С потешками по жизни

«Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать. А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок».
































Так в семёновском «Музее матрёшки и деревянной игрушки» рассказывают о начале творческой биографии выдающегося отечественного мастера-игрушечника Луки Васильевича Котикова. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.













Свое дело он обожал и отдавался ему полностью. Когда в 1916 году в Семёнове открылась Школа художественной обработки дерева (ХОД), Лука Васильевич возглавил в ней отделение игрушки и учил молодежь всему, что умел сам.

Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек.

Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки.

А вот что писала пресса об игрушечниках артели.

«Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937).

Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки.


Игрушка государственного уровня

В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова.

А затем – снова выставки, в том числе зарубежные. И очень успешные!

1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон.

В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт.

В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе.

«Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна».

В конце статьи преподносится перспективная новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки.


В некотором экспериментальном царстве…

Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован.


















После демобилизации Роман Иванович работал завпроизводством Семёновского техникума механической обработки дерева. Затем возглавил артель «Экспорт», реорганизованную при нем в фабрику «Хохломская роспись».

С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором.

Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка».













С января 1971 года художественно-экспериментальная фабрика вошла в состав создающегося промышленного объединения по производству сувениров (впоследствии – «Семёновской росписи») в статусе творческой лаборатории. Руководить ею было поручено опять же Роману Ивановичу.

В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало.


Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов.













– Роман Иванович очень много интересных уникальных вещей придумал! – вспоминает художница Фаина Васильевна Смирнова.

Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году.

– Мы там писали маленькие матрёшечки, – вспоминает Фаина Васильевна, – из них потом делали брелочки, значочки всякие. Роман Иванович был энергичный руководитель, постоянно расширял производство. Столько всего было! Шахматы с фигурками в виде матрёшек, стилизованные под матрёшек ручки, пенал с головой матрёшки для первоклашек…

В 1966 году была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов.













– Он очень много времени проводил на работе, – рассказывает сын мастера-изобретателя Сергей Романович Пчелкин. – Коллектив, люди для него всегда были на первом месте, он стоял за них горой. Его, конечно, любили.

Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.


Как генсек королеве матрёшек ручку поцеловал

Художница Альбина Федоровна Дворянинова проработала на «Семёновской росписи» почти сорок лет. В Семёнов Альбина Федоровна приехала в 1941 году четырехлетней девочкой – эвакуировали из Петрозаводска. Выучилась в знаменитой семёновской Школе ХОД, пошла работать в артель имени Калинина, где ее определили в ученицы к знаменитой художнице, впоследствии заслуженному художнику СССР Нине Опарышевой.

В этом году Альбина Федоровна отмечает 85-летие. Мы попробовали сосчитать матрёшек, прошедших через ее руки: навскидку получилось около миллиона. Мало того, Альбина Дворянинова состояла в профкоме, избиралась в депутаты, была членом исполкома райсовета, неизменно участвовала в самодеятельности.

– Это была просто сказка. Весь день сижу, пою да рисую, влюбленная в свою работу, и день бы и ночь писала! Приду домой – муж на гармошке играет, ну и я пою, – вспоминает она, смеясь. Муж мастерицы был знаменитым гармонным мастером из династии Потехиных.

Впрочем, пела она не только дома, но и в хоре предприятия, и в цехе. Имелась на предприятии такая традиция, идущая из давних времен.

– Раньше, бывало, сидим в цехе – а цеха большие, по четыреста человек – художницы все как одна пишут. Тишина. И вдруг начинаем песни петь на наш любимый мотив, на три голоса. Бывает, неожиданно дверь открывается: директор ведет делегацию. И говорит гостям: «Тише! Мои красавицы поют!». Иностранцы так глаза и вытаращивали!















– Я показывала весь процесс обработки, от грунтовки до лачки. Однажды, в Германии на открытие выставки пришел глава социалистической Германии Эрих Хонеккер со свитой, – продолжает она. – Очень удивлялись, как я ладонями лакирую матрёшку, смотрели во все глаза и на меня, и на то, что вокруг. Наше место выставочное было оформлено как лужайка. Все и стояли подолгу, да ахали. И Хонеккер стоит. Мне надо бы идти мыть руки – а гости всё не уходят. Что ж, подарила Хонеккеру матрёшку. Так он руку мне поцеловал, испачканную лаком!


