С потешками по жизни
«Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать. А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок».
Так в семёновском «Музее матрёшки и деревянной игрушки» рассказывают о начале творческой биографии выдающегося отечественного мастера-игрушечника Луки Васильевича Котикова. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.
Свое дело он обожал и отдавался ему полностью. Когда в 1916 году в Семёнове открылась Школа художественной обработки дерева (ХОД), Лука Васильевич возглавил в ней отделение игрушки и учил молодежь всему, что умел сам.
Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек.
Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки.
А вот что писала пресса об игрушечниках артели.
«Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937).
Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки.
Игрушка государственного уровня
В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова.
А затем – снова выставки, в том числе зарубежные. И очень успешные!
1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон.
В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт.
В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе.
«Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна».
В конце статьи преподносится перспективная новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки.
В некотором экспериментальном царстве…
Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован.
После демобилизации Роман Иванович работал завпроизводством Семёновского техникума механической обработки дерева. Затем возглавил артель «Экспорт», реорганизованную при нем в фабрику «Хохломская роспись».
С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором.
Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка».
С января 1971 года художественно-экспериментальная фабрика вошла в состав создающегося промышленного объединения по производству сувениров (впоследствии – «Семёновской росписи») в статусе творческой лаборатории. Руководить ею было поручено опять же Роману Ивановичу.
В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало.
Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов.
– Роман Иванович очень много интересных уникальных вещей придумал! – вспоминает художница Фаина Васильевна Смирнова.
Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году.
– Мы там писали маленькие матрёшечки, – вспоминает Фаина Васильевна, – из них потом делали брелочки, значочки всякие. Роман Иванович был энергичный руководитель, постоянно расширял производство. Столько всего было! Шахматы с фигурками в виде матрёшек, стилизованные под матрёшек ручки, пенал с головой матрёшки для первоклашек…
В 1966 году была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов.
– Он очень много времени проводил на работе, – рассказывает сын мастера-изобретателя Сергей Романович Пчелкин. – Коллектив, люди для него всегда были на первом месте, он стоял за них горой. Его, конечно, любили.
Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.
Как генсек королеве матрёшек ручку поцеловал
Художница Альбина Федоровна Дворянинова проработала на «Семёновской росписи» почти сорок лет. В Семёнов Альбина Федоровна приехала в 1941 году четырехлетней девочкой – эвакуировали из Петрозаводска. Выучилась в знаменитой семёновской Школе ХОД, пошла работать в артель имени Калинина, где ее определили в ученицы к знаменитой художнице, впоследствии заслуженному художнику СССР Нине Опарышевой.
В этом году Альбина Федоровна отмечает 85-летие. Мы попробовали сосчитать матрёшек, прошедших через ее руки: навскидку получилось около миллиона. Мало того, Альбина Дворянинова состояла в профкоме, избиралась в депутаты, была членом исполкома райсовета, неизменно участвовала в самодеятельности.
– Это была просто сказка. Весь день сижу, пою да рисую, влюбленная в свою работу, и день бы и ночь писала! Приду домой – муж на гармошке играет, ну и я пою, – вспоминает она, смеясь. Муж мастерицы был знаменитым гармонным мастером из династии Потехиных.
Впрочем, пела она не только дома, но и в хоре предприятия, и в цехе. Имелась на предприятии такая традиция, идущая из давних времен.
– Раньше, бывало, сидим в цехе – а цеха большие, по четыреста человек – художницы все как одна пишут. Тишина. И вдруг начинаем песни петь на наш любимый мотив, на три голоса. Бывает, неожиданно дверь открывается: директор ведет делегацию. И говорит гостям: «Тише! Мои красавицы поют!». Иностранцы так глаза и вытаращивали!
– Я показывала весь процесс обработки, от грунтовки до лачки. Однажды, в Германии на открытие выставки пришел глава социалистической Германии Эрих Хонеккер со свитой, – продолжает она. – Очень удивлялись, как я ладонями лакирую матрёшку, смотрели во все глаза и на меня, и на то, что вокруг. Наше место выставочное было оформлено как лужайка. Все и стояли подолгу, да ахали. И Хонеккер стоит. Мне надо бы идти мыть руки – а гости всё не уходят. Что ж, подарила Хонеккеру матрёшку. Так он руку мне поцеловал, испачканную лаком!
Стиль – это вам не игрушки
Шестидесятые, семидесятые годы для семёновской фабрики были периодом формирования стиля и перехода на качественно новый уровень. И без того немалый ассортимент детских игрушек, столярных и многочисленных токарных, расширялся за счет присоединения центров игрушечного производства в деревнях. Роскошное игрушечно-сувенирное разнообразие – каталки, домики, паровозы, тарантасы, пирамидки, космонавты, герои сказок и многое, многое другое – десятками тысяч выходило на-гора, украшенное уникальной, узнаваемой семёновской росписью. К семидесятым годам прошлого века складываются каноны и образцы классического семёновского стиля.
В это время мастером и начальником художественного цеха фабрики «Семёновская роспись» была Нина Константиновна Криулькова.
Она стала ученицей художницы в середине 50-х годов. В то время матрёшка от грунтовки до лакирования выполнялась одним мастером, который должен был уметь делать все операции. У Нины Константиновны, по ее воспоминаниям, плохо получался контур. Не очень она любила рисовать пером. Не только у нее одной были подобные проблемы. Нашли решение – перейти на пооперационное изготовление сувениров с росписью. Руководить этим процессом и стала Нина Константиновна.
