицевых счетов для передачи показаний и оплаты услуг.

Пока раздел доступен только клиентам «Центр-СБК», которое обслуживает более миллиона лицевых счетов на территории региона. Далее планируется добавить и другие организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги.

- Карта жителя Нижегородской области расширяет свои возможности, к проекту присоединяются новые партнёры, увеличивается спектр оказываемых услуг. Что касается ЖКХ, в планах — добавление функции просмотра квитанций с информацией о начислениях и истории платежей, оплата квитанций в режиме онлайн, возможность подать обращение или жалобу, — отметил директор «Центр координации проектов цифровой экономики» Владимир Распопов.

Сервис «Карта жителя Нижегородской области» также интегрирован в информационно-аналитическую систему Центр управления регионом (ЦУР).
Умные остановки
Десятки умных остановок смонтированы в Нижнем Новгороде. Все инновационные павильоны оснащены мультимедийными экранами вывода информации: цифровые табло позволяют нижегородцам в режиме онлайн отслеживать прибытие транспорта, кроме этого они оснащены видеокамерами и беспроводным интернетом.
Во время ожидания автобусов и троллейбусов люди могут прочитать новости или ознакомиться с достопримечательностями города.

Концессионное соглашение о внедрении остановочных павильонов с мультимедийными табло вывода информации между «Ростелеком» и администрацией Нижнего Новгорода было подписано на петербургском международном экономическом форуме в 2018 году.

В «Ростелеком» отмечают, что у компании много совместных идей с правительством Нижегородской области и администрацией Нижнего Новгорода.

- Сейчас активно используется такой термин, как „Умный город". Несомненно, Нижний Новгород претендует на такое звание. Проект „Умные остановки" продолжает нашу совместную работу,— подчеркнули в компании.
Антиснег
Следить за уборкой снега в зимний период в Нижнем Новгороде удобно благодаря информационной системе «Антиснег».

Главная страница сайта представляет собой интерактивную карту. Как только выпадают осадки, дороги окрашиваются в красный цвет, а после прохождения коммунальной техники – в зеленый. Существует возможность оставить заявку, если где-то снег не убирают, прикрепить фотографию и получить обратную связь. Система позволяет установить общественный контроль над уборкой снега в Нижнем Новгороде.
На сайте можно в режиме онлайн увидеть всю технику, которая задействована в работе.

Для того, чтобы принять участие в работе портала, жителю необходимо зарегистрироваться, ввести контактный адрес электронной почты, фамилию, имя, отчество, подтвердить e-mail и авторизоваться.

В данный момент портал выведен из эксплуатации, но как только начнётся зимний сезон 2020 – 2021, он снова заработает.