Стиль – это вам не игрушки

Шестидесятые, семидесятые годы для семёновской фабрики были периодом формирования стиля и перехода на качественно новый уровень. И без того немалый ассортимент детских игрушек, столярных и многочисленных токарных, расширялся за счет присоединения центров игрушечного производства в деревнях. Роскошное игрушечно-сувенирное разнообразие – каталки, домики, паровозы, тарантасы, пирамидки, космонавты, герои сказок и многое, многое другое – десятками тысяч выходило на-гора, украшенное уникальной, узнаваемой семёновской росписью. К семидесятым годам прошлого века складываются каноны и образцы классического семёновского стиля.










В это время мастером и начальником художественного цеха фабрики «Семёновская роспись» была Нина Константиновна Криулькова.

Она стала ученицей художницы в середине 50-х годов. В то время матрёшка от грунтовки до лакирования выполнялась одним мастером, который должен был уметь делать все операции. У Нины Константиновны, по ее воспоминаниям, плохо получался контур. Не очень она любила рисовать пером. Не только у нее одной были подобные проблемы. Нашли решение – перейти на пооперационное изготовление сувениров с росписью. Руководить этим процессом и стала Нина Константиновна.










Она в курсе всех дел на фабрике, активно погружена в его сегодняшнюю жизнь: посещает цеха и музей, организовывает встречи, плодотворно общается с сотрудниками всех поколений и живо вспоминает былое. Кроме заслуженных наград за трудовые подвиги Нина Константиновна по праву носит звание заслуженного ветерана Нижегородской области. И именно ее работа до настоящего времени позволяет сказать, что ветераны «Семёновской росписи» – хранители истории, вечно живая нить, обеспечивающая связь современного предприятия с его глубокими корнями.


Во главе

В течение добрых почти сорока лет, с конца 50-х до середины 90-х годов фабрику семёновской росписи возглавляли директора, которые во многом создали традиции, имидж и современную историю предприятия. Это Федор Васильевич Бобков и Александр Александрович Смирнов. Оба они были прекрасными хозяйственниками, опытными менеджерами и проницательными руководителями, знающими толк во всех необходимых сферах работы предприятия, от кадровой политики до наработки крепких международных связей.































– При Бобкове времена были непростые, периодически подводило снабжение, – вспоминает Нина Константиновна Криулькова. – Не хватало то одного, то другого, вплоть до кисточек. Я тогда работала старшим мастером художественного цеха и была членом правления. В конце каждого месяца он собирал членов правления, спрашивал, чего не хватает, и каким-то образом решал все проблемы.

При Александре Александровиче Смирнове фабрика семёновской росписи процветала и гремела во всем мире. Он жил работой и отдавался ей всецело, был исключительно скромным человеком с широкой душой.












На производстве его за глаза называли свойски-уважительно Сан Саныч. Ветераны вспоминают Смирнова как внимательного, доброго и главное – понимающего руководителя. Он никогда не спешил с критикой, наоборот: был нацелен на диалог.

– Вызывает, например, в кабинет, когда не выполняешь план, – рассказывает Нина Константиновна. –Ждешь, когда примет, перенервничаешь, думаешь: сейчас отругает. А вот и нет. Обязательно сначала выслушивал, уточнял, с какими сложностями сталкивается производство – лака, там, не хватило или краски, а затем вызывал снабженцев и давал указания, чтобы нас обеспечили всем необходимым.

От кустарного рукоделия до символа России семёновскую матрёшку поднимали умелыми руками, питали любовью многие люди, наши с вами земляки – настоящие мастера-игрушечники. Умело используя богатый кадровый потенциал и развивая перспективный промысел, они вывели «Семёновскую роспись» на мировой уровень.