Она в курсе всех дел на фабрике, активно погружена в его сегодняшнюю жизнь: посещает цеха и музей, организовывает встречи, плодотворно общается с сотрудниками всех поколений и живо вспоминает былое. Кроме заслуженных наград за трудовые подвиги Нина Константиновна по праву носит звание заслуженного ветерана Нижегородской области. И именно ее работа до настоящего времени позволяет сказать, что ветераны «Семёновской росписи» – хранители истории, вечно живая нить, обеспечивающая связь современного предприятия с его глубокими корнями.
Во главе
В течение добрых почти сорока лет, с конца 50-х до середины 90-х годов фабрику семёновской росписи возглавляли директора, которые во многом создали традиции, имидж и современную историю предприятия. Это Федор Васильевич Бобков и Александр Александрович Смирнов. Оба они были прекрасными хозяйственниками, опытными менеджерами и проницательными руководителями, знающими толк во всех необходимых сферах работы предприятия, от кадровой политики до наработки крепких международных связей.
– При Бобкове времена были непростые, периодически подводило снабжение, – вспоминает Нина Константиновна Криулькова. – Не хватало то одного, то другого, вплоть до кисточек. Я тогда работала старшим мастером художественного цеха и была членом правления. В конце каждого месяца он собирал членов правления, спрашивал, чего не хватает, и каким-то образом решал все проблемы.
При Александре Александровиче Смирнове фабрика семёновской росписи процветала и гремела во всем мире. Он жил работой и отдавался ей всецело, был исключительно скромным человеком с широкой душой.
На производстве его за глаза называли свойски-уважительно Сан Саныч. Ветераны вспоминают Смирнова как внимательного, доброго и главное – понимающего руководителя. Он никогда не спешил с критикой, наоборот: был нацелен на диалог.
– Вызывает, например, в кабинет, когда не выполняешь план, – рассказывает Нина Константиновна. –Ждешь, когда примет, перенервничаешь, думаешь: сейчас отругает. А вот и нет. Обязательно сначала выслушивал, уточнял, с какими сложностями сталкивается производство – лака, там, не хватило или краски, а затем вызывал снабженцев и давал указания, чтобы нас обеспечили всем необходимым.
От кустарного рукоделия до символа России семёновскую матрёшку поднимали умелыми руками, питали любовью многие люди, наши с вами земляки – настоящие мастера-игрушечники. Умело используя богатый кадровый потенциал и развивая перспективный промысел, они вывели «Семёновскую роспись» на мировой уровень.
Сегодня приоритетное направление работы фабрики – сохранение стилистической чистоты промысла семёновской матрёшки. Строго оберегая традиции, мастера бережно развивают их. В этом – миссия «Семёновской росписи», ведь любой промысел живет и процветает, крепко держась своих корней. А это возможно лишь там, где он родился и вырос. Фабрика и была, и остается единственным хранителем традиций, школы и истории такой народной игрушки, как семёновская матрёшка.
«Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать. А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок».
Так в семёновском «Музее матрёшки и деревянной игрушки» рассказывают о начале творческой биографии выдающегося отечественного мастера-игрушечника Луки Васильевича Котикова. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.
Свое дело он обожал и отдавался ему полностью. Когда в 1916 году в Семёнове открылась Школа художественной обработки дерева (ХОД), Лука Васильевич возглавил в ней отделение игрушки и учил молодежь всему, что умел сам.
Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек.
Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки.
А вот что писала пресса об игрушечниках артели.
«Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937).
Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки.
Игрушка государственного уровня
В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова.
А затем – снова выставки, в том числе зарубежные. И очень успешные!
1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон.
В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт.
В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе.
«Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна».
В конце статьи преподносится перспективная новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки.
В некотором экспериментальном царстве…
Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован.
После демобилизации Роман Иванович работал завпроизводством Семёновского техникума механической обработки дерева. Затем возглавил артель «Экспорт», реорганизованную при нем в фабрику «Хохломская роспись».
С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором.
Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка».
С января 1971 года художественно-экспериментальная фабрика вошла в состав создающегося промышленного объединения по производству сувениров (впоследствии – «Семёновской росписи») в статусе творческой лаборатории. Руководить ею было поручено опять же Роману Ивановичу.
В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало.
Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов.
– Роман Иванович очень много интересных уникальных вещей придумал! – вспоминает художница Фаина Васильевна Смирнова.
Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году.
– Мы там писали маленькие матрёшечки, – вспоминает Фаина Васильевна, – из них потом делали брелочки, значочки всякие. Роман Иванович был энергичный руководитель, постоянно расширял производство. Столько всего было! Шахматы с фигурками в виде матрёшек, стилизованные под матрёшек ручки, пенал с головой матрёшки для первоклашек…
В 1966 году была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов.
– Он очень много времени проводил на работе, – рассказывает сын мастера-изобретателя Сергей Романович Пчелкин. – Коллектив, люди для него всегда были на первом месте, он стоял за них горой. Его, конечно, любили.
Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.
Как генсек королеве матрёшек ручку поцеловал
Художница Альбина Федоровна Дворянинова проработала на «Семёновской росписи» почти сорок лет. В Семёнов Альбина Федоровна приехала в 1941 году четырехлетней девочкой – эвакуировали из Петрозаводска. Выучилась в знаменитой семёновской Школе ХОД, пошла работать в артель имени Калинина, где ее определили в ученицы к знаменитой художнице, впоследствии заслуженному художнику СССР Нине Опарышевой.
В этом году Альбина Федоровна отмечает 85-летие. Мы попробовали сосчитать матрёшек, прошедших через ее руки: навскидку получилось около миллиона. Мало того, Альбина Дворянинова состояла в профкоме, избиралась в депутаты, была членом исполкома райсовета, неизменно участвовала в самодеятельности.
– Это была просто сказка. Весь день сижу, пою да рисую, влюбленная в свою работу, и день бы и ночь писала! Приду домой – муж на гармошке играет, ну и я пою, – вспоминает она, смеясь. Муж мастерицы был знаменитым гармонным мастером из династии Потехиных.
Впрочем, пела она не только дома, но и в хоре предприятия, и в цехе. Имелась на предприятии такая традиция, идущая из давних времен.
– Раньше, бывало, сидим в цехе – а цеха большие, по четыреста человек – художницы все как одна пишут. Тишина. И вдруг начинаем песни петь на наш любимый мотив, на три голоса. Бывает, неожиданно дверь открывается: директор ведет делегацию. И говорит гостям: «Тише! Мои красавицы поют!». Иностранцы так глаза и вытаращивали!
– Я показывала весь процесс обработки, от грунтовки до лачки. Однажды, в Германии на открытие выставки пришел глава социалистической Германии Эрих Хонеккер со свитой, – продолжает она. – Очень удивлялись, как я ладонями лакирую матрёшку, смотрели во все глаза и на меня, и на то, что вокруг. Наше место выставочное было оформлено как лужайка. Все и стояли подолгу, да ахали. И Хонеккер стоит. Мне надо бы идти мыть руки – а гости всё не уходят. Что ж, подарила Хонеккеру матрёшку. Так он руку мне поцеловал, испачканную лаком!
Стиль – это вам не игрушки
Шестидесятые, семидесятые годы для семёновской фабрики были периодом формирования стиля и перехода на качественно новый уровень. И без того немалый ассортимент детских игрушек, столярных и многочисленных токарных, расширялся за счет присоединения центров игрушечного производства в деревнях. Роскошное игрушечно-сувенирное разнообразие – каталки, домики, паровозы, тарантасы, пирамидки, космонавты, герои сказок и многое, многое другое – десятками тысяч выходило на-гора, украшенное уникальной, узнаваемой семёновской росписью. К семидесятым годам прошлого века складываются каноны и образцы классического семёновского стиля.
В это время мастером и начальником художественного цеха фабрики «Семёновская роспись» была Нина Константиновна Криулькова.
Она стала ученицей художницы в середине 50-х годов. В то время матрёшка от грунтовки до лакирования выполнялась одним мастером, который должен был уметь делать все операции. У Нины Константиновны, по ее воспоминаниям, плохо получался контур. Не очень она любила рисовать пером. Не только у нее одной были подобные проблемы. Нашли решение – перейти на пооперационное изготовление сувениров с росписью. Руководить этим процессом и стала Нина Константиновна.
Она в курсе всех дел на фабрике, активно погружена в его сегодняшнюю жизнь: посещает цеха и музей, организовывает встречи, плодотворно общается с сотрудниками всех поколений и живо вспоминает былое. Кроме заслуженных наград за трудовые подвиги Нина Константиновна по праву носит звание заслуженного ветерана Нижегородской области. И именно ее работа до настоящего времени позволяет сказать, что ветераны «Семёновской росписи» – хранители истории, вечно живая нить, обеспечивающая связь современного предприятия с его глубокими корнями.
Во главе
В течение добрых почти сорока лет, с конца 50-х до середины 90-х годов фабрику семёновской росписи возглавляли директора, которые во многом создали традиции, имидж и современную историю предприятия. Это Федор Васильевич Бобков и Александр Александрович Смирнов. Оба они были прекрасными хозяйственниками, опытными менеджерами и проницательными руководителями, знающими толк во всех необходимых сферах работы предприятия, от кадровой политики до наработки крепких международных связей.
– При Бобкове времена были непростые, периодически подводило снабжение, – вспоминает Нина Константиновна Криулькова. – Не хватало то одного, то другого, вплоть до кисточек. Я тогда работала старшим мастером художественного цеха и была членом правления. В конце каждого месяца он собирал членов правления, спрашивал, чего не хватает, и каким-то образом решал все проблемы.
При Александре Александровиче Смирнове фабрика семёновской росписи процветала и гремела во всем мире. Он жил работой и отдавался ей всецело, был исключительно скромным человеком с широкой душой.
На производстве его за глаза называли свойски-уважительно Сан Саныч. Ветераны вспоминают Смирнова как внимательного, доброго и главное – понимающего руководителя. Он никогда не спешил с критикой, наоборот: был нацелен на диалог.