Сегодня приоритетное направление работы фабрики – сохранение стилистической чистоты промысла семёновской матрёшки. Строго оберегая традиции, мастера бережно развивают их. В этом – миссия «Семёновской росписи», ведь любой промысел живет и процветает, крепко держась своих корней. А это возможно лишь там, где он родился и вырос. Фабрика и была, и остается единственным хранителем традиций, школы и истории такой народной игрушки, как семёновская матрёшка.
- Традиционные деревянные куклы есть во многих странах мира. Но самые известные японская – Ко кэси, итальянский Пиноккио, немецкий Щелкунчик. Этих трех кукол можно назвать родственниками матрёшки по материалу изготовления.
- На предприятии «ТД «Семёновская роспись» сейчас восстанавливают мериновскую роспись, и уже изготовлена матрёшка «Лиза». Свое имя она получила в честь Елизаветы Майоровой – одной из сестер, осенью 1922 года расписавших неокрашенную куколку, привезенную отцом с Нижегородской ярмарки.
Нынешний год для предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» богат знаковыми юбилеями. Сто лет знаменитой семёновской матрёшке, 90 – самой «Семёновской росписи»; пять лет отмечает созданный при предприятии «Музей матрёшки и деревянной игрушки». А еще есть юбиляры года, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю фабрики – замечательные люди, жизнь и деятельность которых была тесно связана с игрушкой, матрёшкой и «Семеновской росписью».
МАТРЁШКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
- Лак, нанесенный поверх росписи, защищает пальцы обладателей куколок и самих матрёшек. Анилиновые краски, которыми расписывают Семёновскую матрёшку, даже высохнув, оставляют след на руках всех, кто берет куколку, а под лаком это свойство красок пропадает. Кроме того, прозрачное покрытие сохраняет яркость цветов красок и бережет древесину. Не покрывают лаком только Сергиево- Посадскую матрёшку, потому что она рисуется не водорастворимыми красками: акрилом, темперой, маслом и выжигается.
Лука Васильевич Котиков создал невероятное количество «потешек с секретом». Одно движение приводило в действие сразу несколько скрытых механизмов – и крутилась меленка, двигалась повозка и ее пассажиры, энергично махали молотами кузнецы, шевелили лапками и кланялись забавные звери…
Но не только игрушкой занималась семёновская художественно-экспериментальная фабрика. Здесь первыми в стране возобновили выпуск сувениров из забытых природных материалов и из бересты, восстановили производство федосеевской игрушки, возрождали традиции резьбы ковшей и братин, мозаики.
В Монреале на Всемирной выставке «Экспо-67» представили другую космическую матрёшку от Романа Пчелкина – расписную ракету с космонавтами внутри. Некоторые игрушки из изобретенных Романом Пчелкиным перечислены на сайте «Нижегородские промыслы: прошлое и настоящее».
- Художница Альбина Федоровна Дворянинова считается носительницей неофициального титула «королева русской матрёшки». В 70-х годах она была экспортным «лицом» фабрики «Семёновская роспись». Она представляла фабрику и демонстрировала процесс росписи матрёшки на международных ярмарках и выставках в Лейпциге, Брно, Софии .
Сегодня Н.К. Криулькова – председатель совета ветеранов предприятия, ее энергия, искренняя заинтересованность в положении дел на ее родном предприятии не позволяют ей уйти на давно заслуженный отдых.
Удивительный факт: несмотря на выдающиеся успехи предприятия, директор «Семёновской росписи» Александр Смирнов за всю свою трудовую жизнь не был отмечен ни одной наградой! Почему? Возможно, считал, что важнее и честнее поощрять творческих работников…
- Шахмастения – это отпечаток штампом, сделанным из скрученных в круг полосок тканей. Круглым отпечатком-спиралью маскировали недостаток древесины – например, сучки. Со временем элемент стал частью орнамента на платочке матрёшки.
- При производстве каждой матрёшки повторяются несколько обязательных операций. Точение – на токарном станке вытачивают половинки куколки. Грунтовка – на древесину наносят специальное покрытие под покраску. Прорисовка контура – черной тушью наносят лицо, размечают фартук, платок, рукава. Крытье – закрашивание платка и сарафана матрёшки. Прорисовка букета цветов – тушью намалевку, сделанному сочными мазками, придают форму цветов. Лакирование – расписанную матрёшку покрывают лаком, чтобы закрепить краски и защитить древесину. Упаковка – последний штрих перед отправкой матрёшки покупателям.
На фото слева направо:
Ф. В. Смирнова, С. Р. Пчёлкин,
Н. К. Криульникова, А. Ф. Дворянинова
полное собрание впечатлений
Нынешний год для предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» богат знаковыми юбилеями. Сто лет знаменитой семёновской матрёшке, 90 – самой «Семёновской росписи»; пять лет отмечает созданный при предприятии «Музей матрёшки и деревянной игрушки». А еще есть юбиляры года, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю фабрики – замечательные люди, жизнь и деятельность которых была тесно связана с игрушкой, матрёшкой и «Семеновской росписью».
С потешками по жизни

«Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать. А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок».
Так в семёновском «Музее матрёшки и деревянной игрушки» рассказывают о начале творческой биографии выдающегося отечественного мастера-игрушечника Луки Васильевича Котикова. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.
Лука Васильевич Котиков создал невероятное количество «потешек с секретом». Одно движение приводило в действие сразу несколько скрытых механизмов – и крутилась меленка, двигалась повозка и ее пассажиры, энергично махали молотами кузнецы, шевелили лапками и кланялись забавные звери…
Свое дело он обожал и отдавался ему полностью. Когда в 1916 году в Семёнове открылась Школа художественной обработки дерева (ХОД), Лука Васильевич возглавил в ней отделение игрушки и учил молодежь всему, что умел сам.

Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек.

Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки.
- Традиционные деревянные куклы есть во многих странах мира. Но самые известные японская – Ко кэси, итальянский Пиноккио, немецкий Щелкунчик. Этих трех кукол можно назвать родственниками матрёшки по материалу изготовления.
А вот что писала пресса об игрушечниках артели.

«Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937).

Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки.


Игрушка государственного уровня

В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова.
- Лак, нанесенный поверх росписи, защищает пальцы обладателей куколок и самих матрёшек. Анилиновые краски, которыми расписывают Семёновскую матрёшку, даже высохнув, оставляют след на руках всех, кто берет куколку, а под лаком это свойство красок пропадает. Кроме того, прозрачное покрытие сохраняет яркость цветов красок и бережет древесину. Не покрывают лаком только Сергиево- Посадскую матрёшку, потому что она рисуется не водорастворимыми красками: акрилом, темперой, маслом и выжигается.
А затем – снова выставки, в том числе зарубежные. И очень успешные!

1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон.

В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт.

В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе.

«Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна».

В конце статьи преподносится перспективная новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки.


В некотором экспериментальном царстве…

Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован.
После демобилизации Роман Иванович работал завпроизводством Семёновского техникума механической обработки дерева. Затем возглавил артель «Экспорт», реорганизованную при нем в фабрику «Хохломская роспись».

С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором.

Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка».
Но не только игрушкой занималась семёновская художественно-экспериментальная фабрика. Здесь первыми в стране возобновили выпуск сувениров из забытых природных материалов и из бересты, восстановили производство федосеевской игрушки, возрождали традиции резьбы ковшей и братин, мозаики.
С января 1971 года художественно-экспериментальная фабрика вошла в состав создающегося промышленного объединения по производству сувениров (впоследствии – «Семёновской росписи») в статусе творческой лаборатории. Руководить ею было поручено опять же Роману Ивановичу.

В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало.


Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов.
На фото слева направо: Ф. В. Смирнова, С. Р. Пчёлкин, Н. К. Криульникова, А. Ф. Дворянинова
– Роман Иванович очень много интересных уникальных вещей придумал! – вспоминает художница Фаина Васильевна Смирнова.

Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году.
- На предприятии «ТД «Семёновская роспись» сейчас восстанавливают мериновскую роспись, и уже изготовлена матрёшка «Лиза». Свое имя она получила в честь Елизаветы Майоровой – одной из сестер, осенью 1922 года расписавших неокрашенную куколку, привезенную отцом с Нижегородской ярмарки.
– Мы там писали маленькие матрёшечки, – вспоминает Фаина Васильевна, – из них потом делали брелочки, значочки всякие. Роман Иванович был энергичный руководитель, постоянно расширял производство. Столько всего было! Шахматы с фигурками в виде матрёшек, стилизованные под матрёшек ручки, пенал с головой матрёшки для первоклашек…

В 1966 году была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов.
В Монреале на Всемирной выставке «Экспо-67» представили другую космическую матрёшку от Романа Пчелкина – расписную ракету с космонавтами внутри. Некоторые игрушки из изобретенных Романом Пчелкиным перечислены на сайте «Нижегородские промыслы: прошлое и настоящее».
– Он очень много времени проводил на работе, – рассказывает сын мастера-изобретателя Сергей Романович Пчелкин. – Коллектив, люди для него всегда были на первом месте, он стоял за них горой. Его, конечно, любили.

Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.


Как генсек королеве матрёшек ручку поцеловал

Художница Альбина Федоровна Дворянинова проработала на «Семёновской росписи» почти сорок лет. В Семёнов Альбина Федоровна приехала в 1941 году четырехлетней девочкой – эвакуировали из Петрозаводска. Выучилась в знаменитой семёновской Школе ХОД, пошла работать в артель имени Калинина, где ее определили в ученицы к знаменитой художнице, впоследствии заслуженному художнику СССР Нине Опарышевой.
- Шахмастения – это отпечаток штампом, сделанным из скрученных в круг полосок тканей. Круглым отпечатком-спиралью маскировали недостаток древесины – например, сучки. Со временем элемент стал частью орнамента на платочке матрёшки.
В этом году Альбина Федоровна отмечает 85-летие. Мы попробовали сосчитать матрёшек, прошедших через ее руки: навскидку получилось около миллиона. Мало того, Альбина Дворянинова состояла в профкоме, избиралась в депутаты, была членом исполкома райсовета, неизменно участвовала в самодеятельности.

– Это была просто сказка. Весь день сижу, пою да рисую, влюбленная в свою работу, и день бы и ночь писала! Приду домой – муж на гармошке играет, ну и я пою, – вспоминает она, смеясь. Муж мастерицы был знаменитым гармонным мастером из династии Потехиных.

Впрочем, пела она не только дома, но и в хоре предприятия, и в цехе. Имелась на предприятии такая традиция, идущая из давних времен.

– Раньше, бывало, сидим в цехе – а цеха большие, по четыреста человек – художницы все как одна пишут. Тишина. И вдруг начинаем песни петь на наш любимый мотив, на три голоса. Бывает, неожиданно дверь открывается: директор ведет делегацию. И говорит гостям: «Тише! Мои красавицы поют!». Иностранцы так глаза и вытаращивали!
- Художница Альбина Федоровна Дворянинова считается носительницей неофициального титула «королева русской матрёшки». В 70-х годах она была экспортным «лицом» фабрики «Семёновская роспись». Она представляла фабрику и демонстрировала процесс росписи матрёшки на международных ярмарках и выставках в Лейпциге, Брно, Софии .
– Я показывала весь процесс обработки, от грунтовки до лачки. Однажды, в Германии на открытие выставки пришел глава социалистической Германии Эрих Хонеккер со свитой, – продолжает она. – Очень удивлялись, как я ладонями лакирую матрёшку, смотрели во все глаза и на меня, и на то, что вокруг. Наше место выставочное было оформлено как лужайка. Все и стояли подолгу, да ахали. И Хонеккер стоит. Мне надо бы идти мыть руки – а гости всё не уходят. Что ж, подарила Хонеккеру матрёшку. Так он руку мне поцеловал, испачканную лаком!


Стиль – это вам не игрушки

Шестидесятые, семидесятые годы для семёновской фабрики были периодом формирования стиля и перехода на качественно новый уровень. И без того немалый ассортимент детских игрушек, столярных и многочисленных токарных, расширялся за счет присоединения центров игрушечного производства в деревнях. Роскошное игрушечно-сувенирное разнообразие – каталки, домики, паровозы, тарантасы, пирамидки, космонавты, герои сказок и многое, многое другое – десятками тысяч выходило на-гора, украшенное уникальной, узнаваемой семёновской росписью. К семидесятым годам прошлого века складываются каноны и образцы классического семёновского стиля.
В это время мастером и начальником художественного цеха фабрики «Семёновская роспись» была Нина Константиновна Криулькова.