– Вызывает, например, в кабинет, когда не выполняешь план, – рассказывает Нина Константиновна. –Ждешь, когда примет, перенервничаешь, думаешь: сейчас отругает. А вот и нет. Обязательно сначала выслушивал, уточнял, с какими сложностями сталкивается производство – лака, там, не хватило или краски, а затем вызывал снабженцев и давал указания, чтобы нас обеспечили всем необходимым.
От кустарного рукоделия до символа России семёновскую матрёшку поднимали умелыми руками, питали любовью многие люди, наши с вами земляки – настоящие мастера-игрушечники. Умело используя богатый кадровый потенциал и развивая перспективный промысел, они вывели «Семёновскую роспись» на мировой уровень.
Сегодня приоритетное направление работы фабрики – сохранение стилистической чистоты промысла семёновской матрёшки. Строго оберегая традиции, мастера бережно развивают их. В этом – миссия «Семёновской росписи», ведь любой промысел живет и процветает, крепко держась своих корней. А это возможно лишь там, где он родился и вырос. Фабрика и была, и остается единственным хранителем традиций, школы и истории такой народной игрушки, как семёновская матрёшка.
- Традиционные деревянные куклы есть во многих странах мира. Но самые известные японская – Ко кэси, итальянский Пиноккио, немецкий Щелкунчик. Этих трех кукол можно назвать родственниками матрёшки по материалу изготовления.
- На предприятии «ТД «Семёновская роспись» сейчас восстанавливают мериновскую роспись, и уже изготовлена матрёшка «Лиза». Свое имя она получила в честь Елизаветы Майоровой – одной из сестер, осенью 1922 года расписавших неокрашенную куколку, привезенную отцом с Нижегородской ярмарки.
Нынешний год для предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» богат знаковыми юбилеями. Сто лет знаменитой семёновской матрёшке, 90 – самой «Семёновской росписи»; пять лет отмечает созданный при предприятии «Музей матрёшки и деревянной игрушки». А еще есть юбиляры года, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю фабрики – замечательные люди, жизнь и деятельность которых была тесно связана с игрушкой, матрёшкой и «Семеновской росписью».
МАТРЁШКА
ВПЕЧАТЛЕНИЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
- Лак, нанесенный поверх росписи, защищает пальцы обладателей куколок и самих матрёшек. Анилиновые краски, которыми расписывают Семёновскую матрёшку, даже высохнув, оставляют след на руках всех, кто берет куколку, а под лаком это свойство красок пропадает. Кроме того, прозрачное покрытие сохраняет яркость цветов красок и бережет древесину. Не покрывают лаком только Сергиево- Посадскую матрёшку, потому что она рисуется не водорастворимыми красками: акрилом, темперой, маслом и выжигается.
Лука Васильевич Котиков создал невероятное количество «потешек с секретом». Одно движение приводило в действие сразу несколько скрытых механизмов – и крутилась меленка, двигалась повозка и ее пассажиры, энергично махали молотами кузнецы, шевелили лапками и кланялись забавные звери…
Но не только игрушкой занималась семёновская художественно-экспериментальная фабрика. Здесь первыми в стране возобновили выпуск сувениров из забытых природных материалов и из бересты, восстановили производство федосеевской игрушки, возрождали традиции резьбы ковшей и братин, мозаики.
В Монреале на Всемирной выставке «Экспо-67» представили другую космическую матрёшку от Романа Пчелкина – расписную ракету с космонавтами внутри. Некоторые игрушки из изобретенных Романом Пчелкиным перечислены на сайте «Нижегородские промыслы: прошлое и настоящее».
- Художница Альбина Федоровна Дворянинова считается носительницей неофициального титула «королева русской матрёшки». В 70-х годах она была экспортным «лицом» фабрики «Семёновская роспись». Она представляла фабрику и демонстрировала процесс росписи матрёшки на международных ярмарках и выставках в Лейпциге, Брно, Софии .
Сегодня Н.К. Криулькова – председатель совета ветеранов предприятия, ее энергия, искренняя заинтересованность в положении дел на ее родном предприятии не позволяют ей уйти на давно заслуженный отдых.
Удивительный факт: несмотря на выдающиеся успехи предприятия, директор «Семёновской росписи» Александр Смирнов за всю свою трудовую жизнь не был отмечен ни одной наградой! Почему? Возможно, считал, что важнее и честнее поощрять творческих работников…
- Шахмастения – это отпечаток штампом, сделанным из скрученных в круг полосок тканей. Круглым отпечатком-спиралью маскировали недостаток древесины – например, сучки. Со временем элемент стал частью орнамента на платочке матрёшки.
- При производстве каждой матрёшки повторяются несколько обязательных операций. Точение – на токарном станке вытачивают половинки куколки. Грунтовка – на древесину наносят специальное покрытие под покраску. Прорисовка контура – черной тушью наносят лицо, размечают фартук, платок, рукава. Крытье – закрашивание платка и сарафана матрёшки. Прорисовка букета цветов – тушью намалевку, сделанному сочными мазками, придают форму цветов. Лакирование – расписанную матрёшку покрывают лаком, чтобы закрепить краски и защитить древесину. Упаковка – последний штрих перед отправкой матрёшки покупателям.
На фото слева направо:
Ф. В. Смирнова, С. Р. Пчёлкин,
Н. К. Криульникова, А. Ф. Дворянинова
Ф. В. Смирнова, С. Р. Пчёлкин,
Н. К. Криульникова, А. Ф. Дворянинова
полное собрание впечатлений
Нынешний год для предприятия «Торговый Дом «Семёновская роспись» богат знаковыми юбилеями. Сто лет знаменитой семёновской матрёшке, 90 – самой «Семёновской росписи»; пять лет отмечает созданный при предприятии «Музей матрёшки и деревянной игрушки». А еще есть юбиляры года, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю фабрики – замечательные люди, жизнь и деятельность которых была тесно связана с игрушкой, матрёшкой и «Семеновской росписью».
С потешками по жизни
«Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать. А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок».
«Зачинателем игрушки в Семёнове был Лука Котиков. Ему было 11 лет, его сестре – девять. Они остались сиротами и пришли в Семёнов, держась за руки. Их поселили в землянке, выстроенной напротив церкви. Лука был подмастерьем, а в свободное время из досочек и щепочек учился делать игрушки – надо было как-то выживать. А его сестре выделили закуток в бане, и там она из лыка и лоскутков плела куколок».
Так в семёновском «Музее матрёшки и деревянной игрушки» рассказывают о начале творческой биографии выдающегося отечественного мастера-игрушечника Луки Васильевича Котикова. В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения.
Лука Васильевич Котиков создал невероятное количество «потешек с секретом». Одно движение приводило в действие сразу несколько скрытых механизмов – и крутилась меленка, двигалась повозка и ее пассажиры, энергично махали молотами кузнецы, шевелили лапками и кланялись забавные звери…
Свое дело он обожал и отдавался ему полностью. Когда в 1916 году в Семёнове открылась Школа художественной обработки дерева (ХОД), Лука Васильевич возглавил в ней отделение игрушки и учил молодежь всему, что умел сам.
Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек.
Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки.
Двадцатые годы прошлого века принесли новую форму организации труда. Мастера стали собираться в артели. В Семёнове появляются артели «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина»: от них ведет свою историю фабрика «Семёновская роспись». Ее день рождения 29 октября 1932 года. В артели имени М.И. Калинина как раз работал Лука Котиков – руководил бригадой, был мастером-инструктором по созданию новых образцов игрушек.
Молва о семёновских умельцах шла по всей стране. Их мастерство было отмечено и «официально»: так, в 1936 году мастер-игрушечник Котиков стал обладателем первой премии областной выставки.
- Традиционные деревянные куклы есть во многих странах мира. Но самые известные японская – Ко кэси, итальянский Пиноккио, немецкий Щелкунчик. Этих трех кукол можно назвать родственниками матрёшки по материалу изготовления.
А вот что писала пресса об игрушечниках артели.
«Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937).
Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки.
Игрушка государственного уровня
В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова.
«Деревянные игрушки семёновских кустарей славятся далеко за пределами области. Семёновская артель им. Калинина, в которой работает 200 человек, выпускает свыше 150 различных видов игрушек. Тут и матрёшка, и лошадки, птицы и животные, пароходы, автомобили и пр.» («Горьковская коммуна» от 20.10.1937).
Имя Котикова тогда часто появлялось на страницах газет, а выставки мастеров-игрушечников становились заметным событием. Продолжил дело отца и его сын – Котиков Александр Лукич, ставший также знатным мастером народной игрушки.
Игрушка государственного уровня
В Великую Отечественную войну в цехах артели имени Калинина изготавливался более актуальный ассортимент – черенки для саперных лопаток. Однако и об игрушке не забывали. Значимость «развлекательной» продукции семёновских мастеров прекрасно понимали и на государственном уровне, а потому, еще до окончания войны, все чаще и все громче стали раздаваться призывы восстановить и развить знаменитые промыслы. В 1946 году решили, что специализироваться на выпуске художественных изделий будут артели Васильсурска и Семёнова.
- Лак, нанесенный поверх росписи, защищает пальцы обладателей куколок и самих матрёшек. Анилиновые краски, которыми расписывают Семёновскую матрёшку, даже высохнув, оставляют след на руках всех, кто берет куколку, а под лаком это свойство красок пропадает. Кроме того, прозрачное покрытие сохраняет яркость цветов красок и бережет древесину. Не покрывают лаком только Сергиево- Посадскую матрёшку, потому что она рисуется не водорастворимыми красками: акрилом, темперой, маслом и выжигается.
А затем – снова выставки, в том числе зарубежные. И очень успешные!
1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон.
В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт.
В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе.
«Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна».
В конце статьи преподносится перспективная новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки.
В некотором экспериментальном царстве…
Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован.
1951 год – дебют за границей: 15 наименований игрушек артели имени Калинина отправлены на выставку в Лондон.
В 1953 году «Семёновский кооператор» и «Артель имени М.И. Калинина» объединились в артель «Игрушка». В этом же году матрёшку стали поставлять на экспорт.
В 1957 году артель «Игрушка» получает ответственный заказ на изготовление 53 тысяч матрёшек для выставки в Брюсселе.
«Слава об этой игрушке давно уже ходит по свету. На Всемирную выставку в Брюсселе семёновская матрёшка представила 53 тысячи матрёшек и получила за них премию. Там же Роспромсовет за семёновскую матрёшку – за эту самобытную оригинальную красочную игрушку – удостоен золотой медали. Спрос на семёновские игрушки значительный…», – пишет в 1959 году та же «Горьковская коммуна».