Она стала ученицей художницы в середине 50-х годов. В то время матрёшка от грунтовки до лакирования выполнялась одним мастером, который должен был уметь делать все операции. У Нины Константиновны, по ее воспоминаниям, плохо получался контур. Не очень она любила рисовать пером. Не только у нее одной были подобные проблемы. Нашли решение – перейти на пооперационное изготовление сувениров с росписью. Руководить этим процессом и стала Нина Константиновна.
Сегодня Н.К. Криулькова – председатель совета ветеранов предприятия, ее энергия, искренняя заинтересованность в положении дел на ее родном предприятии не позволяют ей уйти на давно заслуженный отдых.
Она в курсе всех дел на фабрике, активно погружена в его сегодняшнюю жизнь: посещает цеха и музей, организовывает встречи, плодотворно общается с сотрудниками всех поколений и живо вспоминает былое. Кроме заслуженных наград за трудовые подвиги Нина Константиновна по праву носит звание заслуженного ветерана Нижегородской области. И именно ее работа до настоящего времени позволяет сказать, что ветераны «Семёновской росписи» – хранители истории, вечно живая нить, обеспечивающая связь современного предприятия с его глубокими корнями.


Во главе

В течение добрых почти сорока лет, с конца 50-х до середины 90-х годов фабрику семёновской росписи возглавляли директора, которые во многом создали традиции, имидж и современную историю предприятия. Это Федор Васильевич Бобков и Александр Александрович Смирнов. Оба они были прекрасными хозяйственниками, опытными менеджерами и проницательными руководителями, знающими толк во всех необходимых сферах работы предприятия, от кадровой политики до наработки крепких международных связей.
– При Бобкове времена были непростые, периодически подводило снабжение, – вспоминает Нина Константиновна Криулькова. – Не хватало то одного, то другого, вплоть до кисточек. Я тогда работала старшим мастером художественного цеха и была членом правления. В конце каждого месяца он собирал членов правления, спрашивал, чего не хватает, и каким-то образом решал все проблемы.

При Александре Александровиче Смирнове фабрика семёновской росписи процветала и гремела во всем мире. Он жил работой и отдавался ей всецело, был исключительно скромным человеком с широкой душой.
Удивительный факт: несмотря на выдающиеся успехи предприятия, директор «Семёновской росписи» Александр Смирнов за всю свою трудовую жизнь не был отмечен ни одной наградой! Почему? Возможно, считал, что важнее и честнее поощрять творческих работников…
На производстве его за глаза называли свойски-уважительно Сан Саныч. Ветераны вспоминают Смирнова как внимательного, доброго и главное – понимающего руководителя. Он никогда не спешил с критикой, наоборот: был нацелен на диалог.

– Вызывает, например, в кабинет, когда не выполняешь план, – рассказывает Нина Константиновна. –Ждешь, когда примет, перенервничаешь, думаешь: сейчас отругает. А вот и нет. Обязательно сначала выслушивал, уточнял, с какими сложностями сталкивается производство – лака, там, не хватило или краски, а затем вызывал снабженцев и давал указания, чтобы нас обеспечили всем необходимым.
- При производстве каждой матрёшки повторяются несколько обязательных операций. Точение – на токарном станке вытачивают половинки куколки. Грунтовка – на древесину наносят специальное покрытие под покраску. Прорисовка контура – черной тушью наносят лицо, размечают фартук, платок, рукава. Крытье – закрашивание платка и сарафана матрёшки. Прорисовка букета цветов – тушью намалевку, сделанному сочными мазками, придают форму цветов. Лакирование – расписанную матрёшку покрывают лаком, чтобы закрепить краски и защитить древесину. Упаковка – последний штрих перед отправкой матрёшки покупателям.
От кустарного рукоделия до символа России семёновскую матрёшку поднимали умелыми руками, питали любовью многие люди, наши с вами земляки – настоящие мастера-игрушечники. Умело используя богатый кадровый потенциал и развивая перспективный промысел, они вывели «Семёновскую роспись» на мировой уровень.

Сегодня приоритетное направление работы фабрики – сохранение стилистической чистоты промысла семёновской матрёшки. Строго оберегая традиции, мастера бережно развивают их. В этом – миссия «Семёновской росписи», ведь любой промысел живет и процветает, крепко держась своих корней. А это возможно лишь там, где он родился и вырос. Фабрика и была, и остается единственным хранителем традиций, школы и истории такой народной игрушки, как семёновская матрёшка.