В конце статьи преподносится перспективная новость: в скором времени в Семёнове на базе артели будет построена фабрика игрушки.
В некотором экспериментальном царстве…
Будущий художник Роман Иванович Пчелкин родился аккурат в год рождения семёновской матрёшки: сто лет назад в деревне Мошна Семёновского района, в большой семье председателя колхоза. Возможно, это отчасти повлияло и на его судьбу. Девятнадцатилетним парнем был призван на фронт. Прошел всю войну, получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени. В 1943 году лишился левой руки и был демобилизован.
После демобилизации Роман Иванович работал завпроизводством Семёновского техникума механической обработки дерева. Затем возглавил артель «Экспорт», реорганизованную при нем в фабрику «Хохломская роспись».
С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором.
Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка».
С 1963 года Роман Иванович руководит коллективом творческой лаборатории фабрики «Игрушка». Через три года организуется художественно-экспериментальная фабрика, и он становится ее директором.
Художественно-экспериментальная фабрика создавала образцы игрушек, которые производились не только в своих цехах, но и шли в производство на предприятие «Сувенир», бывшую фабрику «Игрушка».
Но не только игрушкой занималась семёновская художественно-экспериментальная фабрика. Здесь первыми в стране возобновили выпуск сувениров из забытых природных материалов и из бересты, восстановили производство федосеевской игрушки, возрождали традиции резьбы ковшей и братин, мозаики.
С января 1971 года художественно-экспериментальная фабрика вошла в состав создающегося промышленного объединения по производству сувениров (впоследствии – «Семёновской росписи») в статусе творческой лаборатории. Руководить ею было поручено опять же Роману Ивановичу.
В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало.
Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов.
В начале семидесятых годов он по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, но успел сделать немало.
Де-факто Роман Иванович Пчелкин руководил отдельным «государством», где кипела новаторская мысль, которая не позволила исчезнуть окончательно с семёновской земли многим направлениям народных художественных промыслов.
На фото слева направо: Ф. В. Смирнова, С. Р. Пчёлкин, Н. К. Криульникова, А. Ф. Дворянинова
– Роман Иванович очень много интересных уникальных вещей придумал! – вспоминает художница Фаина Васильевна Смирнова.
Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году.
Ровесница «Семёновской росписи», она работала под руководством Пчелкина, придя к нему на экспериментальную фабрику в 1968 году.
- На предприятии «ТД «Семёновская роспись» сейчас восстанавливают мериновскую роспись, и уже изготовлена матрёшка «Лиза». Свое имя она получила в честь Елизаветы Майоровой – одной из сестер, осенью 1922 года расписавших неокрашенную куколку, привезенную отцом с Нижегородской ярмарки.
– Мы там писали маленькие матрёшечки, – вспоминает Фаина Васильевна, – из них потом делали брелочки, значочки всякие. Роман Иванович был энергичный руководитель, постоянно расширял производство. Столько всего было! Шахматы с фигурками в виде матрёшек, стилизованные под матрёшек ручки, пенал с головой матрёшки для первоклашек…
В 1966 году была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов.
В 1966 году была создана матрёшка «Космос освоен»: внутри ракеты скрывались десять вкладышей-космонавтов.
В Монреале на Всемирной выставке «Экспо-67» представили другую космическую матрёшку от Романа Пчелкина – расписную ракету с космонавтами внутри. Некоторые игрушки из изобретенных Романом Пчелкиным перечислены на сайте «Нижегородские промыслы: прошлое и настоящее».
– Он очень много времени проводил на работе, – рассказывает сын мастера-изобретателя Сергей Романович Пчелкин. – Коллектив, люди для него всегда были на первом месте, он стоял за них горой. Его, конечно, любили.
Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.
Как генсек королеве матрёшек ручку поцеловал
Художница Альбина Федоровна Дворянинова проработала на «Семёновской росписи» почти сорок лет. В Семёнов Альбина Федоровна приехала в 1941 году четырехлетней девочкой – эвакуировали из Петрозаводска. Выучилась в знаменитой семёновской Школе ХОД, пошла работать в артель имени Калинина, где ее определили в ученицы к знаменитой художнице, впоследствии заслуженному художнику СССР Нине Опарышевой.
Сохранилась семейная реликвия: толстый брусок из нержавеющей стали, которым он прижимал лист бумаги, фиксируя его – и рисовал. Постоянно рисовал! Его изобретения рождались, как из рога изобилия.
Как генсек королеве матрёшек ручку поцеловал
Художница Альбина Федоровна Дворянинова проработала на «Семёновской росписи» почти сорок лет. В Семёнов Альбина Федоровна приехала в 1941 году четырехлетней девочкой – эвакуировали из Петрозаводска. Выучилась в знаменитой семёновской Школе ХОД, пошла работать в артель имени Калинина, где ее определили в ученицы к знаменитой художнице, впоследствии заслуженному художнику СССР Нине Опарышевой.
- Шахмастения – это отпечаток штампом, сделанным из скрученных в круг полосок тканей. Круглым отпечатком-спиралью маскировали недостаток древесины – например, сучки. Со временем элемент стал частью орнамента на платочке матрёшки.
В этом году Альбина Федоровна отмечает 85-летие. Мы попробовали сосчитать матрёшек, прошедших через ее руки: навскидку получилось около миллиона. Мало того, Альбина Дворянинова состояла в профкоме, избиралась в депутаты, была членом исполкома райсовета, неизменно участвовала в самодеятельности.
– Это была просто сказка. Весь день сижу, пою да рисую, влюбленная в свою работу, и день бы и ночь писала! Приду домой – муж на гармошке играет, ну и я пою, – вспоминает она, смеясь. Муж мастерицы был знаменитым гармонным мастером из династии Потехиных.
Впрочем, пела она не только дома, но и в хоре предприятия, и в цехе. Имелась на предприятии такая традиция, идущая из давних времен.
– Раньше, бывало, сидим в цехе – а цеха большие, по четыреста человек – художницы все как одна пишут. Тишина. И вдруг начинаем песни петь на наш любимый мотив, на три голоса. Бывает, неожиданно дверь открывается: директор ведет делегацию. И говорит гостям: «Тише! Мои красавицы поют!». Иностранцы так глаза и вытаращивали!
– Это была просто сказка. Весь день сижу, пою да рисую, влюбленная в свою работу, и день бы и ночь писала! Приду домой – муж на гармошке играет, ну и я пою, – вспоминает она, смеясь. Муж мастерицы был знаменитым гармонным мастером из династии Потехиных.
Впрочем, пела она не только дома, но и в хоре предприятия, и в цехе. Имелась на предприятии такая традиция, идущая из давних времен.
– Раньше, бывало, сидим в цехе – а цеха большие, по четыреста человек – художницы все как одна пишут. Тишина. И вдруг начинаем песни петь на наш любимый мотив, на три голоса. Бывает, неожиданно дверь открывается: директор ведет делегацию. И говорит гостям: «Тише! Мои красавицы поют!». Иностранцы так глаза и вытаращивали!
- Художница Альбина Федоровна Дворянинова считается носительницей неофициального титула «королева русской матрёшки». В 70-х годах она была экспортным «лицом» фабрики «Семёновская роспись». Она представляла фабрику и демонстрировала процесс росписи матрёшки на международных ярмарках и выставках в Лейпциге, Брно, Софии .
– Я показывала весь процесс обработки, от грунтовки до лачки. Однажды, в Германии на открытие выставки пришел глава социалистической Германии Эрих Хонеккер со свитой, – продолжает она. – Очень удивлялись, как я ладонями лакирую матрёшку, смотрели во все глаза и на меня, и на то, что вокруг. Наше место выставочное было оформлено как лужайка. Все и стояли подолгу, да ахали. И Хонеккер стоит. Мне надо бы идти мыть руки – а гости всё не уходят. Что ж, подарила Хонеккеру матрёшку. Так он руку мне поцеловал, испачканную лаком!
Стиль – это вам не игрушки
Шестидесятые, семидесятые годы для семёновской фабрики были периодом формирования стиля и перехода на качественно новый уровень. И без того немалый ассортимент детских игрушек, столярных и многочисленных токарных, расширялся за счет присоединения центров игрушечного производства в деревнях. Роскошное игрушечно-сувенирное разнообразие – каталки, домики, паровозы, тарантасы, пирамидки, космонавты, герои сказок и многое, многое другое – десятками тысяч выходило на-гора, украшенное уникальной, узнаваемой семёновской росписью. К семидесятым годам прошлого века складываются каноны и образцы классического семёновского стиля.
Стиль – это вам не игрушки
Шестидесятые, семидесятые годы для семёновской фабрики были периодом формирования стиля и перехода на качественно новый уровень. И без того немалый ассортимент детских игрушек, столярных и многочисленных токарных, расширялся за счет присоединения центров игрушечного производства в деревнях. Роскошное игрушечно-сувенирное разнообразие – каталки, домики, паровозы, тарантасы, пирамидки, космонавты, герои сказок и многое, многое другое – десятками тысяч выходило на-гора, украшенное уникальной, узнаваемой семёновской росписью. К семидесятым годам прошлого века складываются каноны и образцы классического семёновского стиля.
В это время мастером и начальником художественного цеха фабрики «Семёновская роспись» была Нина Константиновна Криулькова.
Она стала ученицей художницы в середине 50-х годов. В то время матрёшка от грунтовки до лакирования выполнялась одним мастером, который должен был уметь делать все операции. У Нины Константиновны, по ее воспоминаниям, плохо получался контур. Не очень она любила рисовать пером. Не только у нее одной были подобные проблемы. Нашли решение – перейти на пооперационное изготовление сувениров с росписью. Руководить этим процессом и стала Нина Константиновна.
Она стала ученицей художницы в середине 50-х годов. В то время матрёшка от грунтовки до лакирования выполнялась одним мастером, который должен был уметь делать все операции. У Нины Константиновны, по ее воспоминаниям, плохо получался контур. Не очень она любила рисовать пером. Не только у нее одной были подобные проблемы. Нашли решение – перейти на пооперационное изготовление сувениров с росписью. Руководить этим процессом и стала Нина Константиновна.
Сегодня Н.К. Криулькова – председатель совета ветеранов предприятия, ее энергия, искренняя заинтересованность в положении дел на ее родном предприятии не позволяют ей уйти на давно заслуженный отдых.
Она в курсе всех дел на фабрике, активно погружена в его сегодняшнюю жизнь: посещает цеха и музей, организовывает встречи, плодотворно общается с сотрудниками всех поколений и живо вспоминает былое. Кроме заслуженных наград за трудовые подвиги Нина Константиновна по праву носит звание заслуженного ветерана Нижегородской области. И именно ее работа до настоящего времени позволяет сказать, что ветераны «Семёновской росписи» – хранители истории, вечно живая нить, обеспечивающая связь современного предприятия с его глубокими корнями.
Во главе
В течение добрых почти сорока лет, с конца 50-х до середины 90-х годов фабрику семёновской росписи возглавляли директора, которые во многом создали традиции, имидж и современную историю предприятия. Это Федор Васильевич Бобков и Александр Александрович Смирнов. Оба они были прекрасными хозяйственниками, опытными менеджерами и проницательными руководителями, знающими толк во всех необходимых сферах работы предприятия, от кадровой политики до наработки крепких международных связей.
Во главе
В течение добрых почти сорока лет, с конца 50-х до середины 90-х годов фабрику семёновской росписи возглавляли директора, которые во многом создали традиции, имидж и современную историю предприятия. Это Федор Васильевич Бобков и Александр Александрович Смирнов. Оба они были прекрасными хозяйственниками, опытными менеджерами и проницательными руководителями, знающими толк во всех необходимых сферах работы предприятия, от кадровой политики до наработки крепких международных связей.
– При Бобкове времена были непростые, периодически подводило снабжение, – вспоминает Нина Константиновна Криулькова. – Не хватало то одного, то другого, вплоть до кисточек. Я тогда работала старшим мастером художественного цеха и была членом правления. В конце каждого месяца он собирал членов правления, спрашивал, чего не хватает, и каким-то образом решал все проблемы.
При Александре Александровиче Смирнове фабрика семёновской росписи процветала и гремела во всем мире. Он жил работой и отдавался ей всецело, был исключительно скромным человеком с широкой душой.
При Александре Александровиче Смирнове фабрика семёновской росписи процветала и гремела во всем мире. Он жил работой и отдавался ей всецело, был исключительно скромным человеком с широкой душой.
Удивительный факт: несмотря на выдающиеся успехи предприятия, директор «Семёновской росписи» Александр Смирнов за всю свою трудовую жизнь не был отмечен ни одной наградой! Почему? Возможно, считал, что важнее и честнее поощрять творческих работников…
На производстве его за глаза называли свойски-уважительно Сан Саныч. Ветераны вспоминают Смирнова как внимательного, доброго и главное – понимающего руководителя. Он никогда не спешил с критикой, наоборот: был нацелен на диалог.
– Вызывает, например, в кабинет, когда не выполняешь план, – рассказывает Нина Константиновна. –Ждешь, когда примет, перенервничаешь, думаешь: сейчас отругает. А вот и нет. Обязательно сначала выслушивал, уточнял, с какими сложностями сталкивается производство – лака, там, не хватило или краски, а затем вызывал снабженцев и давал указания, чтобы нас обеспечили всем необходимым.
– Вызывает, например, в кабинет, когда не выполняешь план, – рассказывает Нина Константиновна. –Ждешь, когда примет, перенервничаешь, думаешь: сейчас отругает. А вот и нет. Обязательно сначала выслушивал, уточнял, с какими сложностями сталкивается производство – лака, там, не хватило или краски, а затем вызывал снабженцев и давал указания, чтобы нас обеспечили всем необходимым.
- При производстве каждой матрёшки повторяются несколько обязательных операций. Точение – на токарном станке вытачивают половинки куколки. Грунтовка – на древесину наносят специальное покрытие под покраску. Прорисовка контура – черной тушью наносят лицо, размечают фартук, платок, рукава. Крытье – закрашивание платка и сарафана матрёшки. Прорисовка букета цветов – тушью намалевку, сделанному сочными мазками, придают форму цветов. Лакирование – расписанную матрёшку покрывают лаком, чтобы закрепить краски и защитить древесину. Упаковка – последний штрих перед отправкой матрёшки покупателям.
От кустарного рукоделия до символа России семёновскую матрёшку поднимали умелыми руками, питали любовью многие люди, наши с вами земляки – настоящие мастера-игрушечники. Умело используя богатый кадровый потенциал и развивая перспективный промысел, они вывели «Семёновскую роспись» на мировой уровень.
Сегодня приоритетное направление работы фабрики – сохранение стилистической чистоты промысла семёновской матрёшки. Строго оберегая традиции, мастера бережно развивают их. В этом – миссия «Семёновской росписи», ведь любой промысел живет и процветает, крепко держась своих корней. А это возможно лишь там, где он родился и вырос. Фабрика и была, и остается единственным хранителем традиций, школы и истории такой народной игрушки, как семёновская матрёшка.
Сегодня приоритетное направление работы фабрики – сохранение стилистической чистоты промысла семёновской матрёшки. Строго оберегая традиции, мастера бережно развивают их. В этом – миссия «Семёновской росписи», ведь любой промысел живет и процветает, крепко держась своих корней. А это возможно лишь там, где он родился и вырос. Фабрика и была, и остается единственным хранителем традиций, школы и истории такой народной игрушки, как семёновская матрёшка.